Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся при выполнении деления натуральных чисел.
- Развитие внимания, познавательной активности учащихся.
- Воспитание интереса к предмету.
Оборудование:
- Карточки для проверки домашнего задания.
- Планшеты для устного счета.
- Кодоскоп.
I. Вступление
– Сегодня вместе с Иваном-царевичем мы совершим увлекательное путешествие в страну "Деление" и выясним, как мы умеем выполнять деление натуральных чисел. Итак...
– В некотором царстве, в некотором государстве жил Иван-царевич. Он очень любил путешествовать. Однажды в одном из увлекательных путешествий повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и решили пожениться. Но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную. Унес ее в далекую страну "Деление". Решил Иван-царевич выручить Елену Прекрасную, но для этого ему понадобилось умное, сообразительное войско. Собрал он три отряда. Назначил в каждом отряде командира. И начал испытывать воинов.
II. Испытание командиров (карточки):
III. Испытание воинов
1) Какие числа называются натуральными?
Назовите самое маленькое натуральное число,
самое большое.
2) Что значит число а разделить на число в?
3) Докажите, что 12 : 4 = 3; 36 : 2 = 18; 0 : 7 = 0.
4) Назовите компоненты действия: 63 : 9 = 7.
5) Что получается при делении нуля на любое
натуральное число?
6) Какое число называют частным чисел: 8 и 2;
20 и 4; 100 и 50?
– Молодцы! Хорошее войско подобрал себе Иван-царевич.
А теперь в путь!
Поехал Иван-царевич вместе с войском выручать
Елену Прекрасную. Вышли они к бурной реке, а там -
огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне
написан вычислительный пример. Если его
правильно решить, то получится магическое число.
Произнесет его воин – камень повернется и
освободит дорогу. (Один воин – на доске, все
остальные – в тетради.)
Стр. 76 № 306 (б). Вычислить: (21840 : 65) : (420 : 15) = 12
– Первую преграду войско одолело: камень повернулся, открыл дорогу. Дальше дорога их привела к волшебной стене. От стены дорога вела в лабиринт. Надо найти выход из лабиринта. (Три воина решают на доске, остальные – в тетради.)
Найти неизвестное число:
С помощью кодоскопа проецируется сам лабиринт и выход из лабиринта:
– Итак, выход из лабиринта найден. Попал Иван-царевич с войском в лес, к избушке Бабы-Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и решила помочь Ивану-царевичу. Дала она ему три ларца, в одном из них – смерть Кощея. Но чтобы определить ларец, надо решить задачу.
(Решают самостоятельно в тетради. Первый решивший идет к доске.)
Задача:
В обозе у воинов имеется 80 караваев хлеба. Каждый день воины съедают одинаковое количество хлеба. Через три дня в обозе осталось 35 караваев хлеба. Сколько караваев хлеба съедают воины каждый день?
Решение:
1. 80 – 35 = 45 (кар.) – хлеба съели воины за три дня.
2. 45 – 3 = 15 (кар.) – хлеба съедают воины каждый день.
Ответ: 15 караваев хлеба.
– Нашел Иван-царевич нужный ларец. Открыл его, а там яйцо. Разбить его можно только после того, как будет сформулировано очень важное свойство деления.
Дано равенство: 16 : 8 = 2
- Увеличьте делимое и делитель в 2 раза: 36: 16 : 2; в 3 раза: 48: 24 = 2.
- Уменьшите делимое и делитель в 2 раза: 8 : 4 = 2; в 4 раза: 4 : 2 = 2.
- Сформулируйте важное свойство деления:
Делимое и делитель можно умножить или разделить на одно и то же натуральное число - частное от этого не изменится. |
– Молодцы! Справились и с этими задачами. Разбили яйцо, а в нем - иголка, переломили ее. Покончили с Кощеем Бессмертным. Освободилась Елена Прекрасная. Всех теперь ждала дорога домой. А вот все ли дойдут до дома - покажут результаты самостоятельной работы:
IV. Самостоятельная работа
Послевыполнения работы ответы проецируются с помощью кодоскопа на доску.
– Вот и сказке конец, а значит, конец нашему путешествию по сказочной стране "Деление". Спасибо воинам, которые помогли спасти Ивану-царевичу Елену Прекрасную.
V. Оценки за урок
VI. Домашнее задание: стр. 76 - №305, 306 (а), 298. Дополнительно: № 314