Цели и задачи урока:
- Познакомить с новыми понятиями (круг, окружность, радиус, диаметр).
- Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.
- Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами.
- Закреплять умения решать задачи и примеры.
- Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память.
- Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; товарищество; аккуратность и осторожность, применяя циркуль и ножницы.
Форма проведения урока: мастерская.
Оборудование: Учебник “Математика” 3 класс часть1/ Сост. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Издательство М.: “Просвещение”, 2003 г.; модели фигур; циркуль; ножницы; клей; цветная бумага; образец аппликаций.
Ход урока
І. Организация класса.
У: Создадим друг другу хорошее настроение. Как вы это сделали?
Д:
- Улыбнулись друг другу.
- Пожелали получить “5”.
- А я пообещал помочь тому, кто будет затрудняться.
- Я желаю успехов в работе.
У: А какой девиз нашей работы?
Д (хором): Все помогают каждому, каждый помогает всем.
У: Я желаю вам хорошо поработать, творить красиво, аккуратно.
ІІ. Постановка темы и целей урока.
У: Продолжаем работать в нашей мастерской. На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.
1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.
5 – р
4 – у
0 - г
7 - к
Ответ:
2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.
Ответ:
В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.
У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)
Д:
- Я думаю, что мы узнаем о круге.
- А я думаю, что мы узнаем об окружности и вспомним, что знаем о круге.
У: Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.
ІІІ. Работа над пройденным материалом.
У: Все учебные задачи принимаются, но сначала потренируем внимание и память.
Выполните упражнение 5, стр. 95 самостоятельно:
1 вариант – 1 строка; 2 вариант – 2 строка; 3 вариант – 3 строка.
Взаимопроверка осуществляется так: дети 1 варианта 1 группы проверяют работу детей 1 варианта 2 группы и наоборот; дети 2 варианта 1 группы проверяют работу детей 2 варианта 2 группы и т. д.
Поставьте на полях оценку.
ІV. Работа над новым материалом.
1). Работа по учебнику, стр. 94.
У: С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?
Д:
- Я видел циферблат в часах в форме круга.
- А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга.
- У телефона тоже есть круг, который мы вращаем, набирая номер.
У: Правильно, ребята. Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю) – это “окружность”. Прочитайте правило об окружности в учебнике (с. 94) и скажите, что вы о ней узнали.
2). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.
Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”. Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками.
У: Расскажите правила пользования циркулем и ножницами.
(Дети рассказывают.)
У: Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?
Д:
- Я думаю, что в центре окружности должна быть игла.
- Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.
У: Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.
(Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)
У: Какой ножкой циркуль чертит?
Д: Циркуль чертит грифелем.
У: Прочитайте об этом в учебнике, стр. 94.
У: Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?
Д:
- Я думаю, что нужно ножки циркуля развести.
- Нет, я думаю их нужно сдвинуть ближе.
- Ты ошибаешься: если ты сдвинешь ближе ножки циркуля, то получишь маленькую окружность, а нам нужно начертить большую окружность.
У: Ты правильно догадался, Алеша. Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести. Попробуйте начертить самую большую окружность, какая поместится на вашем листе. (Ученики чертят самую большую окружность, отмечают, у кого лучше в группе получилось.) А теперь самую маленькую, какая у вас только получится (на том же листе в любом месте, можно внутри большой окружности).
3). Составление аппликации на цветной бумаге.
Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.
1 группе нужно сделать аппликацию “Страусенок”.
2 группе – аппликацию “Цыпленок”.
Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.
V. Физкультминутка.
У: А сейчас немного отдохнем.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Руки согнули назад.
4). Задание 1, стр. 95. Прочитайте внимательно.
Начерти и вырежи любой круг и убедись с помощью перегибания, что диаметр делит круг пополам. Раскрась половину круга. Сколько половин в круге?
Материал: циркуль, бумага, ножницы.
У: Начертите любую окружность. Вырежьте круг, отметив центр (проколите его грифелем). Согните круги так, чтобы центр оказался на линии сгиба. Сколько половин в круге?
Д:
- Круг разделили на две части.
- Получилось две половины.
У: Закрасьте половину круга. Какие получились части?
Д:
- Я думаю, одинаковые части.
- А я тоже так думаю.
- Мне кажется, что на равные части разделили круг.
У: Почему вы думаете, что они равные?
Д:
- Они подходят, если приложить одну часть к другой.
- Я поняла, почему равные части, они ведь совмещаются.
У: Молодцы. А какая линия сгиба?
Д:
- Она ровная, гладкая.
- Она прямая.
У: Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?
Д: Есть.
У: А как она называется?
Д:
- Мне кажется, что это отрезок.
- Я тоже думаю, что это отрезок.
У: Правильно, ребята. Молодцы. Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге. Чем отличается первый отрезок от всех остальных? (Учитель делает в круге еще несколько сгибов параллельно диаметру.)
У: А еще чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других?
Д: Он проходит через центр.
У: Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется - диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный.
Прочитайте о диаметре в учебнике, стр. 95.
5). Упражнение. Рисунок на доске.
У: Выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.
У: Сколько диаметров можно провести в окружности?
Д:
- Думаю, что диаметров может быть много.
- И я тоже так считаю.
У: Какие они все по длине?
Д:
- Они одинаковые.
- Еще можно сказать равные.
У: Согните ваш круг по диаметру. (Дети складывают.) Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга? Покажите его. У этой фигуры, которую мы получили, есть свое название – сектор. Разверните ваш круг. Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом радиус.
- Сколько радиусов на вашем круге?
Д:
- У меня получилось 4 радиуса.
- У меня тоже их 4.
У: Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.
Д: - Радиусы одинаковые.
У: Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 94.
6). Задание 2, стр. 95. Прочитайте задание.
Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке.
Ребята работают самостоятельно.
7). Самостоятельная работа. Решение задач.
2 ученика решают у доски.
1 вариант решает задачу 3, стр. 95
2 вариант решает задачу 4, стр. 95
Самопроверка.
Учитель оценивает работу учащихся, а командиры групп помогают учителю.
VІ. Итог урока. Рефлексия.
У: На протяжение урока вы были активны и внимательны.
Справились ли мы с вами с поставленными задачами?
Д: Да, справились.
У: Что на уроке вам больше всего понравилось?
Д:
- Мне понравилось решать примеры и задачи.
- А мне понравилось чертить циркулем.
- А мне нравится работать самостоятельно.
- Мне понравилось делать аппликацию. Они получились у нас красивыми.
- Мне тоже понравилось чертить циркулем и еще делать аппликацию.
У: Что вы запомнили об окружности?
Д:
- Я запомнила, что ее можно начертить с помощью циркуля. Им нужно пользоваться осторожно, аккуратно.
- А еще окружность – это граница круга.
У: Чем круг отличается от окружности?
Д: Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.
У: А что вы запомнили о диаметре?
Д:
- Диаметр – это отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр.
- Этот отрезок самый длинный. Он соединяет два противоположных края круга.
- В круге можно провести сколько угодно диаметров. Они будут одинаковые.
У: Молодцы, ребята. А что такое радиус?
Д:
- Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой.
- Радиусы равны.
У: А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклеете так:
- красный круг, если вам понравилось работать на уроке;
- синий круг – не понравилось работать на уроке;
- зеленый круг – не очень понравилось.
(В результате из 10 человек, обучающихся в классе, было наклеено 10 красных кругов.)
У: Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.
Учитель объявляет оценки.
VІІ. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника, стр. 94; 1 вариант – задача 4, стр. 95; 2 вариант – задача 3, стр. 96; на альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля.