План-конспект урока ОБЖ (по курсу О.Л. Романовой "Полезные привычки") по теме: "О чем говорят выразительные движения?"

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


Цель: познакомить детей с выразительными движениями как невербальными средствами общения.

Задачи урока: привлечь внимание детей к выразительным движениям; дать возможность потренироваться в невербальном общении; воспитать ответственное отношение к порученному делу и чувства товарищества.

Теоретические положения:

В процессе общения люди используют как вербальные средстве, так и невербальные. Умение правильно пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации повышает эффективность общения.

Словарь: выразительные движения -это позы, жесты, мимика.

Оборудование: рабочие тетради “Полезные привычки”, 2 класс; мини-плакаты со словами: поза, мимика, жест; индивидуальные задания для групп; секундомеры.

Ход урока

I. Упражнение-энергизатор.

1.Коллективное выполнение движений к песне “Если нравится тебе, то делай так. .”

2. Деление на группы. Игра “Цветочная поляна” (ромашки, колокольчики, васильки, астры). Картинки с названными цветами раскладываются на столе. Каждый ребенок выбирает цветок по желанию.

II. Мозговой штурм. (стр.17)

- Ребята, кто какому подарку обрадуется, если;

- Аня любит наряжаться?

- Света разводит комнатные растения?

  • Андрей любит читать?
  • Как вам точно удалось определить, какому подарку кто обрадуется?
  • Что будет если подарить Андрею, который не играет в куклы, куклу?
  • Как показать это недовольство?
  • Значит, может ли человек общаться без слов?
  • Как?

III. Групповая дискуссия. (стр. 8)

- Ребята, рассмотрите позы животных. Чем они заняты? Как вы догадались?

1 гр.- 2 рис., 2 гр.- 3 рис., 3 гр.- 5 рис., 4 гр.- 4 рис. (выслушиваются мнения детей).

ПОЗА

IV. Мини-лекция.

Стр. 10 (обвести в кружок)

1 гр. - радость, 2 гр, - гнев, 3 гр.- страдание, 4 гр. - грусть. (обводит секретарь, выступает докладчик).

- Значит, при выражении чувств особую роль играют мышцы лица. Это особые мимические мышцы.

МИМИКА
  • Как вы понимаете смысл выражение: “Написано на лице”?

Задание -энергизатор. “Зеркало” стр. 10.

Дети встают лицом друг к другу. Один из них начинает медленно двигать рукой, а второй повторяет его движения, как бы отражая ведущего в зеркале. Задача состоит не с том, чтобы обмануть или рассмешить партнера, а в том, чтобы точно воспроизвести его жесты. Затем партнеры меняются ролями.

Учитель жестами просит ребят сесть.

  • Ребята, как вы догадались, о чем я вас попросила?
ЖЕСТ

О назначении некоторых жестов люди договорились. Текст диктора переводится на язык глухих и глухонемых людей.

Вывод учителя. Общаться можно и без слов. Общение без слов- это когда люди сообщают что-то друг другу с помощью выразительных движений. Выразительные движения - это позы, жесты, мимика Они говорят о чувствах, настроении человека и его отношения к собеседнику.

V. Ролевое моделирование.

Ребята, существует специальный театр, где на протяжении всего спектакля не
произносится ни слова. Все представление состоит из поз, жестов, мимики актеров. Это “Театр мимики и жеста”. Сегодня каждый из вас попробует себя в роли такого актера.

  1. Игра “Телевизор без звука” (“Новости”-1 группа, “Поле чудес”-2 группа, “Спокойной ночи, малыши”-3 группа, “Хоккей”-4 группа).
  2. Попробуйте показать: (из каждой группы по одному представителю)- как ты играешь в мяч...
    - прыгаешь через скакалку..
    - качаешь маленького ребенка…
    - ты думаешь…
    - “любопытный”..
    - удивленный.
  3. Беспредметный этюд. - вдеть нитку в иголку,
    - причесываться перед зеркалом,
    - стирать белье в тазу,
    - чистить картофель.
  4. Представим, что с нами приключились разные истории….Попробуйте, используя выразительные движения, изобразить; - Вы читаете книгу о приключениях. Вашему герою никак не удается одержать
    победу над врагами (1 группа).
    - Вы не смогли купить билеты в кино, потому что перед самым вашим носом
    какой-то мальчик взял билеты без очереди (2 группа).
    - Мальчишка- сосед, с которым вы поссорились, приглашает вас на день рождения (3 группа).
    - У тебя болит зуб (4 группа).

VI. Итог урока.

Ответы на поставленные вопросы

  • Может ли человек общаться без слов?
  • Что относится к выразительным движениям?
  • О чем говорят выразительные движения?

VII. Оценка урока.

Прицепите свой значок к тому “пушистику”, у которого такое же настроение, какое у тебя сейчас.

VIII. Упражнение-энергизатор.

Ученики выразительными движениями под музыку показывают движение поезда.