Цели:
- Обобщение и систематизация знаний по теме “Вселенная”.
- Развитие познавательной активности учащихся через творчество.
- Воспитание любви к природе, к жизни, к миру, к своей Родине.
Оборудование:
- Рисунки, таблицы, глобус, компас, звёздные карты.
- Выставка книг и фантастических рассказов по теме: “Вселенная”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сообщение и темы и целей урока (“Вселенная”) . Мы отправимся во Вселенную.
Ученица
(стоит перед классом с подносом в руках) .
Ой вы гости – господа
Долго ждали вас сюда
Вас встречаем звёздным хлебом
И земной водицей
Мы вам рады, встрече рады
Рады подружиться!
Поднос с хлебом вручается гостям.
Учитель: А попали вы все на посиделки. ЗВЁЗДНЫЕ ПОСИДЕЛКИ! Посмотрите, послушайте, что во Вселенной делается!
2. Ученица
Вас приветствуем частушкой
Мудростью народной
А ещё проверим знанья,
Если вам угодно …
Выходят частушечники.
1 ученик
Три слона на черепахе
Утомительно стоят.
На спине у них Земля,
Окружила их змея.
Учитель: Кто в древности думал
именно так? (индийцы) 2 и 3 ученики Неподвижная Земля в центре у Вселенной, |
Учитель: О чьей системе мира спели ребята? (О системе Аристотеля)
Ученик
Он считал давным-давно:
Солнце в центре у Вселенной,
Но никто его не слушал
И теория о мире
Оставалась неизменной.
Учитель: Так кто же первым установил, что в центре Вселенной Солнце, а не Земля, как думал Аристотель? (Аристарх Самосский)
4 и 5 ученик
О строении Вселенной Думали учёные, А ученые, известно, Люди увлечённые … |
Первый всем подал идею, А второй сгорел в костре, Ну, а третий отказался От навязчивых идей! |
Учитель: Кто это учёные? (1 – Н. Коперник, 2 – Д. Бруно, 3 – Г. Галилей)
Три старушки-веселушки
Каждый вечер напролёт
Спорят, спорят о планетах
Вот он спор, уже идёт.
3. (3 девочки в костюмах бабушек)
- Знаешь, Марья, в честь кого назвали самую большую планету Юпитер?
- А как же Дарья. Я по телевизору слыхала, был такой бог в Древней Греции, самый главный, его Юпитером кликали.
- Да, что вы, бабоньки! Это же така техника есть: Иж Юпитер - 3. Я сама у председателя видала!
Учитель: Кто из бабушек прав? Перечислите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Марс, Земля)
- А какие планеты относятся к планетам-гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
- Назовите планету, которая не относится к этим двум группам. (Плутон)
- Запишите на доске название самой большой и самой маленькой планет.(Юпитер - Плутон)
4. Физминутка – Космическая
Ну-ка, встали! Раз, два, три. три космических хлопка,
Делаем зарядку. – 10 приседаний
Повторяем всё за мной – Отдохнули?! И чудесно!
В строгом распорядке: – В путь! К планете Знаний!
5. Учитель: А в это время встретились дед Николай, баба Фрося.
6 и 7 ученик
- А вчерася, Миколай, я видала, как в небе пролетала камета Галеея. За свои 70 годков во второй раз вижу!
- Ох, а я, Просинья, подобрал у себя в огороде утром Метеор. Увесистый такой. Грибочки прижму этой небесной махиной!
Учитель: Что напутали бабушка и дедушка? (Комета Галеея бывает 1 раз в 76 лет, поэтому бабушка не могла её видеть 2 раза. Метеор – это вспышка звёздной пыли, им грибочки не прижмёшь. Дедушка спутал его с метеоритом)
- Что вы знаете об астероидах? (Это небесные тела, похожие на звёзды, но не имеющие своего блеска, в переводе с греческого “звездоподобные”)
6. Вернёмся к нашим старушкам. Но теперь спор их о Солнце (те же самые ученицы)
- Наше Солнце, подруги, оказывается звезда. Жёлтым карликом кличут.
- Прямо и не верится. Звёзды, они ведь ночью бывают, а солнышко – днём. А я слыхала про какие-то звёзды переменные. Что за чудо тако?
- Да они, подикось, цвет свой меняют!
Учитель: Какие звёзды называются переменными? (Меняющие свой блеск)
- Какие ещё виды звёзд знаете? (Гиганты – в десятки раз больше Солнца, сверхгиганты – в сотни раз больше Солнца, двойные – близко расположенные 2 звезды)
7. Учитель: Когда-то в детстве я читала мифы и легенды Древней Греции. Одна из легенд мне особенно запомнилась.
Это история про царя Цефея, его красавицу-жену Кассиопею, их дочь Андромеду и храброго юношу Персея; Персей спас Андромеду от верной погибели, сразившись с морским чудовищем.
- Вам ничего не напоминают их имена: Цефей, Персей, Кассиопея, Андромеда?
- Да, действительно, это всё созвездия. А что такое созвездие? (Несколько звёзд, расположенных в форме какой-либо замысловатой фигуры)
- Кто из вас помнит легенду о Большой медведице?
- Зарисуйте на доске схематически созвездия Кассиопея и Большой Медведицы.
Большая медведица | Кассиопея |
Учитель: По небу белая полоска вьётся,
Ну разве не приятно вам взглянуть?
А угадайте, как она зовётся?
Да, несомненно …. (Млечный Путь)
- Что такое Млечный Путь и почему его так назвали? (Млечный Путь-это скопление Звёзд, которое с земли кажется бегой туманной полосой. Древние греки считали, что это молоко, брызнувшие из груди богини Геры) .
- А что такое галактика? (Единая звёздная система)
- Назовите наш и космический адрес? (Вселенная, Галактика Млечного Пути, Система Солнечная, планета Земля)
- Какие галактики знаете, кроме Нашей Галактики? (Большое и Малое Магеллановы облако, Туманности Андромеды)
9. Тесты.
Солнце – звезда:
а) карлик;
б) гигант;
в) сверх гигант;
2. В настоящее время учёные считают, что созвездие – это
а) скопление звёзд, образующих фигуру;
б) определённые участки звёздного неба;
3. Астероиды – это
а) звёзды;
б) крупные небесные тела правильной формы;
в) малые планеты;
4. К планетам земной группы относятся:
а) меркурий;
б) юпитер;
в) Плутон;
г) Венера;
д) марс;
е) Нептун;
ж) земля;
з) Сатурн;
и) уран;
5. Вселенная – это:
а) земля м другие планеты;
б) космическое пространство и всё, что его заполняет;
в) небесные тела;
6. Первым предложил, что Земля имеет форму шара:
а) Пифагор;
б) Аристотель;
в) Птолемей
7. Пространство между звёздами:
а) пустое;
б) заполнено разреженным газом и межзвёздной пылью;
8. На территории нашей страны можно видеть:
а) 10 созвездий;
б) 54 созвездия;
в) 88 созвездий.
Взаимопроверка. Оценки.
10.Д\З. Подумать, как возникла Земля, какие учёные внесли вклад в исследование этого вопроса.
11. Итог урока. (Поют все частушечники)
Посиделки, посиделки,
Посиделки звёздные
Мы решили все вопросы
Трудные, серьёзные.
А ещё мы скажем вам:
- Приходите в гости к нам!
(поклон)
Урок закончен. До свидания.