Цель: проверить понимание учащимися содержания рассказов, возможности применения для себя рецептов из “лесной аптеки”.
Задачи:
- продолжить работу над формированием устной речи учащимися в процессе анализа текстов;
- активизировать словарь учащихся;
- расширить познавательный интерес.
Оформление: раскладушки, лечебные травы, гербарий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
– Какая декада идет сейчас в школе? (Декада Экологии “Доктор Природа”)
– Как вы понимаете фразу “Доктор Природа”. Давайте на минуту представим, что вы заблудились в нашем лесу. Вы голодны, ноги отказываются идти, у вас болит голова, поднялась температура. Смогли бы вы найти в лесу хлеб, бумагу, чернила и лекарства?
II. Объяснение нового материала
– Что вы знаете о Робинзоне Крузо? Чтобы много знать и уметь и ответить на эти вопросы, необходимо прочитать эту книгу. В ней содержится много интересных и полезных советов и предоставляется возможность самому испытать “робинзонаду”. Ученый и писатель Н.М. Верзилин начинает вместе с вами увлекательное путешествие по следам растений всех частей света. Автор мечтает о том, чтобы юные читатели любили родную природу, как можно лучше знали и берегли ее. Она так нуждается в этом.
Ученик: Книга “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”, написанная Даниэлем Дефо, появилась в Англии 25 апреля 1779 года. С тех пор прошло более 250 лет, но все с увлечением читают эту книгу. В основу его положено истинное происшествие с шотландским моряком Александром Селькиоком, который после ссоры с капитаном корабля был высажен на необитаемый остров Мас-а-тьере. Он там прожил один 4 года и 4 месяца. Сейчас этот остров называется островом Робинзона Крузо (показывает на карте).
– Какого человека называют Робинзоном? (Робинзоном называют человека, попавшего в места, где нет людей, нет обычных продуктов питания, нет условий для нормальной жизни цивилизованного человека.)
Ученик: Робинзон сам признавался в своем
ботаническом невежестве: “Я искал кассаву, из
корня которой индейцы тех широт делают муку, но
не нашел… Там были и другие растения, каких я
раньше никогда не видал: весьма возможно, что
знай я их свойства, я мог бы извлечь на них пользу
для себя… Во время пребывания в Бразилии я так
мало обращал внимания на тамошнюю флору, что не
знал даже самых обыкновенных полевых растений,
которые я найду… Я шел, и раздумывал, как бы мне
научиться распознавать свойства и
доброкачественных плодов и растений, которые я
найду”.
Робинзону пришлось бы очень плохо, если бы
корабль разбился у какого-нибудь острова на
севере, где нет ни кокосовых орехов, ни, ни
апельсинов, ни винограда.
Ученик: У Робинзона Крузо есть много
последователей. Отрывки из дневников штурмана
Расковой показывают, что жизнь смелой летчицы в
сибирской тайге была полной опасностей. “Шагаю с
кочки на кочку. Болото покрыто густой, высокой
травой почти по пояс… Я вдруг проваливаюсь по
шею в воду. В первый раз за все время скитания
чувствую себя одинокой. Никто не вытащит из воды,
надо спасаться самой… Ура! Грибы. Настоящие
добрые грибы, большие крепкие сыроежки. Из них
будет прекрасный ужин. Намочила березовую кору.
Приготовила из нее коробочку и начала разводить
костер… Неожиданно попадается целый куст
рябины. Набираю рябины, сколько могу: в платок,
карманы”.
Только на одиннадцатый день, к ночи Марина
Раскова находит свой самолет, своих подруг.
Бывают Робинзоны не только среди природы:
революционеры, заключенные на многие годы в
тюрьму, чувствовали себя тоже робинзонами,
отрезанными от всего мира или лишенными самого
необходимого.
III. Физкультминутка
Упражнение “Очки”. Двумя указательными пальцами делаем легкие массирующие движения от переносицы под глаза, за ушами, по шее вниз до впадины внизу шеи (6–8 раз).
IV. Объяснение нового материала (продолжение)
Ученик: (Пересказ текста “Семечко в старой книге”.) Лесная или полевая земляника появилась у нас не совсем обычным путем. Однажды в марте мой товарищ Лука читал старый том исторического журнала “Русский архив”. Он заметил там, среди букв маленькое семечко, которое плотно прилипло к странице. Он отлепил и, рассматривая семечко, соображал: “Чье бы это могло быть? Дай-ка, подумал он, - я посею его, может что-нибудь и выйдет”. Через три недели под лучами солнца мы получили четвертый листок нашего ростка, и рассматривая все в один голос воскликнули: “Ба, да это же земляника! Притом лесная”. На следующий год я получил уже с него первый сбор – дюжины две ягод настоящей, душистой земляники, которой я не едал уже лет десять”.
Ученик: (Пересказ текста "В осажденном городе".) Во время Великой Отечественной войны жители целого громадного города оказались, как бы, в положении робинзонов. В конце 1941 года Ленинград был окружен фашистами и отрезан как остров от Большой Земли. Бомбами и пожарами были уничтожены продовольственные склады. Жители Ленинграда, как Робинзоны, мастерили из жести печурки, из банок – лампы-коптилки; делали зажигалки, заменяющие спички. Весной, когда на улицах между камнями и асфальтом стала пробиваться мелкая трава, люди стали искать съедобные и витаминные растения. На крышах домов, на балконах вдруг зарозовели соцветия Иван-чая. Это поддерживало силы ленинградцев в критический момент блокады. Знание съедобных растений и грибов увеличивает возможность потребления витаминов. В условиях войны в положении Робинзона может оказаться каждый. Такими робинзонами были партизаны. Они хорошо знали природу и способы использования ее неисчерпаемых богатств.
– Так какого человека можно назвать “Робинзоном”? (Робинзон – это человек, не только живущий на необитаемом острове, но и человек который находится среди природы, ничего не имея, может добыть и сделать сам все необходимое для жизни.)
На доске слова: “В лесу есть все, что нужно для человека”.
V. Чтение стихов
В ЛЕС
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат весны.Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широкопалых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.Лес испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от щедрости твоей.
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.(Р.Рождественский)
VI. Игра на развитие творческого воображения “Прогулка на луг”
– Мы пришли на луг. Посмотрите, как красиво. Давайте погуляем, полюбуемся красотой луга. На лугу много цветов, поражают бабочки. Вот бабочка села и вам на ладошку, рассмотрите ее. Луг большой, бегаем по нему, резвимся. Вот одуванчик. Сорвем его. Дунем так сильно, чтобы ни одного парашутика не осталось. Мы не заметили, как все небо покрылось тучами. Пошел дождь. Побежали быстрее под кустик, сели. Ждем, когда он пройдет. Вдруг выглянуло солнышко, и дождь прошел. Время быстро пролетело. Трава сырая после дождя. Идем, высоко поднимая колени. Вот мы пришли в класс.
VII. Пересказ одного из эпизода рассказа “У водоема”
На лужайке росы стылые,
Не шелохнется вода
Белый цвет бросает лилия
На задумчивость пруда.
– У всех народов с глубокой древности
сохранились предания и легенды, связанные с
водяной лилией – кувшинкой.
В древней Греции цветок лилий был символом
красоты и красноречия. В средние века в Европе
создавались сказки об эльфах – маленьких лесных
человечках, катающихся как на корабликах, в
чашелистиках кувшинки. Ее называли лебединым
цветком. Фризы верили, у кого изображено семь
цветков лилий на гербе замка, шиите или знамени,
что те, становились непобедимыми.
VIII. Сценка североамериканских индейцев
Действующие лица:
- Водяная лилия.
- Полярная звезда.
- Вечерняя звезда.
- Индейский вождь.
– Водяная лилия образовалась из искр, упавших с
полярной и вечерней звезд, в то время когда, они
столкнулись, споря между собой из-за обладания
стрелой, которую в минуту смерти пустил в небо
великий индейский вождь.
У славянских народов кувшинки издавна считались
русалочьим цветком. Красивый белый цветок с
пятнистым, как змеиный или рыбий хвост,
корневищем был превращен народной фантазией в
русалку – прекрасную девушку с рыбьим хвостом.
Семена лилии употреблялись как средство,
успокаивающее нервы, от судорог и
головокружений, певцам – для усиления и
укрепления голоса. Для аппетита сушеное
корневище подвешивали над кроватью больного.
Отваром цветков лечили зубную боль.
В старинном рукописном травнике лилию называли
– Одолень-трава – трава одолевающая “нечистую”
силу (словарное слово на доске). “Кто найдет
Одолень-траву, тот вельми (словарное слово)
талант себе обретет на земле”. “Где не пойдет –
много добра найдет”.
Грамзапись песни “Одолень-трава”.
IX. Художественная форма пересказа рассказа “Растение – “комбинат”
Полянку мы не замечали
И вдруг, умытая росой
Она в накидке Иван-чая
Нежданной вспыхнула красой.Нет, я не первый замечаю
И удивляюсь не один
Такому свойству Иван-чая
Цвести в пыли, среди руин.(И.Фоняков)
(Раскладушка о кипрее)
X. Игры на коррекцию памяти
- "Чей это лист (цветок)?"
- “Лишнее растение”, “Лесной телеграф”.
- Ситуации: “Необитаемый остров”.