Разработка урока музыки в 6-м классе по программе Д.Б. Кабалевского "Жизнь рождает музыку"

Разделы: Музыка


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • формирование умений следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу; проверка усвоения пройденного материала (полифония, гомофония);
  • развитие познавательного интереса и творческой активности, развитие особенностей человеческой личности - добра, счастья, душевного состояния;
  • воспитание интереса и любви к классической музыке, воспитание чувства гармонии.

Оборудование: книги, картины, портреты В. А. Моцарта, И. С. Баха, Л. В. Бетховена, раздаточный материал, телевизор, проигрыватель, фоно - хрестоматия, доска, мел.

ХОД УРОКА

I. Приветствие

– Подтянулись, плечи подняли, ещё раз, вдохнули свободно. Здравствуйте, садитесь. Я снова рада встрече с вами. Мне не терпится поделиться знаниями о музыке, и услышать не только ваши впечатления, но и сердца и души. Тема нашего урока "Жизнь рождает музыку".

II. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

– Какое слово самое главное в теме, на ваш взгляд? Значит, мы должны узнать, чья жизнь рождает музыку, может ли жизнь рождать музыку и как музыка воздействует на жизнь.

III. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

– Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта, кто знает? При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не является исключением, и при входе вас тоже встретила афиша. Кто обратил на неё внимание? (Пауза). Ну ладно, не огорчайтесь, вы, вероятно, спешили, а я прочитала её очень внимательно и даже запомнила всё, что в ней написано. Сделать это была несложно, так как на афише всего три слова. Я сейчас напишу их на доске, и вам всё станет ясно. (Пишу "Звучит ..." )

– Ребята, я подумала, что два остальных слова я допишу позже с вашей помощью, а пока пусть звучит музыка.

Звучит "Маленькая ночная серенада".

– Какие чувства вызвала у вас музыка? Что вы можете о ней сказать, не употребляя слово "весёлая"? (Светлая, радостная, счастливая, танцевальная, величественная, звучит на балу.)

– Мы попали на концерт современной танцевальной музыки? (Нет, это музыка старинная, возможно, XVII века. Кажется, что танцуют на балу.)

– В какое время суток устраивались балы? (Вечером, ночью.)

– Каков состав исполнителей? (Струнные инструменты.)

– В какой форме написано произведение? (Подсказка есть на доске, выберите и докажите, почему?)

– Это произведение называется "Маленькая ночная серенада". Маленькая, понятно, почему? Ночная – звучит ночью. Серенада – что такое?

Ответы детей.

– Девочки сейчас проверят правильность информации по словарю. Найдите, что такое серенада, и дайте определение. Класс продолжает работать, вопрос всем вам: "Как вы думаете, эта музыка русская или нет?" (Нет)

– Кто из композиторов прошлого мог бы быть автором этой музыки? (Моцарт, Бах, Бетховен.)

– Вы назвали Баха, вероятно, вспомнив "Шутку" (Наигрываю). Очень похоже. Но для того чтобы утверждать, что автор музыки Бах, надо услышать в ней иной склад.

– Какой? (Полифонический.)

– Что такое полифония?

– А в каком складе написана "Маленькая ночная серенада" (В гомофонном.)

– Что такое гомофония?

– А что вы думаете по поводу авторства Бетховена? (Она сильная, мощная.)

– Остаётся В. А. Моцарт. Это действительно Моцарт. Вы поняли, что попали на концерт, в котором звучит музыка Моцарта (Какая?) Светлая, радостная, счастливая. (Я дописываю на доске ... "Моцарт".)

– А теперь, девочки, слово вам. Что такое серенада? (Ответ детей, работавших по словарю.) Значит, "Маленькая ночная серенада" относится к типу сочинений, которые раньше писались специально для ночных праздников.

– Русский композитор А. Рубинштейн говорил о музыке Моцарта: "Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе – Моцарт". Мы правильно определили стиль композитора? (Да)

– Любой человек мечтает о радости, счастье. Какая жизнь была у Моцарта? Кто знаком с биографией Моцарта? (Нелёгкой, много занимался творчеством, слава пришла рано.)

– Какая история с ним приключилась в Риме? Где это? (В Италии, он "украл" произведение у папы Римского.)

– А в Париже с ним случилось вот что.

IV. Ознакомление с новым материалом

Далее учитель знакомит с историей, произошедшей с Моцартом в Париже. (Книга Г. Цыферова "Тайна запечного сверчка")

О ПОЕЗДКЕ МОЦАРТА В ПРЕКРАСНЫЙ ПАРИЖ

Париж!.. Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц!
Улица СТАРОЙ ГОЛУБЯТНИ... Улица КОШКИ, ИГРАЮЩЕЙ В МЯЧ!
Парижане уверяют, что на этой самой улице родился знаменитый Кот в сапогах!
Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут... Куда влетит мячик, к тому придёт счастье! Ну не сказочно ли это?!
А вот что писали в своих письмах иностранцы, которым посчастливилось побывать в Париже в те времена: "Сам воздух Парижа веселит нас!".
Более того! Говорят, что каждый отъезжающий увозил с собой в изящной вазе или кувшине парижский... воздух! И когда ему становилось грустно, он открывал сосуд и, вдохнув волшебный воздух старого города, начинал беспечно смеяться! Как известно, парижане очень любят шутить. Когда Моцарт приехал в Париж, они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки. "Такой младенец и талантливее многих старых! Ну разве это не забавно?!" – смеялись парижане.
И, желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты, менуэты и, надев серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нём заговорил весь Париж.
А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин.
В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего юного пажа:
– Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?
И маленький Моцарт с поклоном отвечал :
– Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!
Король улыбался и милостиво кивал. А следом за королём улыбались и кивали все придворные.
Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Но и на улице люди снимали шляпы и, с восхищением глядя на маленького музыканта, шептали:
– Смотрите, смотрите! Это Вольфганг Моцарт – паж Его Величества!..
Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился! На набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку.
Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдёт там и сантима. И тогда, решительно сдёрнув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать!..
Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя!..
"Музыка – это голос нашего сердца!" – сказал королю Моцарт.
Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда.

Ребята с учителем поют песню:

Спи, моя радость, усни,
В доме погасли огни,
Рыбки уснули в пруду,
Птички утихли в саду,
В лунный серебряный свет
Каждый листочек одет...
Глазки скорее сомкни.
Спи, моя радость, усни,
Усни, усни...

В доме всё стихло давно,
В кухне, в подвале темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит,
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?..
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни,
Усни, усни...

Завтра ты будешь опять
Бегать, смеяться, играть.
Завтра тебе я в саду
Много цветочков найду,
Все-то достать поспешишь,
Лишь бы не плакал малыш!
Глазки скорее сомкни.
Спи, моя радость, усни,
Усни, усни...

– На нашей воображаемой афише не хватает одного слова. Оно характеризует Моцарта через его музыку. Подберите это слово. (Вечный, сегодняшний, нестареющий.)

– Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам будет красивее и красивее будет его жизнь.

– Вы не будете против, если я напишу это слово так: "нестареющий".

Учитель наигрывает "Лакримозу".

– А об этой музыке можно сказать, что это солнечный свет? (Нет, это грусть, скорбь, будто увядает цветок, уходит из жизни что-то красивое) (См.рисунок с изображением увядающего цветка.)

– Это тоже музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания. (См. стр. 402 "Я познаю мир".)

"РЕКВИЕМ" МОЦАРТА

Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый во все черное, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Ничего удивительного в этом не было. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра... Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни свое имя, ни имя заказчика, и то, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец в черном заказал траурную музыку, хотя Моцарт прославился на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями.
"Черный человек" был немногословен. Безмолвно отсчитал крупную сумму, которую озадаченный и несколько растерянный Моцарт запросил как задаток, и удалился.
Его верный ученик Зюсмайер ловил каждое слово учителя, запоминал и бережно хранил все, что имело отношение к будущему сочинению. Ему и в голову не приходило, что Моцарт работает над своим последним в жизни сочинением и, подтачиваемый болезнью, грустно размышляет о том, что сочиняет заупокойную мессу по самому себе.
А Моцарт в это время писал в письме к другу:
"В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы. Я продолжаю, ибо сочинение музыки утомляет меньше, чем бездействие. Чувствую – мое состояние подсказывает это – мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни... Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной".
Кончался 1791 год. Вечером 4 декабря к больному и ослабевшему Моцарту пришли друзья. Моцарт попросил, чтобы ему принесли неоконченную партитуру "Реквиема". Он хотел услышать эту музыку в живом исполнении. И вот, окружив лежащего в постели Моцарта, вместе с ним они поют с листа заупокойную мессу. Внезапно голос Моцарта дрогнул, он разрыдался и отложил партитуру в сторону...
Тихо, чтобы дать покой больному, все разошлись. Моцарт неподвижно лежал, устремив взгляд в пространство, рядом с ним лежала партитура "Реквиема". Маэстро тихо подозвал Зюсмайера, неотлучно находившегося при больном учителе, и стал объяснять, как следует закончить "Реквием" в случае его смерти. Их разговор прервал доктор...
За окном была полночь, когда Моцарт приподнялся, оглядел странным взглядом комнату, будто кого-то искал. Потом повернулся лицом к стене и умер. На его постели лежал незаконченный "Реквием".
А тайна "черного человека", доставившего столько волнений великому композитору, раскрывалась, между тем, очень просто. Оказывается, к Моцарту в тот памятный вечер приходил всего-навсего слуга, которого послал граф Вальзегг цу Штуппах. Этот сиятельный господин был большим меломаном и хотел прославиться как сочинитель. Он уже неоднократно покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои. А тут у графа случилось горе: умерла жена. И, потрясенный, он решил увековечить ее память реквиемом собственного сочинения, для чего и заказал втайне это "собственное сочинение" Моцарту. Заплатив за "Реквием" деньги, граф полагал, что этот "товар" становится его собственностью...
Зюсмайер закончил "Реквием" после смерти учителя.

V. Первичное осмысление в объектах изучения

– Моцарт задумал в "Реквиеме" 12 частей, но не закончил седьмую часть "Лакримозу" – умер. Ранняя кончина его до сих пор остаётся загадкой. По самой распространенной версии, Моцарт был отравлен придворным композитором Сальери, который якобы ему очень завидовал. Этой версии верили многие. Пушкин развил этот сюжет в одной из своих "Маленьких трагедий". "Слушай же, Сальери, мой "Реквием" ...".

Звучит "Лакримоза" в записи при свечах.

– Трудно говорить после этой музыки, я предлагаю вам выполнить задание в тетради, передать все свои ощущения и настроения об услышанном произведении в рисунке или в описании. Кто выполнит раньше, есть ещё задание со звёздочкой, подумайте над ним.

Ответы, просмотр работ.

– А что такое "Лакримоза"? А это, ребята, не просто три слова на доске, это – строки из стихотворения поэта Виктора Бокова. А начинается оно со слова "счастье".

Счастье!

Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.

VI. Подведение итогов урока

– Мы сегодня познакомились с разной музыкой одного композитора. Действительно ли "Жизнь рождает музыку"? Какова её сила?

– Что понравилось? Что узнали? (Со своими впечатлениями поделитесь со своим воображаемым другом.)

– Работали лучше всех ... (учитель перечисляет имена учащихся).

– В заключение нашей встречи хочу пожелать, чтобы наше сердца не уставали дарить людям добро и согласие. И пусть поможет в этом нестареющая музыка великого Моцарта!

VII. Домашнее задание

Всем: "Реквием", "Лакримоза" – выписать из словаря, выучить.

На выбор:

1) Напиши письмо воображаемому другу, поделись с ним впечатлениями об уроке, напиши, что узнал нового.
2) Опиши или нарисуй свои ощущения, когда дотрагиваешься до счастья.

– Спасибо за урок! До свидания!