Урок экономики во 2-м классе по теме: "Сбережения"

Разделы: Начальная школа, Экономика


Цель:

  1. Обучающая: формирование представления об экономии, воплощенной не только в денежном выражении. Повторение и обобщение основного учебного материала по теме: “Наши семьи”.
  2. Дидактическая: применение ЗУН в практической деятельности.
  3. Воспитывающая: воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.
  4. Развивающая: развитие мотивации учебной деятельности.

Форма проведения: Урок-игра.

На основе игрового замысла – ситуационно-воспроизведенное жизненное явление с проблемным содержанием социального плана.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение темы:

– Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым экономическим понятием, и мы повторим материал, который изучали на предыдущих уроках.

У нас необычный урок. Урок-игра. Поэтому вы все поделены на группы – семьи. Т.к. с составом ваших семей мы уже знакомились на прошлых занятиях, то сегодня мы узнаем, насколько крепка ваша семья.

С помощью знаний можно неплохо заработать, и сейчас вы в этом убедитесь. За каждый правильный ответ вы получите монетку.

2. Повторение.

  • Что такое “семья”? Дайте определение этому слову. (семья - это группа живущих вместе близких родственников).
  • Чем семьи отличаются друг от друга? (составом, фамилией, благосостоянием, социальный статус, образованием, продолжительность совместной жизни).
  • Что делают друг для друга члены семьи? (заботятся друг о друге, оказывают поддержку, работают, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым).

Приведите примеры:

Мама - шьет, готовит, делает покупки.

Папа - обеспечивает семью, помогает делать уроки, выносит мусор.

Дочь - моет полы, посуду, вытирает пыль.

Сын - застилает постель, чистит обувь, пылесосит.

– Сегодня я приглашаю ваши семьи в одно знакомое учреждение. А куда мы отправимся, вы узнаете, разгадав ребус:

Уберите буквы, которые встречаются в таблице 3 и более раз. Какое слово можно сложить из оставшихся букв?

Б У Н В
К Н С К
С А А У
С Б С У
У В В В

– Зачем люди ходят в банк? Чем занимается банк? (меняет деньги, переводит деньги со счета на счет, выдает кредит, накапливает)

Открывается рисунок на доске (банк и из него растет “денежное дерево”)

– Разве бывает такое? Разве “Деньги растут”? Что это значит? (бывает, когда мы кладем деньги в банк под проценты)

– Не хотите ли немножко еще подзаработать? На каждой “денежке” вопрос, тот, кто правильно ответит, тот забирает ее себе.

Вопросы:

  1. Денежные средства, которые необходимо уплатить за купленные товары, полученные услуги. (платежи)
  2. Денежная единица какой-либо страны. (валюта)
  3. Продукт, предназначенный для обмена. (товар)
  4. Средство платежа. (деньги)
  5. Получение материальных средств за определенный промежуток времени. (доход)
  6. Затраты материальных и денежных средств в целях потребления. (расход)
  7. В переводе с английского это слово обозначает “денежная сумка”. (бюджет)
  8. Предоставление в долг товаров или денег. (кредит)
  9. Деятельность людей, которую они выполняют для удовлетворения потребности других людей. (услуги)
  10. Лицевая сторона монеты. (аверс)
  11. Оборотная сторона монеты. (реверс)
  12. Наука, о разумном ведении хозяйства. (экономика)

3. Новая тема.

– Подберите однокоренные слова к слову “ЭКОНОМИКА” (экономист, экономный, экономический, экономить)

– Что значит “экономить”? (экономить – беречь, сберегать)

– А что можно сберегать? (свет, воду, природу, время, деньги)

– Мы говорили уже с вами о том, какой бывает бюджет (дефицитный, бездефицитный, избыточный). Когда ДОХОДЫ больше, чем РАСХОДЫ, остаются в бюджете деньги, вот эту разницу люди и называют СБЕРЕЖЕНИЯ.

Сберегают часть денег все запасливые люди. Эти сбережения можно потратить на многое, например, чтобы купить что-нибудь дорогое, ценное – автомобиль или новую шубу для мамы.

Еще сбережения нужны на всякий случай, вдруг случится так, что зарплату задержат.

Можно использовать сбережения и для того, чтобы поехать куда-нибудь отдохнуть.

На уроках мы говорили о том, какой бывает бюджет. Что не только в семье важно знать, как потратить доходы правильно, но и на предприятиях, в городах и странах правительство тоже составляет бюджет.

Предприятия тратят свои сбережения на закупку нового оборудования, на увеличение производства товаров; город - на благосостояние города (отопление, озеленение, архитектуру); страны – на добычу полезных ископаемых, на новые научные разработки, премии.

4. Проверка домашнего задания.

– Дома вам нужно было составить семейный бюджет. У кого он получился избыточным? Какова разница ваших доходов и расходов? На что ваша семья потратит сбережения?

5. Закрепление. Практическая работа.

– Как правило, домашнее хозяйство ведет мама. В одной семье мама решила подсчитать, каковы будут сбережения в ее семье за 4 месяца к отпуску. Но у нее случилась беда: блокнот, в котором она делала записи, рассыпался на отдельные листочки. Попробуйте распределить записи по принципу ДОХОДЫ и РАСХОДЫ и подсчитайте, какой результат ожидает ее семью. Вот эти записи:

Февраль.

Квартира – 1000, вода – 200, свет – 200, телефон – 100, еда – 3500, проезд – 200, аптека – 300

Праздник: подарок сыну – 200, подарок папе – 500, торт – 300

Заработанная плата мамы – 2000

Заработанная плата папы – 5000

Март.

Квартира – 1000, вода – 200, свет – 200, телефон – 100, еда – 3500, проезд - 300

Праздник: подарок маме – 500, торт – 200

Заработанная плата мамы – 2000

Заработанная плата папы – 5000

Премия к празднику – 200

Апрель.

Квартира – 1000, вода – 200, свет – 200, телефон – 100, еда – 3000, аптека – 300, кино – 200, обувь – 500

Заработанная плата мамы – 2000

Заработанная плата папы – 5000

Май.

Квартира – 700, вода – 200, свет – 100, телефон – 100, еда – 3000, проезд – 200, одежда – 700

Заработанная плата мамы – 2000

Заработанная плата папы – 5000

Работа детей в группах. Каждая группа считает бюджет за один месяц. Необходимо определить, где “доходы”, а где “расходы” и произвести подсчет. Далее идет коллективная работа – на доске выписывается сумма за каждый месяц и делается вывод о том, каковы сбережения.

6. Вопросы на закрепление материала:

– Что такое СБЕРЕЖЕНИЯ?

– Когда берут деньги в долг?

– Как можно в семье экономить?

– Почему не надо экономить на еде, книгах, разумном отдыхе?

Сегодня на уроке у нас присутствую журналисты нашей школьной газеты. Это ученицы 7-го класса. Я хочу дать им слово.

Журналисты:

– Читателям нашей газеты было бы интересно узнать, куда бы хотела потратить заработанные сегодня на уроке деньги ваша семья?

– Может кто-нибудь из вас захочет отдать свои сбережения в фонд школы? На какие нужды, по-вашему мнению, их нужно израсходовать?

– Ваши предложения мы опубликуем в школьной газете. Спасибо.

7. Итог урока.

– Почему необходимо экономить?

– Большое спасибо вам сегодня за работу. Вы хорошо поработали, пора и отдохнуть. Встретимся на следующем уроке.