Для разработки данного урока были использованы элементы адаптивной системы обучения: обучение учащихся приемам самостоятельной работы, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, самоконтроль и взаимоконтроль. Данная система обучения предусматривает разные формы групповой работы:
статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой (каждый ученик получает возможность говорить, отвечать, проверять, оценивать);
динамическая пара – группа из 4 человек, сидящих за соседними столами (общее задание делится между членами микрогруппы, каждый спрашивает каждого, каждый отвечает каждому);
вариационная пара – малая группа из 4 человек, где каждый работает то с одним, то с другим соседом.
Большая роль на уроке отводится индивидуальной работе с учащимися.
Цели урока:
- обучение решению логарифмических уравнений с помощью формул перехода к новому основанию логарифма, формирование умений решать задачи повышенной сложности;
- развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений говорить и слушать;
- выработка привычки к постоянной занятости каким-либо полезным делом, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
Организационный момент (1 мин.). Цель: формирование мотива, желание работать на уроке.
Теоретическая разминка (10 мин.). Цель: повторение необходимых теоретических сведений по теме, развитие умений говорить и слушать.
Работа проходит устно в вариационных парах. Каждый учащийся получает карточку. Учитель в это время следит за работой пар, оценивает их работу (включенный контроль).
КАРТОЧКА 1
- Дайте определение логарифма и числа.
- Вычислите 1g 0,01
- Представьте в виде логарифма
КАРТОЧКА 2
- Прочитайте основное логарифмическое тождество.
- Вычислите .
- Вычислите
КАРТОЧКА 3
- Прочитайте теорему о логарифме произведения.
- Вычислите
КАРТОЧКА 4
- Прочитайте теорему о логарифме частного.
- Вычислите .
КАРТОЧКА 5
Прочитайте теорему о логарифме степени.
КАРТОЧКА 6
- При каком условии логарифмическая функция возрастает?
- Сравните: и
- Какие из перечисленных функций являются возрастающими:
; ; ?
КАРТОЧКА 7
- При каком условии логарифмическая функция убывает?
- Сравните: и
КАРТОЧКА 8
Почему при решении логарифмических уравнений необходимо искать ОДЗ или делать проверку?
КАРТОЧКА 9
- Какое преобразование называется потенцированием?
- Найдите х, если
КАРТОЧКА 10
- Какая функция называется логарифмической?
- Найдите область определения функции:
а) ; б)
КАРТОЧКА 11
- Какие уравнения называются логарифмическими?
- Является ли уравнение логарифмическим?
КАРТОЧКА 12
- Найдите ОДЗ уравнения .
- Решите уравнение
ЛИСТЫ САМОКОНТРОЛЯ
1 уровень
1. , ОДЗ: х > 0, х 1
,
,
, ,
, ,
,
Ответ: 3, 9
2. , ОДЗ: х > 0, х 1
Ответ: , 27.
3. , ОДЗ: х > 0, х 1
, ,
,
,
,
,
, ,
, ,
, ,
Ответ: 3, 9
Подведение итогов самостоятельной работы (2 мин).
Домашнее задание
Решить уравнения:
1.
2.
3. п. 3.9, № 516, 517