Предлагаемый курс состоит из трех блоков:
- “Обучение грамоте и развитие речи (с национально-региональным компонентом)”
- “Математика и логика”
- “Я и окружающий мир (на основе краеведения) и развитие моторики”
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами как преобразование системы управления, в которую прежде идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике, требующие готовности человека к творческому включению в многообразие новых видов деятельности.
Таким образом, творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее успешно выстроить жизненную траекторию каждой личности. Общеобразовательная школа, где закладываются основы личностного роста учащихся, теоретически имеет возможность для эффективного развития творческого потенциала каждого школьника.
Цель курса – создать развивающую среду для будущих первоклассников, ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребенка.
Цель курса конкретизируется в основных задачах:
- развитие логического и творческого мышления;
- формирование, расширение и обогащение словаря ребенка;
- на основе краеведения и национально-регионального компонента воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе;
- формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Актуальность данного курса состоит в том, что на этих занятиях происходит целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности, а это - важнейшая задача, стоящая перед современной школой.
Программа носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Уже на первых занятиях дети знакомятся с глобусом и пытаются нарисовать “Портрет Земли”, узнают много нового о татарской культуре, знакомятся с татарскими сказками, учатся классифицировать, выделять свойства предметов и т.д. При этом дети выполняют задания с элементами творчества, много фантазируют, воображают, развивают речь и моторику мышц.
Программа рассчитана на 32 часа.
Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.
К концу курса учащиеся должны знать:
- изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,
- числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
- название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.
Должны уметь:
- конструировать изученные буквы
- правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью
- правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.
Занятия проходят в группе, состоящей из 15 детей.
Творческая направленность данного курса обеспечит быстрое включение детей в дальнейшую учебную работу в 1 классе.
Тематическое планирование по курсу “Математика и логика”
№ занятия |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
1-2 |
Свойства предметов | 1 ч |
3 |
Сравнение | 30 мин. |
4 -5 |
Сложение | 1 ч |
6 -7 |
Вычитание | 1 ч |
8 |
Сложение и вычитание | 30 мин. |
9 |
Число 1. Цифра 1. | 30 мин. |
10 |
Число 2. Цифра 2. Состав числа 2. | 30 мин. |
11 |
Число 3. Цифра 3. Состав числа 3. | 30 мин. |
12 |
Число 4. Цифра 4. Состав числа 4. | 30 мин. |
13 |
Числовой отрезок. | 30 мин. |
14 |
Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. | 30 мин. |
15-16 |
Столько же. | 1 ч |
17 |
Числа от 1 до5. | 30 мин. |
18 |
Число 6. Цифра 6. Состав числа 6. | 30 мин. |
19 |
Точки и линии. | 30 мин. |
20 |
Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. | 30 мин. |
21 |
Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. | 30 мин. |
22 |
Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. | 30 мин. |
23 |
Число 0. Цифра 0. | 30 мин. |
24 |
Число 10. Состав числа 10. | 30 мин. |
25-26 |
Волшебные цифры. | 1 ч |
27-28 |
Сравнение чисел. | 1 ч |
29-30 |
Сложение и вычитание на числовом отрезке. | 1 ч |
31-32 |
Упражнение в чтении и записи изученных чисел. Закрепление знаний о составе чисел первого десятка. | 1 ч |
Тематическое планирование по курсу
“Я и окружающий мир (на основе краеведения) и развитие моторики”.
№ занятия |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
1-2 |
Земной шар на столе. | 1 ч |
3-4 |
Атмосферные явления. | 1 ч |
5-6 |
Что такое окружающий мир? | 1 ч |
7-8 |
Из чего что сделано? | 1 ч |
9-10 |
Моя семья. С кем я живу. | 1 ч |
11-12 |
У меня дома в свободное время. | 1 ч |
13-14 | В этом доме я живу. | 1 ч |
15-16 |
Моя школа, в которой я буду учиться. Библиотека (экскурсия). | 1 ч |
17-18 |
Умею ли я вести себя на улицах города (экскурсия к светофору) | 1 ч |
19-20 |
Если хочешь быть здоров. | 1 ч |
21-22 |
Времена года. | 1 ч |
23-24 |
Царство животных. Животные нашего края. | 1 ч |
25-26 |
Царство растения. Растения нашего края. | 1 ч |
27-28 |
Наш город – часть большой страны (памятные места) – обзорная прогулка. | 1 ч |
29-30 |
Труд людей в нашем городе. | 1 ч |
31-32 |
Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте. | 1 ч |
Тематическое планирование по курсу
“Обучение грамоте и развитие речи
(с национально- региональным компонентом)”
№ занятия |
Содержание программного материала |
|
1 |
Устная и письменная речь. | 30 мин. |
2. |
Диалог и монолог. | 30 мин. |
3. |
Описание и повествование. | 30 мин. |
4. |
Знакомство с буквой А (по плану). Работа со словариком (аквариум, автобус, арбуз, апельсин). | 30 мин. |
5. |
Знакомство с буквой М (по плану). Работа со словариком (машина, мышь, морковь, мухомор, мяч, месяц). Составление слова мама и рисование (по желанию детей) на эту тему. | 30 мин. |
6. |
Знакомство с буквой Б (по плану). Работа со словариком (бабочка, банан, бусы, бант). Колыбельные песни, скороговорки. | 30 мин. |
7-8. |
Знакомство с буквами Д и О (по плану). Составление слова дом. Беседа о домах, которые строят у разных народов: чем дома отличаются и почему, функции дома (сказка о трех поросятах) | 1 ч |
9 -10. |
Повторение и закрепление пройденного материала: индивидуальные и коллективные задания на различение букв, поиск букв, составление слов. Знакомство с буквами Г и Н (по плану). Работа со словариком (гриб, груша, гвоздь, носки, ноты, ножницы, нож). Беседа о гномах. Рисование на эту тему по желанию детей. | 1 ч |
11-12. |
Короткие слова “да” и “нет”. Смысл утверждения и отрицания, составление соответствующих предложений. Знакомство с буквами И - Й и Е - Ё (по плану). Работа со словариком (иголка, индеец, ель, ёж, енот) | 1 ч |
13-14. |
Знакомство с буквами К и Т (по плану). Работа со словариком (конь, кит, корона, король, точка, треугольник, три). Игра со словами кит и кот, в которых “перепутались” гласные буквы. | 1 ч |
15. |
Закрепление нового материала, распознавание новых букв. Составление слов из знакомых детям букв. | 30 мин. |
16. |
Знакомство с буквой С (по плану). Работа со словариком (солнце, слива, светофор, слон). Беседа о Солнце. | 30 мин. |
17. |
Знакомство с буквой Р (по плану). Работа со словариком (роза, рыба, робот, ромашка). С этой буквы начинаются слова родина, Россия, Русь. Упражнение в произнесении звуков а, о, у со звуком р с разными интонациями. | 30 мин. |
18. |
Знакомство с буквой Л (по плану). Работа со словариком (лампа, лист, лук, лодка). Повторение и закрепление пройденного материала. Составление слов. | 30 мин. |
19. |
Повторение, проверка того, что помнят дети. Речевые игры, составление и чтение слов. | 30 мин. |
20. |
Знакомство с буквой П (по плану). Работа со словариком (помидор, перчатки, пальма, пять). Составление и чтение слов. | 30 мин. |
21. |
Знакомство с буквой В (по плану). Работа со словариком (вишня, виноград, ваза, ведро). | 30 мин. |
22. |
Знакомство с буквой Ж (по плану). Работа со словариком (жук, жираф). Введение буквенного лото для детей, начинающих читать. Составление слов с изученными буквами. | 30 мин. |
23. |
Знакомство с буквой З (по плану). Работа со словариком (змея, зонт, звезда). Повторение пройденных букв, составление слов с помощью лото. | 30 мин. |
24-25. |
Знакомство с буквами Ш и Щ (по плану). Работа со словариком (шалаш, шляпа, шишка, щётка, щенок, щука). Составление и чтение слов. | 1 ч |
26-27. |
Знакомство с буквами Ф и Х (по плану). Работа со словариком (флаг, фиалка, фокус, хомяк, хлеб, хоккеист). | 1 ч |
27-28. |
Знакомство с буквами Ц и Ч (по плану). Работа со словариком (цапля, цирк, цепь, чашка, часы, чайник). Составление и чтение слов. | 1 ч |
29-30. |
Знакомство с буквами Э, Ю, Я (по плану). Работа со словариком (экскаватор, эскимо, юла, юбка, ягода, яхта, японец). Составление и чтение слов. | 1 ч |
31-32. |
Знакомство с буквами ы, ь и ъ знаки (по плану). Работа со словариком (рыба, дым, сыр, пыль, ноль, подъезд) | 1 ч |
Использованная литература.
- А.Ш. Асадуллин, Ф.А. Асадуллин. Ключ к языку (Тел ачкычы): русско- татарско-английский картинный словарь. Пособие для учащихся начальных классов татарской школы. - Казань: Магариф, 1996. Рекомендовано МО РТ.
- Ф.Г. Багаутдинова. Туристско – краеведческая деятельность учащихся начальных классов. Министерство образования РФ. Центр детско- юношеского туризма РФ. Москва – 1992.
- В.В. Волина. Русский язык. Переиздание-Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. (Серия “Учимся играя”).
- Т.Н. Доронова, В.В.Гербова, Т.И. Гризик и др. Радуга: программа и метод. Руководство по воспитанию и образованию детей 5-6 лет в дет. саду. – М.: Просвещение, 1997. Рекомендовано МО РФ.
- История и культура родного края: Учебное пособие – хрестоматия/ Сост. Б.М. Мифтахов, Ф.Ф. Исламов. – Казань: Магариф, 1993.
- Л.Г. Петерсон, И.Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики. – М.: “Школа 2000..”, 1999.
- В.П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай/ Логические упражнения/- СПб.: Лань, МИК,1996.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Практическое пособие для обучения детей чтению.- К.: ГИППВ, 1998. Школа раннего обучения.