Учебный проект на тему: "Домашние животные"

Разделы: Работа с дошкольниками


Постановка проблемы:

Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей с ЗПР (особенно, если приходят в группу новые дети 4-5 лет) очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно называть, не могут отличить корову от козы, не знают названий частей тела; все детеныши этих животных для наших детей просто «маленькая коровка» или «маленькая лошадка» (и это еще в лучшем случае). Так же дети затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа существительных в родительном падеже, уменьшительно- ласкательной формы, притяжательных местоимений и прочее, что присуще для детей с ЗПР, так как у них обычно присутствует и общее недоразвитие речи). У наших детей очень слабая речевая память, зачастую отсутствует и чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов. У многих детей не сформирована связная речь, а в данной теме очень благодатный и многообразный материал и для развития памяти детей и для формирования связной речи. Вот для того, чтобы решить все эти проблемы да и многие еще другие, мною были разработаны проекты по темам «Домашние животные» и «Домашние птицы», т.к. эти темы очень близки по своему содержанию и практически относятся к единой теме «Животные».

Цель: Расширение и обобщение знаний детей о домашних животных. Коррекция речевых и психических процессов.

Задачи:

  • Узнавание и правильное называние домашних животных и их детенышей: для детей старшей группы (2-я подгруппа)- корова, свинья, лошадь, собака, кошка + коза, овца - для детей подготовительной группы (1-я подгруппа);
  • Расширение знания о том, чем питаются животные, где живут, какую пользу приносят людям;
  • Формирование словаря:
    • расшрять запас слов, обозначающих названия действий и признаков;
    • научить использовать в речи существительные с обобщающим значением (ферма, скотовод, водопой);
  • Совершенствование лексических и грамматических средств языка:
    • учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными (коровий хвост, лошадиная грива, козьи копытца);
    • учить образовывать однородные слова со словами-названиями животных (кот- котик- котенок - котята);
    • упражнять в использовании в разговорной речи существительные множественного числа (много коров, лошадей, коз), а так же существительные родительного падежа единственного числа (нет коровы, козы, лошади);
  • Коррекция звукопроизношения свистящих и шипящих звуков на основе специально подобранных упражнений и чистоговорок;
  • Формирование связной речи детей - диалогической (при пересказе сказок) и монологической (при составлении описательных рассказов по картинкам и при составлении рассказов по серии сюжетных картинок);
  • Коррекция речевой памяти посредством заучивания стихов-шуток с опорой на зрительное восприятие;
  • Формирование обобщающих понятий «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними);
  • Коррекция двигательной сферы на основе операций с общей и мелкой моторикой.
  • Коррекция психических процессов (внимания, логического мышления) на основе подобранных дидактических и развивающих игр;
  • Коррекция волевой сферы на основе упражнений психо - гимнастики.

Предполагаемый результат:

С учетом того, что в группе ЗПР всего 10 детей и из них: 4 человека шестилетки, 6 человек – 4-5 лет (один ребенок не говорящий).

1. Предполагается усвоение программы по данной теме:

  • на оптимальном уровне - 3 детей
  • на достаточном уровне - 6 детей

2. Благодаря усвоению детьми метода проектов будет создана целостная развивающая система, объединяющая учебную, совместную и самостоятельную деятельность детей.

3. Улучшится речевая память у - 9 детей.

4. Научатся составлять описательные рассказы о животных - 3 детей; пересказывать короткие литературные тексты о животных - 8 детей; составлять рассказы по сериям сюжетных картинок - 7 детей.

Популяризация проекта

Будет осуществляться разными путями:

  • через оформление стенда в кабинете н темы «Домашние животные»;
  • через проведение занятий на темы: пересказ В. Сутеева «Кто сказал мяу?» (все дети) составление рассказов по серии сюжетных картинок «Кот-шалун» (подг.группа) и пересказ В. Сутеева «Три котенка» по опорным картинкам (дети ст.гр.);
  • через презентацию проекта на родительском собрании в группе;
  • через создание совместной книги о животных;
  • через драматизацию.

Оценка результатов

Оценка эффективности результатов по итогам работы будет поводиться по результатам промежуточной диагностики (в январе).

Оценка социально- личностного развития детей будет отслеживаться через наблюдение и анализ детской деятельности, их речевого творчества.

Субъекты: дети, воспитатели, родители, дефектолог.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (на тему: «Домашние животные»)

№ п-пРазделы программыВиды деятельности

1.Познавательная

1. Рассматривание фигурок животных, иллюстраций о животных, книг: «Чья мама?», «Кто, где живет?»

2. Оформление стенда в кабинете дефектолога по данной теме (по всем направлениям речевой деятельности);

2.

3. Художественная литература и речевое общение

Психо-коррекционная

1. Чтение и пересказ произведения В. Сутеева «Кто сказал мяу», чтение сказок «Бычок - смоляной бочок», «Три поросенка»;

2. Заучивание стихов (см. картотеку):

С. Кочан «Про кота»,

И. Жуков «Что за шутки», «Киса».

3. Пересказ коротких описательных текстов с опорой на схемы: «Корова», «Свинья» (все дети)

4. Составление рассказов по серии сюжетных картинок (с опорой на модели): «Кот- шалун» (1-я подгруппа), «Три котенка» (2-я подгруппа)

5. Заучивание загадок о животных.

1. Пальчиковая игра «Шел баран по крутым горам»
2. Упражнение с прищепками «Кусается сильно котенок-глупыш» (О. И. Крупенчук).
3. Этюд на тренировку мышц живота »Спящий котенок» (М.И. Чистякова - «Психогимнастика»);
4. Этюд на выражение внимания и сосредоточенности «Собака принюхивается» («Психогимнастика»);
5. Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка» («Психогимнастика»);
6. Физ-минутка «Кот-хвастун».

4.Игровая

1. « Логико - Малыш», Мир животных, карты № ( на закрепление темы о животном мире)
2. Кубики: «Чьи детки?», «Бычок - смоляной бочок»
3. Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Кто мы, угадай?», «Чем их накормить?»
4. Хороводные игры:
«Ах, как мыши надоели», «Тише, мыши»
5.<>Конструктивно-изобразительная
1. Составление из геометрической мозаики ( по образцу-картинке): «Свинья», «Кот» ( 1-я подгруппа).
2. «Чехарда» - складывание животных из 3-х разрезных картинок (2-я подгруппа).
3. Лепка: «Собака», «Кошка» (1-2 подгруппы)
4. Рисование животных от овала с помощью трафарета (свинья, собака, кот) 1-2 подгруппы.
6.

Музыкальная1. Прослушивание голосов животных (запись «В деревне»).
2. Слушание и разучивание песен: «Кто пасется на лугу?», «Серенькая кошечка»

7.Математика логика пространство1. Счет фигурок животных до 5-10 (сочетание числительного с существительным).
2. Решение арифметических задач: ( 2 подгр.- до 5, 1 подгр. - до10)
3. Игры «Танграм», темы: «Собака», «Конь» (1-я подгруппа);
4. Рисование от «волшебной точки»: «Собака», «Конь» (1 подгруппа).

8.Обучение грамоте

1. Глобальное чтение слов: кошка, собака, корова, свинья, лошадь, коза, баран, телятница, доярка, пастух.
2. Выкладывание этих слов из букв и деление их на части.
3. Звукобуквенный анализ слов: кот, котик, коза.
4. Составление простых предложений с этими словами и их анализ. (2 подгруппа: 2-3 словных предложений, 1-подгруппа: 3-4 словных).
5. Подбор синонимов к слову «собака» ( пес, псина, Бобик, моська, шавка).