Цель: развивать орфографическую зоркость, воспитывать экологически развитую личность, любовь ко всему окружающему, учить работать в группах.
Оборудование: музыка “голоса птиц” остров “Орфограмм”, иллюстрации птиц, дымящего завода, русалочки, царя Нептуна, лодки, парохода, карточки с заданиями, судовой журнал, наборное полотно с орфограммами.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы совершим путь на необитаемый и безымянный остров.(Приложение №1)
Учитель: Как вы думаете, почему необитаемый и безымянный?
В конце занятия мы ему дадим название, но пока усаживаемся на свои суда. Ребята 2 кл. поплывут на лодке “Ветер”, ребята 3 кл отправятся в путь на пароходе “Шторм”.
Учитель: Название теплоходов, с какой будем буквы писать?
Дети: Пишем с большой буквы название лодки и парохода.
Учитель: Ой, ребята, в слове пароход ветер унес букву, не можем мы отправиться в путь без этой буквы. Какую букву мы сейчас поставим? (Приложение №2)
Дети: “О”, т.к. слово "пароход" - сложное слово, состоит их двух основ пар и ход, буква “о” соединительная гласная.
Учитель: Ребята, помогите второклассникам объяснить, какая орфограмма встретилась в слове “лодка”
Дети: парная звонкая глухая согласная, пишем “Д”, т.к проверочное слово - "лодочка".
Учитель: Проходим на свои судна. Отправляемся в путешествие. Море спокойное. Гуляет по морю маленький ветерок. Ребята, но я слышу тревожный крик птиц. (Звучит музыка “ Перепелочка ”.)
Учитель: Как вы думаете, что случилось?
Дети: Птички просят нас о помощи.
Учитель: Почему?
Дети: Кто-то напал, выпал птенчик из гнезда, мама улетела, маму съела кошка…..
Учитель: Ребята, посмотрите на берег, я вижу в воздухе большие клубы дыма. (Приложение №3)
Учитель: Откуда этот дым?
Дети: Идет из труб большого завода.
Учитель: Воздух загрязнен заводскими выбросами. Птицам трудно дышать, т.к. дым вреден для здоровья человека и для животных. Человек должен быть ответственным за все живое на Земле. Ведь он сам является сыном Природы, ему, как и всем на свете, нужна земля, вода, воздух. Мы должны с вами спасти птичек, для этого выполним задание.
Учитель: Вспомнить название птиц, которые записаны в словаре, и записать в судовой журнал. Орфограмма, непроверяемая безударная гласная (ворона, воробей, сорока, петух). (Приложение №4)
Сверка с доской.
Учитель: Проверка. Написали правильно. Воздух мы с вами очистили. (Дыхательная гимнастика). Поплыли дальше.
Учитель: Поднимается небольшой ветер. Неспокойно синее море. Шлет свое задание (на доске появляется конверт с заданием). Выполняем его. Задание: вставить знакомые пропущенные орфограммы. Самостоятельная работа (текст про птиц). Каждому дать текст с пропуском орфограмм.
3 кл. Наступила ос.нь. Птицы ул.тают (на)ю.. Птицам л.теть д.л.ко.
2 кл. Очень быстро летят ласто..и и стриж. . Ч.йка летит над морем.
Проверка учителем.
Учитель: Поплыли дальше. Море успокоилось, но, что –то мы видим впереди. На гребне волн сидит Русалочка. Она просит нас разделить слова на группы согласно орфограммам. (Приложение №6)
(На доске картинки птиц вместе со словами: дрозды, стрижи, чижи, чайка, ласточка, скворцы, индюк, снегирь, ястреб, кедровка, цыпленок, козодой, синица, сова, дрофа, грач, сыч, тетерев.)(Приложение №5)
Дети делят слова на группы, на доске появляются карточки: безударная гласная, сомнительная согласная, ча – ща, жи – ши, ЧК – чн, ь после шипящих, “Ы” после “Ц” в корне слова, сложное слово
Самостоятельная работа. Проверка.
Учитель: Русалочка очень вами довольна.
Игра “Радист”
Учитель: Кто-то посылает сигналы? Как называется профессия человека, который принимает сигналы? Чем он занимается?
Дети: По рации принимает сигналы с другого судна (азбукой Морзе).
Учитель: Покажите наушники. Сейчас вы будете радистами. Внимательно слушайте предложение, если услышите изученную орфограмму, то примите сигнал, отметьте на своих аппаратах. (Наборное полотно с орфограммами, отмечают фишками услышанную орфограмму).
“Прелестная Русалочка посылает чайку в помощь”.
Учитель: Поясни радист лодки “Ветер”, сколько орфограмм услышал?
2 кл. 4 орфограммы
Учитель: А радист парохода "Шторм"?
3 кл. 9 орфограмм.
Взаимопроверка в парах.
Учитель: Ребята, посмотрите вперед, видим необыкновенный остров. Но вдруг взбунтовалось синее море.
Физ.минутка для глаз. Глазками покажем, как поднимаются волны. Рисуем волнистую линию справа налево и наоборот.
Учитель: Из глубин морских поднимается царь Нептун. Выполните задание.
Задание: разбросаны карточки со словами. 2 кл. - собрать слова на …ЧК – чн, жи- ши: курочка, синичка, щуры, стрижи, уточка; 3 кл.- собирать слова: …лебедь, зимородок, сыч, дрофа, куропатка, голубь, кукушка, кедровка. (Приложение №7)
Учитель: Царь Нептун приглашает на остров, у которого нет названия. Заселяем остров силуэтами птиц, на которых написаны орфограммы. Как назовем остров?
Дети: Остров “Счастье”, “Птичий остров”, остров “Мечта”, “Орфографии”. (Помещаем над островом его название).(Приложение №8)
Итог: Ребята, чем мы занимались сегодня на нашем уроке?
Дети: Заселяли остров птичками, повторяли изученные орфограммы. В ходе урока повторили орфограммы. Какие?
(По ходу названия орфограммы наклеиваются птички с орфограммами.)
На следующем уроке мы будем заселять остров зверями. Ваша задача - дома подобрать слова, где в названии зверей есть изученная орфограмма.
Рефлексия: Учитель просит встать тех ребят, которые активно работали на уроке.
Учитель: Спасибо за урок.