Цели урока:
Общеобразовательные
- Повторить с учащимися решение уравнений и задач, приводимых к линейным.
- Проверить умение учащихся решать уравнения и задачи, приводимые к линейным.
Развивающие
- Развитие познавательного интереса учащихся к решению уравнений, приводимых к линейным.
- Развивать интерес учащихся к выбору профессии.
Воспитательные
- Воспитание средствами математики уважительного отношения к профессии врача нарколога и негативного отношения к табакокурению.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность, требовательность к себе.
Тип урока: Урок закрепления изученного материала.
Оборудование урока:
- таблица “Линейное уравнение с одной переменной”,
- карточки “Домашнее задание” к уроку,
- карточки для работы на уроке,
- карточки для самостоятельной работы,
- плакат-рисунок к домашней задаче,
- газеты о вреде курения,
- сигнальные карточки.
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Подготовительный этап.
Сообщение учителем темы и цели урока.
Один ученик у доски для проверки решения домашних уравнений.
III. Устный счёт.
- Уравнение какого вида называется линейным уравнением с одной переменной?
- Что значит решить уравнение?
- Что называется корнем уравнения?
- Сколько корней может иметь линейное уравнение?
- Когда линейное уравнение имеет один корень?
- Множество корней?
- Нет корней?
Проверка домашнего задания.
“Летела стая гусей, а навстречу им гусь.
- Здравствуйте, сто гусей! – говорит он им.
- Нас не сто, - отвечают они ему. – Вот если бы нас было столько,
сколько есть, да еще раз столько, да полстолька, да четверть, да ты снами, тогда было бы сто.
Сколько гусей было в стае?”
I способ. (Алгебраический).
Если летело X гусей, то можно составить уравнение:
X + X + 1/2 X + 1/4 X +1 = 100
X=36
Проверим: 36+36+18+9+1=100.
Ответ: 36 гусей.
II способ. (Арифметический).
Возьмём стаю гусей за 1, тогда 1+1+1/2+1/4=2 3/4
2 3/4 приходится на 99 гусей. 99:2 3/4=36 (гусей) приходится на 1.
Ответ: 36 гусей.
III способ. (Геометрический).
Так как количество гусей в стае делится на 4, то возьмем за 1/4 - 1 клетку, тогда 1/2 - 2 клетки, 1=4/4 – 4 клетки.
Получаем, что 4/4+4/4+2/4+1/4=11/4 – приходится на 99 гусей 11/4 на 99 гусей 12/4 на 9 гусей, 1 – 36 гусей.
Ответ: 36 гусей.
IV способ. (Подбором).
Подбором устанавливается, что количество гусей в стае меньше сорока, но больше 24.
Так как количество гусей в стае делится на 4, то между числами 24 и 40 три числа, которые делятся на 4: 28; 32; 36. Подбором устанавливается число 36.
Ответ: 36 гусей.
Устный счет (продолжение).
1) Решить уравнение : 2x+7=13+x | x=6
Учитель: 6 минут жизни человека забирает 1 выкуренная сигарета.
Если человек выкуривает в день пачку сигарет (20 штук), на сколько минут он сокращает себе жизни? [6 мин. x 20=120 мин.=2ч.]
А в месяц? [2ч x 30=60ч = 2,5сут.].
Если у вас курят родственники или знакомые, то доведите до них эти сведения, узнайте, сколько сигарет они курят в день и посчитайте, на сколько тем самым сокращают свою жизнь.
2) Перед вами лаборатория уравнений.
Давайте примем участие в исследованиях этой лаборатории. Решите уравнение и узнайте самые распространенные внешние проявления курения.
а) x=-x; 2 – белоснежные зубы; б) 2x+5=2x+12; 0 – разрушение и потеря зубов; в) 3x-8=x+6; 7 – ранние морщины; г) 2(x+4)=2x+8 нет корней – серый цвет лица; 5 – подвижность; Множество корней – неприятный запах изо рта; 3 – румяные щеки.
3) На сколько страдает семейный бюджет в месяц, в год, если в семье есть неразумный курильщик, выкуривающий в день пачку сигарет за 15 руб.? [450руб.; 5400руб.].
IV. Повторение изученного материала.
Перейдём в другую лабораторию и примем участие в исследованиях этой лаборатории. Решите уравнения и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм человека вместе с табачным дымом?
Окись углерода содержится в выхлопных газах, ацетон используется как растворитель красок, цианид водорода применяется в газовых камерах, аммиак используется в средствах для чистки сантехники, кадмий - в автомобильных аккумуляторах, толуол – промышленный растворитель.
V. Самостоятельная работа.
Переходим в последнюю лабораторию уравнений, и каждый ученик принимает участие в исследованиях этой лаборатории самостоятельно.
VI. Итог урока. Задание на дом.
Дома: № 241; № 248 п.п. 1-9
Учитель. Послушайте притчу.
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горящем солнцем тележку с камнями для строительства.
Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “А что ты делал целый день?” Тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием. “А я принимал участие в строительстве храма”. Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке. (сигнальные карточки)
- Кто работал как первый человек? Поднимает синюю карточку.
- Кто работал как второй человек? Поднимает зелёную карточку.
- Кто работал как третий человек? Поднимает красную карточку.
Я желаю вам всегда работать с радостью и удовольствием.