Цель урока: Сформировать начальные представления о поведении гражданина в обществе, показать сущность гражданского поведения человека.
Задачи:
1. Научить отличать гражданские поступки от обыденных
2. Показать значение понятия «гражданин»
3. Развить общие навыки анализа поступков.
Необходимое оборудование: Учебное пособие «Граждановедение» для учащихся 5 класса под редакцией Я. В. Соколова, научно-внедренческий центр «Гражданин», 1997 г.; Конституция Российской Федерации (Фрагмент); раздаточный материал для работы в группах.
Опережающее задание: Приготовить мини доклады об адмирале Корнилове, о биологе И. И. Мечникове и Ф. П. Гаазе.
Составляющие части урока:
Вводная часть – повторение
предыдущей темы «От чего зависят поступки
человека и переход к теме «Гражданин».
Основная часть – работа в группах с
учебным пособием, раздаточным материалом и
Конституцией Российской Федерации.
Заключительная часть – итоговое
обобщение, домашнее задание.
Оформление доски: Тема урока «Гражданин», эпиграф «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» Н. А. Некрасов, кроссворд «От чего зависят поступки человека».
1 этап. Содержание вводной части:
Приветствие учащихся, повторение предыдущей темы, переход к теме урока, озвучивание темы, знакомство с целями и задачами урока.
Давайте вспомним, от чего зависят поступки человека, нам поможет в этом кроссворд.
1. Характер.
2. Воля.
3. Ум.
Организуется работа в группах:
Подумайте, как бы вы поступили в следующих ситуациях.
1. Загорелся соседний лес или дом;
2. Человек, оказавшийся в беде, попросил деньги в долг;
3. Потребовалась кровь для раненого;
4. Необходимо сходить пешком за 10 километров и принести лекарство для постороннего человека;
5. В разговоре, оскорбительно отозвались о твоей стране.
Ребята выполняют задание:
А теперь представьте, что точно такие же решения принял другой человек, но:
1. Загорелся твой дом;
2. В беде оказался ты, и деньги понадобились тебе или твоим родным;
3. Кровь понадобилась для тебя;
4. В лекарстве нуждаешься ты или твои родные;
5. Оскорбили тебя самого.
Проводится анализ поступков учителем. Показывается отличие обыденных поступков от гражданских.
Вводится тема урока.
2 этап. Содержание основной части.
Непосредственная работа по теме.
Чтобы узнать кто такой гражданин, уместно организовать работу в виде совместного поиска групп гражданина.
Организуется работа в группах.
Задание первой группе.
Внимательно прочитайте первые два абзаца §2 учебного пособия; ст. 6 Конституции Российской Федерации. Ответьте на вопросы.
Какие значения слова «гражданин» вам известны?
Все ли жители страны являются её гражданами?
Статья 6.
Гражданство Российской Федерации
приобретается и прекращается в соответствии с
федеральным законом, является единым и равным
независимо от основания.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает
на её территории всеми правами и свободами и
несёт равные обязанности, предусмотренные
Конституцией Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации не может быть
лишён своего гражданства или права изменить его.
Задание второй группе.
Внимательно прочитайте первые два абзаца §2 учебного пособия. Ответьте на вопросы.
Как вы понимаете слова «достойный сын Отечества»?
Можно ли с уверенностью сказать, что забывчивый гражданин, судья и жилец квартиры являются сыновьями Отечества?
Заслушивание докладов.
Задание первой группе.
Внимательно выслушайте доклады, прочитайте текст с. 15–16 учебного пособия. Ответьте на вопрос.
Кто из выдающихся людей заслужил высокое звание гражданина?
Задание второй группе.
Внимательно выслушайте доклады, прочитайте текст с. 15–16 учебного пособия. Ответьте на вопрос.
Можно ли назвать этих выдающихся людей достойными сыновьями Отечества? Почему?
Вопросы обеим группам.
Как вы думаете, означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищает Родину с оружием в руках?
Какие поступки могут совершить обычные люди, чтобы их назвали гражданами, достойными сыновьями Отечества?
Формулировка понятия «гражданин» проводится в виде заполнения рабочего листа « Настоящий гражданин – это…», используя рассказ со с. 17–18 учебного пособия.
Каждая группа представляет свою формулировку.
3 этап. Содержание заключительной части.
Итоговое обобщение.
Что необходимо делать, чтобы стать гражданином, достойным сыном Отечества?
Гражданин – это человек, который любит свою Родину, переживает её беды и трудности как свои собственные, действует на благо своей страны и не может быть равнодушным, потому что только активные действия граждан сделают свою Родину процветающей
Итак, гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего народа.
Формулировка понятия записывается в тетрадь.
Учитель подводит итоги изученного на уроке материала, акцентирует внимание учащихся на вновь изученных терминах, объявляет оценки, полученные учащимися на уроке, задаёт домашнее задание.
Домашнее задание.
Приготовьте рассказ о своём, пусть небольшом, гражданском поступке.