Цель:
- Обучающая: формирование представления об экономии, воплощенной не только в денежном выражении. Повторение и обобщение основного учебного материала по теме: “Наши семьи”.
- Дидактическая: применение ЗУН в практической деятельности.
- Воспитывающая: воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.
- Развивающая: развитие мотивации учебной деятельности.
Форма проведения: Урок-игра.
На основе игрового замысла – ситуационно-воспроизведенное жизненное явление с проблемным содержанием социального плана.
Ход урока
1. Орг. момент. Сообщение темы:
– Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым экономическим понятием, и мы повторим материал, который изучали на предыдущих уроках.
У нас необычный урок. Урок-игра. Поэтому вы все поделены на группы – семьи. Т.к. с составом ваших семей мы уже знакомились на прошлых занятиях, то сегодня мы узнаем, насколько крепка ваша семья.
С помощью знаний можно неплохо заработать, и сейчас вы в этом убедитесь. За каждый правильный ответ вы получите монетку.
2. Повторение.
- Что такое “семья”? Дайте определение этому слову. (семья - это группа живущих вместе близких родственников).
- Чем семьи отличаются друг от друга? (составом, фамилией, благосостоянием, социальный статус, образованием, продолжительность совместной жизни).
- Что делают друг для друга члены семьи? (заботятся друг о друге, оказывают поддержку, работают, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым).
Приведите примеры:
Мама - шьет, готовит, делает покупки.
Папа - обеспечивает семью, помогает делать уроки, выносит мусор.
Дочь - моет полы, посуду, вытирает пыль.
Сын - застилает постель, чистит обувь, пылесосит.
– Сегодня я приглашаю ваши семьи в одно знакомое учреждение. А куда мы отправимся, вы узнаете, разгадав ребус:
Уберите буквы, которые встречаются в таблице 3 и более раз. Какое слово можно сложить из оставшихся букв?
Б У Н В К Н С К С А А У С Б С У У В В В
– Зачем люди ходят в банк? Чем занимается банк? (меняет деньги, переводит деньги со счета на счет, выдает кредит, накапливает)
Открывается рисунок на доске (банк и из него растет “денежное дерево”)
– Разве бывает такое? Разве “Деньги растут”? Что это значит? (бывает, когда мы кладем деньги в банк под проценты)
– Не хотите ли немножко еще подзаработать? На каждой “денежке” вопрос, тот, кто правильно ответит, тот забирает ее себе.
Вопросы:
- Денежные средства, которые необходимо уплатить за купленные товары, полученные услуги. (платежи)
- Денежная единица какой-либо страны. (валюта)
- Продукт, предназначенный для обмена. (товар)
- Средство платежа. (деньги)
- Получение материальных средств за определенный промежуток времени. (доход)
- Затраты материальных и денежных средств в целях потребления. (расход)
- В переводе с английского это слово обозначает “денежная сумка”. (бюджет)
- Предоставление в долг товаров или денег. (кредит)
- Деятельность людей, которую они выполняют для удовлетворения потребности других людей. (услуги)
- Лицевая сторона монеты. (аверс)
- Оборотная сторона монеты. (реверс)
- Наука, о разумном ведении хозяйства. (экономика)
3. Новая тема.
– Подберите однокоренные слова к слову “ЭКОНОМИКА” (экономист, экономный, экономический, экономить)
– Что значит “экономить”? (экономить – беречь, сберегать)
– А что можно сберегать? (свет, воду, природу, время, деньги)
– Мы говорили уже с вами о том, какой бывает бюджет (дефицитный, бездефицитный, избыточный). Когда ДОХОДЫ больше, чем РАСХОДЫ, остаются в бюджете деньги, вот эту разницу люди и называют СБЕРЕЖЕНИЯ.
Сберегают часть денег все запасливые люди. Эти сбережения можно потратить на многое, например, чтобы купить что-нибудь дорогое, ценное – автомобиль или новую шубу для мамы.
Еще сбережения нужны на всякий случай, вдруг случится так, что зарплату задержат.
Можно использовать сбережения и для того, чтобы поехать куда-нибудь отдохнуть.
На уроках мы говорили о том, какой бывает бюджет. Что не только в семье важно знать, как потратить доходы правильно, но и на предприятиях, в городах и странах правительство тоже составляет бюджет.
Предприятия тратят свои сбережения на закупку нового оборудования, на увеличение производства товаров; город - на благосостояние города (отопление, озеленение, архитектуру); страны – на добычу полезных ископаемых, на новые научные разработки, премии.
4. Проверка домашнего задания.
– Дома вам нужно было составить семейный бюджет. У кого он получился избыточным? Какова разница ваших доходов и расходов? На что ваша семья потратит сбережения?
5. Закрепление. Практическая работа.
– Как правило, домашнее хозяйство ведет мама. В одной семье мама решила подсчитать, каковы будут сбережения в ее семье за 4 месяца к отпуску. Но у нее случилась беда: блокнот, в котором она делала записи, рассыпался на отдельные листочки. Попробуйте распределить записи по принципу ДОХОДЫ и РАСХОДЫ и подсчитайте, какой результат ожидает ее семью. Вот эти записи:
Февраль.
Квартира – 1000, вода – 200, свет – 200, телефон – 100, еда – 3500, проезд – 200, аптека – 300
Праздник: подарок сыну – 200, подарок папе – 500, торт – 300
Заработанная плата мамы – 2000
Заработанная плата папы – 5000
Март.
Квартира – 1000, вода – 200, свет – 200, телефон – 100, еда – 3500, проезд - 300
Праздник: подарок маме – 500, торт – 200
Заработанная плата мамы – 2000
Заработанная плата папы – 5000
Премия к празднику – 200
Апрель.
Квартира – 1000, вода – 200, свет – 200, телефон – 100, еда – 3000, аптека – 300, кино – 200, обувь – 500
Заработанная плата мамы – 2000
Заработанная плата папы – 5000
Май.
Квартира – 700, вода – 200, свет – 100, телефон – 100, еда – 3000, проезд – 200, одежда – 700
Заработанная плата мамы – 2000
Заработанная плата папы – 5000
Работа детей в группах. Каждая группа считает бюджет за один месяц. Необходимо определить, где “доходы”, а где “расходы” и произвести подсчет. Далее идет коллективная работа – на доске выписывается сумма за каждый месяц и делается вывод о том, каковы сбережения.
6. Вопросы на закрепление материала:
– Что такое СБЕРЕЖЕНИЯ?
– Когда берут деньги в долг?
– Как можно в семье экономить?
– Почему не надо экономить на еде, книгах, разумном отдыхе?
Сегодня на уроке у нас присутствую журналисты нашей школьной газеты. Это ученицы 7-го класса. Я хочу дать им слово.
Журналисты:
– Читателям нашей газеты было бы интересно узнать, куда бы хотела потратить заработанные сегодня на уроке деньги ваша семья?
– Может кто-нибудь из вас захочет отдать свои сбережения в фонд школы? На какие нужды, по-вашему мнению, их нужно израсходовать?
– Ваши предложения мы опубликуем в школьной газете. Спасибо.
7. Итог урока.
– Почему необходимо экономить?
– Большое спасибо вам сегодня за работу. Вы хорошо поработали, пора и отдохнуть. Встретимся на следующем уроке.