Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать учащихся к изучаемому материалу их познавательную активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мыслительную деятельность школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Существуют три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся заниматься:
Интерес к предмету. Я изучаю математику, потому что сам процесс обучения доставляет мне удовольствие. Высшая степень интереса – это уже увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как решение.
Сознательность. Занятия по данному предмету мне скучны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставлю себя заниматься.
Принуждение. Я занимаюсь, потому что меня кто-то заставляет (родители, учитель.) Это принуждение иногда дополняется страхом наказания или соблазном награды.
Интерес к предмету, очевидно, самый сильный стимул к учению, и он не заменим ничем. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает производительность занятий. Интерес к уроку можно поддерживать необычными приемами обучения, новизной подачи материала. Немаловажная роль отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов создает у детей бодрое рабочее настроение, дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет, но надо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Привожу один урок с целью показать целесообразность использования и применения игровых ситуаций в определенных условиях.
Урок математики в 5 классе.
Тема урока: Площади. Единицы площади
Цели урока:
1. образовательная: обобщение и систематизация материала темы;
2. развивающая: развитие внимания, памяти, мышления и речи;
3. воспитательная: воспитание интереса к математике, воспитание активности, умения общаться.
Оборудование урока: лист информации, формулы на карточках, жетоны, таблицы-задания каждому, «Ключ» ответов на плакате, ответы на графический диктант, плакаты «План участка», «Деревья», цветик-семицветик.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Девиз урока: Чем больше я знаю, тем больше умею.
– Как вы это понимаете?
Лист информации
(Вопросы, пожелания, комментарии в течение урока прикрепляются на лист информации)
Жетоны за работу, в конце урока подведем итоги, получим отметки.
Будет больше устной работы, будьте активны!
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Устная работа. Повторение формул, единиц измерения по схеме:
обозначение,
формула,
единицы измерения.
IV. Графический диктант, (на слух) да __, нет ?
52 +42 = 32 (41, нет)
2 га = 20000 мІ (да)
со сторонами 4 и 6 равна 20 м2 (24 м2, нет)
15x + 12 – 7x = 8x +12 (да)
делимое 45,
частное 15. делитель 60. (3, нет)произведение 24 км/ч и 3 ч равно 72 км (да)
периметр квадрата со стороной 3 см = 12 см2 (12 см, нет)
путь 60 см, скорость 15 см/ч , t = 4 с (да)
1 дм 3 см = 103 см (13см, нет)
2 м2 = 200 дм2 (да)
Поменялись тетрадями. Взаимопроверка. Плакат с ответами – на доске.
V. Основная часть урока.
Стук в дверь.
Учитель: Вероятно, опоздавшие гости.
Появляется Буратино с «Азбукой», учебником математики и ключиком.
Буратино: Здравствуйте, ребята.
Учитель: Здравствуй, Буратино. Что это ты такой грустный?
Буратино: Да вот, я плохо учился в школе, «Азбуку» продал. Сейчас я другую купил, вот и «Математика» у меня есть, но никак не могу самостоятельно справиться с заданиями.
Учитель: Что, ребята, поможем Буратино? Покажем ему, как необходимо выполнять задание?
Ну, показывай, Буратино, свои задания.
Буратино: Вот! (Достает карточку). Надо определить, что здесь лишнее?
километр дециметр сантиметр гектар миллиметр |
треугольник квадрат прямоугольник круг пятиугольник |
А почему? (ответы учащихся)
Буратино: Вот здорово! Спасибо, ребята! А, может быть, вы и с этим заданием справитесь? Надо найти пару, чтобы получить верные равенства. (Достает карточки)
3 см2 — 300 мм2,
30 дм2 — 3000 см2,
3 км2 — 3000000 м2. (запись в тетрадях и на доске.)
Буратино: Спасибо за помощь. Я, пожалуй, пойду.
Учитель: Пожалуйста, Буратино. Не грусти! Будет нужна помощь – приходи.
Входит лиса Алиса.
Алиса: Здравствуйте! Я шла мимо и услышала, что здесь могут оказать помощь.
(Вывешивает плакат с рисунком своего дома и огорода ).
Вот! Я измерила сторону своего забора, она оказалась равной 13 м. Другую сторону измерить никак не могу, потому что её пересекает канава. Мой сосед, кот Базилио, сказал, что периметр моего забора 158 м. Но я все равно не могу измерить другую сторону, т.к. даже не знаю этого странного слова «периметр», и как его использовать.
Учитель: Ребята, поможем лисе Алисе вычислить другую сторону огорода?
Что же такое периметр? Как найти периметр? (пишут на доске 3 формулы):
p = a + a + b + b; p = 2a +2b; p = 2(a+b).
Какой удобно воспользоваться?
I вариант – по 2-й формуле:
158 = 2 * 13 + 2b,
158 = 26 + 2b,
2b = 158 – 26,
b = 66.
II вариант – по 3-й формуле:
158 = 2(13 + b),
13 + b = 158 : 2,
13 + b = 79,
b = 79 – 13,
b = 66.
III вариант – по 1-й формуле:
158 = 13 + 13 + 2b,
158 = 26 + 2b,
2b = 132,
b = 66.
Алиса: Вот спасибо. Как у вас ловко получается. Я вам за это подарю «цветик-семицветик», который рос вон в том углу моего сада. Прощайте.
Учитель: Вот рыжая плутовка! Только ее и видели! Ребята, а ведь «цветик-семицветик» не простой, он с заданиями! Придется выполнять!
отрывают лепестки. Самостоятельно выполняют задание, один у доски.
(Вешаю плакат, пока решают)
Выходит кот Базилио (в солнечных очках), будто слепой, выходит к доске и пытается рассмотреть плакат, вывешенный на доску.
Базилио: Ой, здравствуйте!
Я ищу место, где этот бестолковый Буратино зарыл золотые монеты, и никак не могу понять, что обозначают эти таинственные цифры и знаки.
Учитель: Ребята, а вы тоже не знаете, что делать? Я, кажется, догадалась. Надо найти корни уравнений, которые спрятались в ветвях. А затем поставить стрелку от «ореха» к «корзине» (корню уравнения).
13x + 15x – 24 = 60 (3)
18y – 7y – 10 = 12 (2)
(x + 98) * 59 = 6018 (4)
975 * (y – 7) = 14625 (22)
51815 : (p – 42) = 1205 (1)
На доске и в тетрадях фиксируют решение.
Учитель: Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант (III в.) (портрет), о котором писали:
Он уйму всяких разрешил проблем.
И запахи предсказывал, и ливни.
Поистине, его познанья дивны.
VI. Самостоятельная работа.
На парте – таблица «Прочитай
пословицу!» (Приложение 1) Кто
быстрее! Что она означает? (Каждому –
«заготовку», работаем карандашом).
На доске – таблица-расшифровка (Приложение
2).
Получается пословица: «Кончил дело – гуляй смело».
VII. Итог урока.
Каждый для себя отвечает на вопрос: Чему я научился сегодня на уроке?
Есть желающие прокомментировать это вслух?
Спасибо сказочным героям, они помогают учению с увлечением!
Дом/задание: Карточка устного счета. № 24; 23(а, б). № 792; 793.
Книжки-подарки!
Оценки по жетонам (средний балл из всех полученных жетонов).
Красный жетон – «5»
Зеленый – «4»
Желтый – «3».