Детство – чудесная пора. Мы строим дом. Он большой с окнами и крышей. Радостно жить будут в нем Саши, Маши, Миши. Вот какие малыши как один все хороши. Сегодня мы строим дом на песке, а завтра будем возводить волшебный дом с колоннами, башнями, балконами. Вспоминаются замечательные строки С. Я. Маршака из стихотворения - Дети нашего двора. Кто готовит для скворцов летний дом фанерный – своды башен и дворцов выстроит наверно. Дети нашего двора, крепнут ваши крылья. Ваша детская игра завтра станет былью. Милые дети. За вами будущее. Мы хотим, чтобы вы жили на своей земле и построили на ней свой дом.
В связи с этим актуальной становиться необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности. Использование технологии проектирования позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей детей. Они учатся искать ответ на главный вопрос, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Проектирование – новая форма деятельности, сотворчества детей и взрослых, помогает найти источник не только эмоционально-насыщенных переживаний, но и развития.
Тип проекта по методу – информационно-исследовательский –творческий. Ребенок – субъект проектирования, открытый - в ДОУ, участвуют дети первого класса, фронтальный, краткосрочный.
1 этап – выявление проблемы, определение цели и задачи.
Проблема. Придумать дом своей мечты.
Гипотеза – реализация проекта в первом классе.
Беседа на тему: “Мой дом”. Цель - выяснить знания детей о конструкциях домов, в которых они живут.
Чтение книги Л. Яхнина “Дом, в котором мы живем”. Цель – расширить знания детей о знаменитых грузинских каменных домах, о передвижных кочевых домах –юртах, о бревенчатой русской избе.
Заучивание стихотворения В. Пальчинскайте “Есть у каждого свой дом”. Цель – дополнить представление детей о том, что каждый из животных, птиц, зверей имеют свой дом.
Рисование на тему: “Наш дом”. Цель – уточнить характерные особенности домов детей.
Показ кукольного театра по сказке “Три поросенка”. Цель – расширить знания детей о прочности домов трех поросят.
Интегрированное занятие на тему: “Кто построил новый дом?”
Цель: дать представление о строительных профессиях; воспитывать уважение к человеку труда; пополнить знания о конструкциях домов; продолжать знакомить с различными строительными материалами.
Цель: совместный поиск решения задач проекта практическим путем, подбор материала для макета; формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования.
Задачи: закрепить знания детей о распространенных формах архитектурных сооружений; дать знания об истории создания жилища ; познакомить детей со взаимосвязью жилья с народными традициями и природными условиями.
2этап – организация работы над проектом.
Планирование совместной деятельности. Сбор и систематизация информации.
Проводили дидактические игры:
“Переезжаем на новую квартиру”.
Цель: учимся ориентироваться в пространстве, развиваем образное мышление.
“Кто быстрее дом построит. Спрятанное строение”.
Цель: учимся определять пространственное расположение деталей в простой конструкции.
Сюжетно-ролевые игры “Строители”, “Проектировщики” - уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок-чертеж, по которому строятся жилые дома.
Изучение материала из книги-энциклопедии “Дома и жилища”.
Цель: рассказать о строительстве деревянных домов в Швейцарии, лодок-домов в Китае, построек из глины, высушенной солнцем в Африке.
Развивающие игры: “Где мишка?” Цель: учить детей свободно планом.
“Разные дома”.Цель: учить детей сравнивать рисунок и чертеж предмета.
“Стройка”.Цель: учить детей конструировать по схематическому образцу.
Рассматривание цветных иллюстраций в маленькой энциклопедии для дошкольников “Дом”.- о разнообразных видах жилища.
Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об архитектуре родного города.
Просмотр диафильмов “Какие бывают дома”. “Памятники архитектуры”.
Цель: воспитывать в детях чувство гордости за народную культуру, которое поколение передает друг другу.
Загадывание загадок о домах:
Теремок ползет, на себе его везет, хозяюшка богатая, богатая, рогатая. улитка.
Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов. муравейник.
3 этап – практическая деятельность по решению проблемы.
Поисковая деятельность детей и взрослых.
Выбор дизайна по оформлению материала.
Совместное изготовление макета.
Экскурсия на стройку, строительство нового квартала, беседа с прорабом о строительстве нового дома.
Изучение оценки детьми дошкольного возраста величины и формы в перспективном изображении. Два дома. Слева изображен одноэтажный, больший, чем изображенный справа трехэтажный дом.
Совместное детско-родительское занятие “Мой дом”.Цель: научить детей взаимодействовать со взрослыми на занятии.
4 этап – презентация проекта “Дом моей мечты”.
Детей увлек процесс совместной деятельности со сверстниками. Они приобрели опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний, опыт разнообразной деятельности.
На последнем этапе предлагается проведение интегрированного занятия.
Тема: “Дом моей мечты”.
Цель: закрепить знания детей о различных домах, используя загадки при решении кроссворда, уметь рассказать о своем доме.
Ход занятия
Дети, к нам кто-то стучится. Это домовенок Кузя. “Здравствуйте, ребята”. У меня такое хорошее настроение. Я принес Вам лист бумаги с клеточками, в них цифры. Что же это такое? Ты попробуй угадай сложное задание, на кроссворд ты посмотри, приложи старание.
Отгадай загадки:
На реке домок, из трубы дымок.(пароход)
- Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
на столбе золотом. (колос) - Что за чудо синий дом,
окна светлые кругом,
носит обувь из резины,
а питается бензином. (машина) - Маленькие домики ло улице бегут,
мальчиков и девочек домики везут. (автобус) - Построили хлевец на пятеро овец. (рукавица)
- В избе – изба,
на избе – труба,
зашумело в избе,
загудело в трубе. (печка) - Вот так дом – одно окно, каждый день в окне кино.(телевизор)
- Был белый дом, чудесный дом и что-то застучало в нем. (яйцо).
Послушайте стихотворение: Белгородский край, ширь полей и рек, ты мой отчий дом и любим навек. Какой он дом вашей мечты?
Звучит музыка “Галоп” И. Дунаевского. Вы слышите, звон копыт. Это скачут кони со сказочными богатырями – нашими добрыми архитекторами. Давайте им расскажем о своих домах.
Я построил солнечный дом с плавающими в бассейне золотыми рыбками. Добрые лучи солнца согревают всех жильцов, они будут здоровыми, радостными, счастливыми.
Раз, два, три – на мой чудесный дом посмотри. Он похож на прекрасный цветок-лотос и будет плавать в волшебной воде, раскачиваясь на веселых волнах.
А какой красивый мой дом лесной. Очень добрым летним днем мы поедем в мой дом лесной. Земляникой и цветами встретит нас лесовичок, будут птицы песни петь в золотых небесах за окошком моим. Я всех животных буду любить, радость им дарить.
Дом без углов несу я в руке, он круглой формы. Наступила осень золотая. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья-сарафанчики. Вдали виднеется мой дом, он похож на цветы необычной формы, и люди, глядя на них, станут еще добрей, пусть эти славные мечты исполнятся скорей.
А рядом находится интересный дом моей подружки Алены. Он ажурный, похож на осеннее кружево паука, сделан по узорам старинных кружевных изделий.
Мы на цветочной поляне. Здесь всегда весело. Стрекозы-подружки кружатся в воздухе, пчелы весело жужжат, мотылек с комариком танцуют задорную пляску. Мой дом похож на ромашку, комнаты – это лепестки белые, сердцевина желтая у цветка моего, будто солнышко забралось в него. В моем доме все добры, крепкой дружбой сильны.
Посмотрите, белые березки, словно две сестрички, обнявшись, весело стоят.Волшебным узором радуга сияет над моим теплым и уютным деревянным домом. Здесь куда ни глянь много забавных зверюшек и игрушек. В моем доме не знают, что значит плач, только смех детей и счастливые улыбки друзей, только мир для всех и всегда, это дом моей мечты, этот дом придумали мы.
Использование технологии проектирования позволят развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам. Проектирование будущего позволяет детям почувствовать свои силы в решении актуальных проблем, приобрести необходимый личный опыт, ведь недаром народная мудрость гласит: “Не учись разрушать, а учись строить”.