Цель: познакомить детей с выразительными движениями как невербальными средствами общения.
Задачи урока: привлечь внимание детей к выразительным движениям; дать возможность потренироваться в невербальном общении; воспитать ответственное отношение к порученному делу и чувства товарищества.
Теоретические положения:
В процессе общения люди используют как вербальные средстве, так и невербальные. Умение правильно пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации повышает эффективность общения.
Словарь: выразительные движения -это позы, жесты, мимика.
Оборудование: рабочие тетради “Полезные привычки”, 2 класс; мини-плакаты со словами: поза, мимика, жест; индивидуальные задания для групп; секундомеры.
Ход урока
I. Упражнение-энергизатор.
1.Коллективное выполнение движений к песне “Если нравится тебе, то делай так. .”
2. Деление на группы. Игра “Цветочная поляна” (ромашки, колокольчики, васильки, астры). Картинки с названными цветами раскладываются на столе. Каждый ребенок выбирает цветок по желанию.
II. Мозговой штурм. (стр.17)
- Ребята, кто какому подарку обрадуется, если;
- Аня любит наряжаться?
- Света разводит комнатные растения?
- Андрей любит читать?
- Как вам точно удалось определить, какому подарку кто обрадуется?
- Что будет если подарить Андрею, который не играет в куклы, куклу?
- Как показать это недовольство?
- Значит, может ли человек общаться без слов?
- Как?
III. Групповая дискуссия. (стр. 8)
- Ребята, рассмотрите позы животных. Чем они заняты? Как вы догадались?
1 гр.- 2 рис., 2 гр.- 3 рис., 3 гр.- 5 рис., 4 гр.- 4 рис. (выслушиваются мнения детей).
ПОЗА |
IV. Мини-лекция.
Стр. 10 (обвести в кружок)
1 гр. - радость, 2 гр, - гнев, 3 гр.- страдание, 4 гр. - грусть. (обводит секретарь, выступает докладчик).
- Значит, при выражении чувств особую роль играют мышцы лица. Это особые мимические мышцы.
МИМИКА |
- Как вы понимаете смысл выражение: “Написано на лице”?
Задание -энергизатор. “Зеркало” стр. 10.
Дети встают лицом друг к другу. Один из них начинает медленно двигать рукой, а второй повторяет его движения, как бы отражая ведущего в зеркале. Задача состоит не с том, чтобы обмануть или рассмешить партнера, а в том, чтобы точно воспроизвести его жесты. Затем партнеры меняются ролями.
Учитель жестами просит ребят сесть.
- Ребята, как вы догадались, о чем я вас попросила?
ЖЕСТ |
О назначении некоторых жестов люди договорились. Текст диктора переводится на язык глухих и глухонемых людей.
Вывод учителя. Общаться можно и без слов. Общение без слов- это когда люди сообщают что-то друг другу с помощью выразительных движений. Выразительные движения - это позы, жесты, мимика Они говорят о чувствах, настроении человека и его отношения к собеседнику.
V. Ролевое моделирование.
Ребята, существует специальный театр, где на
протяжении всего спектакля не
произносится ни слова. Все представление состоит
из поз, жестов, мимики актеров. Это “Театр мимики
и жеста”. Сегодня каждый из вас попробует себя в
роли такого актера.
- Игра “Телевизор без звука” (“Новости”-1 группа, “Поле чудес”-2 группа, “Спокойной ночи, малыши”-3 группа, “Хоккей”-4 группа).
- Попробуйте показать: (из каждой группы по одному
представителю)- как ты играешь в мяч...
- прыгаешь через скакалку..
- качаешь маленького ребенка…
- ты думаешь…
- “любопытный”..
- удивленный. - Беспредметный этюд. - вдеть нитку в иголку,
- причесываться перед зеркалом,
- стирать белье в тазу,
- чистить картофель. - Представим, что с нами приключились разные
истории….Попробуйте, используя выразительные
движения, изобразить; - Вы читаете книгу о
приключениях. Вашему герою никак не удается
одержать
победу над врагами (1 группа).
- Вы не смогли купить билеты в кино, потому что перед самым вашим носом
какой-то мальчик взял билеты без очереди (2 группа).
- Мальчишка- сосед, с которым вы поссорились, приглашает вас на день рождения (3 группа).
- У тебя болит зуб (4 группа).
VI. Итог урока.
Ответы на поставленные вопросы
- Может ли человек общаться без слов?
- Что относится к выразительным движениям?
- О чем говорят выразительные движения?
VII. Оценка урока.
Прицепите свой значок к тому “пушистику”, у которого такое же настроение, какое у тебя сейчас.
VIII. Упражнение-энергизатор.
Ученики выразительными движениями под музыку показывают движение поезда.