Цели:
- Образовательные.
- Отрабатывать вычислительные навыки многозначных чисел.
- Познакомить с новым видом решения задач. - Развивающие.
- Формирование приемов умственной деятельности: сравнение, классификация, обобщения, анализ и синтез.
- Развитие мыслительных операций, внимание, интерес к предмету. - Воспитательные.
- Продолжить работу по воспитанию независимости в мышлении, уверенности в своих силах и способностях.
Ход урока
I. Организационный момент.
Игра “ Обмен настроением ”
Найдите в словарике прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор. (“Ожидающее” - жду от сегодняшнего урока новых открытий; “спокойное” - не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться; “ликующее” - я очень рада, что начинается мой любимый урок.)
Я рада видеть ваши веселые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. Удачи вам и новых открытий.
II. Актуализация знаний.
(На доске записаны числа)
12 753 21 735 71 523 35712
- Что записано на доске?
- Прочитайте числа.
- Какое число лишнее и почему?
- Какие общие признаки остальных чисел? (Пятизначные, записаны одними цифрами, нечетные).
- Запишите наименьшее и наибольшее число, соответствующее данным признакам. (12 357; 75 321)
- Зачитайте эти числа.
- Найдите сумму и разность этих чисел. (87 678 и 62 964)
- Какие общие признаки этих чисел? (Пятизначные и четные)
- Верно ли утверждение, что сумма и разность нечетных чисел дает нечетное число? (Нет)
- Вы правы, в этом мы только что убедились.
- Мне понравилось как вы мыслили, наблюдали. Далее вас ждет работа посложнее. Но прежде отдохнем.
III. Физминутка. Зарядка для глаз.
IV. Работа над задачами. (Знакомство с текстом)
а) (У каждого на парте задача)
Из совхоза в город отправился грузовик. Он вез в двух корзинах 96 кг яблок. В одной корзине яблок было в 3 раза больше, чем в другой. В 1 день грузовик проехал 72 км, во 2 день он был в пути 9 часов и двигался со скоростью 80 км/час. Какое расстояние между совхозом и городом?
- Переверните листочки и прочитайте текст.
- Можно ли назвать текст задачей?
- Что вы можете сказать о данной задаче? (С избыточными данными)
- Прочитайте эту задачу без избыточных данных.
- Как называется такой тип задачи? (На движение)
- Какую удобно использовать краткую запись? (Чертеж)
- Сделайте чертеж и решите ее.
80 х 9 = 720 (км) – во 2 день
720 + 720 = 1440 (км) – за два дня.
Ответ: 1440 км.
- У кого-то возникли затруднения при решении задачи? Какой ответ?
- Сколько математических действий потребовалось для решения задач? (2)
- А как вы их оформили? (По действиям)
- Какой еще способ оформления решения задачи возможен? (Выражением)
- Составьте устно. (выражение 80 х 9 + 720)
б) Проблема.
- Можно ли используя избыточные данные составить задачу?
- Как будет звучать?
- А здесь как удобно оформить задачу кратко?
- Какие данные помогут составить?
- Давайте попробуем решить ее. (Пробуют)
- В чем затруднения? (Не хватает данных)
- Видно для того, чтобы решить задачу не хватает нам знаний. Но я вам могу помочь. Хотите я покажу вам новый способ решения задач?
- Такого вида задачи решаются уравнением.
- Что должно быть в каждом уравнение? (Неизвестное число)
- Как обозначаем неизвестное? (Латинской буквой)
- Тогда как обозначим количество яблок в 1 корзине? (Записываю на доске) Х.
- А во 2 корзине? (3Х)
- Что означает число 96?
- Можно ли эту запись назвать уравнением? (Нельзя, нет математических знаков.)
- Какими математическими знаками необходимо дополнить? (+, =)
Х 3Х 96
- Запишите уравнение.
- Что с ним нужно сделать? (Упростить)
4Х = 96
Х = 96:4
Х = 24 (кг) – в 1 корзине
- Что мы принимаем за Х? (кг в 1 корзине)
- Что мы с вами получили. (24 кг в 1 корзине)
- Можем узнать сколько кг во 2 корзине? (Да. 1 способ: 96-24; 2 способ: 24х3)
- Ответили на вопрос задачи?
- Что можем записать? (ответ)
- Ребята, кто из вас догадался о теме сегодняшнего урока? (решение задач уравнением)
V. Работа с числами. (Работа в паре)
- Вернемся к числам (87 678 и 62 964)
- В каком из этих чисел можно использовать цифры для записи суммы трехзначных чисел, и чтобы значение этих чисел тоже являлось трехзначным. (Цифры в числах не повторяются)
264 269 296 294 246 249
469 496 426 462 492 429
629 692 624 642 649 694
Домашнее задание.
(Разобрать в классе.) № 160 стр.67.
Итог урока.
- Наш урок подошел к концу. Что вы о нем можете сказать?
- Мне понравилось, что на уроке звучали интересные суждения, мысли, наблюдения.
- Выберите прилагательные, которые могут объяснить ваше настроение.