Цель занятия: выяснение значения броуновского движения в становлении молекулярно-кинетической теории строения вещества.
Задачи:
- исследовать характеристики броуновского движения;
- сформулировать закономерности броуновского движения;
- воспитать интерес к физической науке посредством исследования фундаментальных экспериментов.
Средства обучения:
- видеофильм “Молекулярно-кинетическая теория строения вещества”;
- образовательный комплекс “Физика, 7 – 11 класс. Библиотека наглядных пособий”;
- компьютерная программа “Виртуальная физическая лаборатория”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово
II. Просмотр видеофильма “Молекулярно-кинетическая теория строения вещества”
Вопрос: почему опыты Броуна являются фундаментальными?
Ответ: броуновское движение доказывает факт существования молекул и их движение, а также непрерывный хаотический характер этого движения.
III. Работа с компьютерной моделью “Броуновское движение”
Вывод:
- с увеличением температуры жидкости или газа растет интенсивность броуновского движения;
- с изменением температуры меняется длина пробега броуновской частицы.
Характеристикой броуновского движения
является средняя величина квадрата смещения
броуновской частицы в произвольном направлении
х2. Из-за хаотичности броуновского движения
среднее смещение частицы х=0, так как частица с
равной вероятностью может двигаться в
противоположных направлениях. Но при этом x2
не равно 0.
Убедимся в этом, выполнив модельный эксперимент.
IV. Лабораторная работа “Изучение броуновского движения”
Цель работы: изучение броуновского движения как случайного процесса.
Вывод:
- х2 возрастает с ростом температуры и уменьшением вязкости жидкости или газа;
- х2 прямо пропорционально времени.
V. Подведение итогов
- Броуновское движение служит прямым экспериментальным доказательством существования молекул жидкости или газа и хаотического характера их теплового движения.
- Характеристикой броуновского движения является средняя величина квадрата смещения частицы в произвольном направлении х2.
- Закономерности броуновского движения:
- оно продолжается неограниченно долго без каких-либо видимых изменений;
- х2 возрастает с ростом температуры и уменьшением вязкости жидкости или газа;
- х2 прямо пропорционально времени.
Задание
1. Найдите в книгах по истории физики ответы на следующие вопросы:
- В какой исторический период были проведены опыты Броуна?
- Как были первоначально истолкованы их результаты?
- Почему не были сразу сделаны верные с точки зрения современных научных представлений из наблюдений?
2. Используя найденные вами источники, подготовьте сообщения о биографии и научной деятельности Броуна.