Урок математики в 1-м классе по теме: "Названия чисел при вычитании" (проблемное обучение)

Разделы: Начальная школа


Урок-закрепление знаний.

Задачи: формировать у учащихся умение читать числовые выражения разными способами, умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, выделять и правильно называть геометрические фигуры; развивать зрительное внимание, зрительный гнозис, память, воображение, речь, общую и мелкую моторику, зрительно-пространственную ориентацию; воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: карточки с цифрами, кассы цифр и букв, раздаточный геометрический материал, демонстрационный материал к сказке "Репка", картинки "Кошка с котёнком".

Ход урок

1. Оргмомент.

Сегодня у нас урок-игра "Учиться играя". Во время игр мы будем учиться читать числовые выражения на вычитание разными способами. Приступим к работе.

2. Минутка красивого письма.

Игра "Угадай-ка".
(На доске карточки с недописанными цифрами: 1, 8, 7, 4, 2, 3, 5, 6, 9). На карточках недописаны цифры. Вам необходимо разгадать эти цифры и записать в порядке возрастания.
(Дети записывают цифры, взаимопроверка).
Скажите, всели мы цифры записали? (Мы не записали цифру 0).
МКП - запись цифры 0.

3. Устный счёт.

Игра "Сосчитай-ка".

Я читаю задачки, вы решаете и показываете ответ с помощью карточек.

Дядя Ёжик в сад зашёл,
9 спелых груш нашёл.
2 из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам
Сколько груш дал зайчатам? (7)
3 котёнка на диване,
2 котёночка у Вани.
А теперь спрошу ребят
Сколько было всех котят? (5)
По тропинке зайчик шёл
Подосиновик нашёл.
Походил вокруг осин
И нашёл ещё один.

Сколько грибов нашёл зайчик? (2)

У вас на столе карточки с цифрами: 7, 5, 2. А что мы можем сделать с этими числами? (Выслушиваются варианты ответов: поставить в порядке возрастания, убывания чисел, назвать состав этих чисел, назвать соседей этих чисел составить из них числовые выражения и т.д.).

4. Закрепление

Игра "Составляй-ка"

Да, с помощью этих чисел составим и прочитаем разными способами сначала числовое выражение на сложение, а затем на вычитание.

7+2=9 - чтение разными способами.
9-2=7 - чтение разными способами.

Какие животные встречались в задачах? (Ёж, кот и заяц).
На какие группы их можно разделить? (Дикие и домашние животные).
Назовите домашнее животное? (Котёнок).

5. Физминука.

Давайте отдохнём с котёнком.

Пушистые комочки умыли лапкой щёчки,
А ушки у котят, как домики стоят,
И все котята хотят потанцевать.

Танец "Бути".

6. Закрепление.

Следующая игра - "Сказка".

А вы любите сказки? Отгадайте загадку:

Круглая, да не мяч,
Жёлтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар. (репа)

Давайте составим сказку "Репка", только героев заменим подходящими геометрическими фигурами. (Выслушиваются все предложения детей с обоснованием: дед-треугольник (усы), бабка-круг, внучка-овал (форма тела), Жучка-прямоугольник (форма тела), кошка - трапеция, мышка-квадрат.)

Ребята рассказывают сказку и выставляют геометрические фигуры.

Итог сказки:

Чтобы всем жить нам дружно,
Помогать друг другу нужно.

- Кто внимателен: какой геометрической фигурой мы заменили деда, кошку, внучку? (Треугольник, трапеция, овал).

В земле репка сидела крепко
Одному не справиться,
И за старым дедом следом
Хвост длиннющий тянется.
Все пришли до одного
Сколько их теперь всего? (6)

На какие две группы можно разделить героев сказки? Давайте будем делить на 2 группы, составлять числовые выражения на вычитание, записывать и читать разными способами.

- люди и животные: 6-3
- живые (люди и животные) и неживые (репка) 7-1

Вычленение разных групп.

- девочки (бабка, внучка) и мальчики (дед) 3-1 и т.д.

Кого мы заменили трапецией? (Кошку)

Сейчас игра "Волшебный карандаш". (Рисунок 1)

Рисунок 1

У вас на карточках написаны цифры. Вам нужно соединить цифры в порядке увеличения и у вас получиться рисунок. (Дети выполняют работу, у них получается кошка с котёнком).

7. Итог урока.

Что нового узнали? Что было интересно делать? Какие встречались трудности?