Тема урока: "Решение уравнений, приводимых к линейным". Алгебра. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

Общеобразовательные

  • Повторить с учащимися решение уравнений и задач, приводимых к линейным.
  • Проверить умение учащихся решать уравнения и задачи, приводимые к линейным.

Развивающие

  • Развитие познавательного интереса учащихся к решению уравнений, приводимых к линейным.
  • Развивать интерес учащихся к выбору профессии.

Воспитательные

  • Воспитание средствами математики уважительного отношения к профессии врача нарколога и негативного отношения к табакокурению.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность, требовательность к себе.

Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

Оборудование урока:

  • таблица “Линейное уравнение с одной переменной”,
  • карточки “Домашнее задание” к уроку,
  • карточки для работы на уроке,
  • карточки для самостоятельной работы,
  • плакат-рисунок к домашней задаче,
  • газеты о вреде курения,
  • сигнальные карточки.

11.jpg (25193 bytes)

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Подготовительный этап.

Сообщение учителем темы и цели урока.

Презентация.

Один ученик у доски для проверки решения домашних уравнений.

III. Устный счёт.

  1. Уравнение какого вида называется линейным уравнением с одной переменной?
  2. Что значит решить уравнение?
  3. Что называется корнем уравнения?
  4. Сколько корней может иметь линейное уравнение?
  5. Когда линейное уравнение имеет один корень?
  6. Множество корней?
  7. Нет корней?

Проверка домашнего задания.

“Летела стая гусей, а навстречу им гусь.

- Здравствуйте, сто гусей! – говорит он им.

- Нас не сто, - отвечают они ему. – Вот если бы нас было столько,

сколько есть, да еще раз столько, да полстолька, да четверть, да ты снами, тогда было бы сто.

Сколько гусей было в стае?”

2.jpg (12613 bytes)

I способ. (Алгебраический).

Если летело X гусей, то можно составить уравнение:

X + X + 1/2 X + 1/4 X +1 = 100

X=36

Проверим: 36+36+18+9+1=100.

Ответ: 36 гусей.

II способ. (Арифметический).

Возьмём стаю гусей за 1, тогда 1+1+1/2+1/4=2 3/4

2 3/4 приходится на 99 гусей. 99:2 3/4=36 (гусей) приходится на 1.

Ответ: 36 гусей.

III способ. (Геометрический).

Так как количество гусей в стае делится на 4, то возьмем за 1/4 - 1 клетку, тогда 1/2 - 2 клетки, 1=4/4 – 4 клетки.

Получаем, что 4/4+4/4+2/4+1/4=11/4 – приходится на 99 гусей 11/4 на 99 гусей 12/4 на 9 гусей, 1 – 36 гусей.

Ответ: 36 гусей.

IV способ. (Подбором).

Подбором устанавливается, что количество гусей в стае меньше сорока, но больше 24.

Так как количество гусей в стае делится на 4, то между числами 24 и 40 три числа, которые делятся на 4: 28; 32; 36. Подбором устанавливается число 36.

Ответ: 36 гусей.

Устный счет (продолжение).

1) Решить уравнение : 2x+7=13+x | x=6

Учитель: 6 минут жизни человека забирает 1 выкуренная сигарета.

Если человек выкуривает в день пачку сигарет (20 штук), на сколько минут он сокращает себе жизни? [6 мин. x 20=120 мин.=2ч.]

А в месяц? [2ч x 30=60ч = 2,5сут.].

Если у вас курят родственники или знакомые, то доведите до них эти сведения, узнайте, сколько сигарет они курят в день и посчитайте, на сколько тем самым сокращают свою жизнь.

2) Перед вами лаборатория уравнений.

Давайте примем участие в исследованиях этой лаборатории. Решите уравнение и узнайте самые распространенные внешние проявления курения.

а) x=-x; 2 – белоснежные зубы;
б) 2x+5=2x+12; 0 – разрушение и потеря зубов;
в) 3x-8=x+6; 7 – ранние морщины;
г) 2(x+4)=2x+8 нет корней – серый цвет лица;
5 – подвижность;
Множество корней – неприятный запах изо рта;
3 – румяные щеки.

3) На сколько страдает семейный бюджет в месяц, в год, если в семье есть неразумный курильщик, выкуривающий в день пачку сигарет за 15 руб.? [450руб.; 5400руб.].

IV. Повторение изученного материала.

Перейдём в другую лабораторию и примем участие в исследованиях этой лаборатории. Решите уравнения и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм человека вместе с табачным дымом?

Окись углерода содержится в выхлопных газах, ацетон используется как растворитель красок, цианид водорода применяется в газовых камерах, аммиак используется в средствах для чистки сантехники, кадмий - в автомобильных аккумуляторах, толуол – промышленный растворитель.

V. Самостоятельная работа.

Переходим в последнюю лабораторию уравнений, и каждый ученик принимает участие в исследованиях этой лаборатории самостоятельно.

VI. Итог урока. Задание на дом.

 

Дома: № 241; № 248 п.п. 1-9

Учитель. Послушайте притчу.

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горящем солнцем тележку с камнями для строительства.

Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” Тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: “А что ты делал целый день?” Тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием. “А я принимал участие в строительстве храма”. Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке. (сигнальные карточки)

  • Кто работал как первый человек? Поднимает синюю карточку.
  • Кто работал как второй человек? Поднимает зелёную карточку.
  • Кто работал как третий человек? Поднимает красную карточку.

Я желаю вам всегда работать с радостью и удовольствием.