Цели:
- сформировать представления учащихся о водоемах нашего края;
- познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;
- развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Оборудовние: глобус, карта города, схема реки, открытки или фотографии.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прежде чем сообщить вам тему урока, я хочу спросить: в каком городе вы живете?
Учитель читает стихотворение Н. Кастрыкина “Романс о Зеленограде”.
На зависть всем, природою плененным,
Поведаю я быль, а не молву.
Родился я на хуторе Зеленом
И во Зеленом граде я живу.
Надеясь, что Парижа не обижу,
Готов я повторить стократ,
Что надо б жить и умереть в Париже
Да только есть еще Зеленоград!
Ученик читает доклад о Зеленограде, заранее подготовленный. Показать фотографию.
Зеленоград находится примерно в 18 км от Московской кольцевой автодороги, на северо-запад от Москвы по Ленинградскому шоссе. Зеленоград расположен на южном пологом склоне Клинско-Дмитровской гряды на реке Сходня. Он имеет хорошую систему озеленения, сохранены леса, расположенные на его территории, есть водные пространства. В целом экологическая ситуация в Зеленограде благоприятная.
II. Сообщение темы и целей урока. Закрепление пройденных тем
– Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
Вопросы к кроссворду:
- Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
- Место, где река берет свое начало.
- Нижняя часть горы, холма.
- Есть у оврага, холма, горы.
- Самое теплое море России.
- Форма поверхности.
- Вся территория земной поверхности разделена на природные …
(Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны. Ключевое слово: водоемы.)
III. Работа над новой темой
– Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)
Учитель: Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
– Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?
– Ребята, 2/3 земной поверхности на планете занимает вода. Одинакова ли вода по вкусу?
Дети: Нет, вода бывает пресная и соленая.
Учитель: Какая вода бывает в водоемах нашего края?
– Где вода соленая? (В морях и океанах)
– Какие водоемы вы знаете?
– Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные).
– Что относится к естественным?
Дети: Река, озеро, море, океан, ручей.
Учитель: Что относится к искусственным?
Дети: Канал, водохранилище, пруд.
Учитель: А сейчас поработаем с картой нашего края. Какие водоемы расположены на территории нашего края?
– Назовите естественные водоемы.
– Перечислите искусственные водоемы.
– На берегу какой реки расположен наш город? (р.Сходня)
– А какие еще водоемы есть в нашем городе? (р. Клязьма, Истра, Черное озеро, Школьное озеро)
IV. Физкультминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже.
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
V. Продолжение изучения новой темы
Учитель: О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем – это место отдыха людей)
– На территории нашего города есть два больших озера: “Школьное озеро” – что в 10-м микрорайоне и “Черное озеро” – что в 6-м микрорайоне.
Ученик читает стихотворение Л. Князевой “Ода черному озеру”:
Водой шоколадной любого дарящее,
Ключами своими в жару холодящее,
Не рукотворное ты – настоящее,
Силу природы любовно хранящее,
Черное озеро – сказка! Жемчужина!
Знойному городу летом отдушина.
Пусть сберегут тебя неравнодушные
Вот окунемся и все станем лучше мы.
Учитель показывает фотографии.
Учитель: Красота озер радует человека, украшает город. Люди на них отдыхают. Водоемы должны быть чистые. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Как люди загрязняют водоемы?
Дети: Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое.
Учитель: Представьте, как опасно это
для людей, купающихся в озере, особенно для тех,
кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей,
получивших тяжелые травмы. Никогда не выбрасывай
в воду мусор! Не оставляй его на берегу, потому
что с берега он может легко попасть в воду.
Водоемы – это хранилища воды, которая необходима
всему живому. А для тех растений и животных,
которые живут в водоемах, это единственный дом.
Велико значение водоемов и в жизни людей. Они
украшают землю. В организме человека 80% воды, т.е.
почти весь организм состоит из воды, а мы в день
должны употреблять 2 литра воды. А на планете
всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, а
для человека необходимо много пресной воды,
поэтому воду необходимо беречь!!!
Недалеко от Зеленограда расположена деревня
Лопотово, на левом берегу р.Истры (ныне
Истринское водохранилище – один из
искусственных водоемов). Москва и Московская
область используют воду из Истринского
водохранилища.
А как это делается? Для этого берут воду из реки
Истра, загоняют в водохранилище и пропускают
через очистные сооружения, и с помощью очистных
фильтров воду очищают от грязных примесей, и
только потом эту воду можно употреблять в быту.
– А еще что вы знаете о значении водоемов?
Дети: Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи, воду берут для работы заводы и фабрики, по воде перевозят грузы.
Учитель: В сельском хозяйстве люди
применяют удобрения и ядохимикаты. Удобрения
повышают плодородие почвы, а ядохимикаты
помогают избавляться от сорняков и некоторых
вредных для сельскохозяйственных культур
насекомых. Но верно говорят: все хорошо в меру.
Случается, что этих веществ используется больше,
чем требуется. Тогда дождевая вода обязательно
принесет часть удобрений и ядохимикатов в наши
озера. Вот вам и опасное загрязнение.
Теперь представьте себе такой случай:
Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в
реке или озере. В воду попали бензин, смазочное
масло. Приятно ли вам будет купаться в такой воде?
А как будут чувствовать себя в ней мальки рыб и
другие обитатели озер? Многие из них погибнут.
Нельзя мыть в озерах машины, мотоциклы, мопеды и
даже велосипеды.
Дети: Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных, в этой работе можешь участвовать и ты.
Учитель: А какая работа проводится в городе? Кто знает?
– В настоящее время на заводах и фабриках
строятся очистительные сооружения, где
использованная в производстве вода, очищается и
используется снова. Системы водопровода и
канализации города Зеленограда являются одними
из самых передовых в стране. Здесь широко
внедрялись самые прогрессивные технологии. В 1968
году была создана первая станция доочистки
сточных вод с сооружениями дезинфекции. Именно в
Зеленограде была создана первая в стране
автоматизированная система управления
городским водопроводом. На комплексе сооружений
водопровода в 70-х годах были проведены
широкомасштабные работы по сокращению потерь и
нерациональных расходов воды, на базе
регулируемого привода была создана система
автоматического регулирования напоров
водопроводной сети.
За годы существования Зеленограда система
водоснабжения города стала не только одной из
самых совершенных, но и одной из самых надежных.
Обеспечение чистой питьевой водой жителей
города, водоснабжение промышленных и
коммунальных предприятий относится к числу
первостепенных экологических задач развития
Москвы и Московской области.
VI. Подведение итогов урока
Учитель: Мы с вами совершили заочное путешествие по водоемам Зеленограда. Что же вы узнали нового, что взяли для себя на заметку? Какие выводы вы сделаете об охране водоемов? Составьте памятку:
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не бросай мусор на берегу водоема.
3. Не мой транспортные средства на берегу озера.
– Надеюсь то, что вы сегодня услышали, примете к сведению и будете в жизни выполнять.