Пояснительная записка
По требованиям к уровню подготовки выпускников в образовательной области “Технология” по разделу “Профессиональное самоопределение” обучающиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии;
- понятие о психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие об интересах, мотивах, склонностях.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о требованиях различных групп профессий, областей деятельности и рынка труда к работнику;
- о классификации и формулах профессий;
- о личном профессиональном плане.
Обучающиеся должны уметь выделять основные характеристики профессиональных сфер, оценивать свои личностные качества, интересы, склонности, состояние здоровья, соотносить их с характеристиками профессиональных сфер. Исходя из этого разработан курс “Профессиональная ориентация”.
Основная цель: Развитие у школьников способности профессионального выбора профессии.
Задачи: Сформировать умения самостоятельно ориентироваться в мире профессий, сформировать умения и навыки самоанализа, помочь овладеть способами анализа профессий, правильно оценивать соответствие своих склонностей, способностей, состояния здоровья требованиям избираемой профессии.
Занятия должны быть организованы так, чтобы учащиеся не только ознакомились с миром профессий и многообразием видов трудовой деятельности, но и имели возможность оценить себя как будущих тружеников. Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемыми темами, самостоятельно оценивает достигнутый им уровень способности выбора профессии. Это может позволить ему развивать недостающие качества, необходимые для успешной профессиональной карьеры. При оценке своих личностных качеств в помощь учащемуся приводятся рисунки и диаграммы. В результате ученик получает свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. В целом курс помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в условиях рынка труда для обеспечения социальной защиты.
Учебно-тематический план.
Теоретическая часть. Человек и профессия.
Классификация и типы профессий. 1 ч
Интересы, склонности, способности. 1 ч
Здоровье и профессия. 1 ч
Самовоспитание и выбор профессии. 1 ч
Характеристика профессии - профессиограмма. 1 ч
Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. 1 ч
Практическая часть. Профессиональное самоопределение.
Диагностика самооценки личности. 1 ч
Диагностика по карте интересов. 1 ч
Опросник профессиональной готовности. 1 ч
Диагностика по теппинг-тесту. 1 ч
Диагностика по опроснику Айзенка. 1 ч
Ориентировочная анкета. 1 ч
Методика “Пиктограмма”. 1 ч
Опросник “Волевая организация личности”. 1 ч
Изучение профессий по психологическим характеристикам-требованиям. 1 ч
Профессиональные пробы. 1 ч
Всего: 16 ч
Программа занятий
Занятие 1. Классификация и типы профессий. (Теоретическое)
Цель. Познакомить учащихся с основными классификационными признаками профессий. Развивать интерес к проблеме профессионального самоопределения.
Оснащение. Схемы “Классы профессий”, “Типы профессий”. (Учебник “Основы производства. Выбор профессии”, “Диалоги о выборе профессии”).
План занятия.
1. Рассказ: Классификация профессий: отраслевая, по уровню
квалификации работающих; общий обзор классификации профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда.
2. Краткий обзор пяти типов профессий: “человек-природа”, “человек-техника”, “человек-человек”, “человек-знаковая система”, “человек-художественный образ”. В ходе рассказа учащиеся подбирают примеры профессий каждого типа.
Занятие 2. Диагностика самооценки личности. (Практическое)
Занятие 3. Интересы, склонности, способности. (Теоретическое)
Цель. Ознакомить учащихся с понятиями “профессиональный интерес”, “склонность”. Сформировать потребность правильно оценивать свои интересы и склонности при выборе профессии. Раскрыть роль способностей в выборе профессии.
План занятия.
1. Объяснение понятий “профессиональный интерес”, “склонность”.
2. Рассказ о возможностях формирования профессиональных интересов и склонностей школьников в различных видах деятельности: трудовой, учебной, краеведческой, спортивной, организаторской и. т. д.
3. Краткая лекция на тему “Способности и их значение при выборе профессии”.
Занятие 4. Диагностика по карте интересов.
Занятие 5. Ориентировочная анкета. (Практическое)
Занятие 6. Здоровье и профессия. (Теоретическое)
Цель. Способствовать формированию у школьников умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии. Ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий.
Оснащение. Таблица “Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях”. (Журнал “Школа и производство”, 1994, №3)
План занятия.
1. Рассказ о группах профессий по медицинским противопоказаниям. Демонстрация таблицы.
2. Объяснение важности систематической работы по укреплению здоровья.
Учащиеся выделяют требования к состоянию здоровья представителей различных профессий.
Занятие 7. Диагностика по опроснику Айзенка.
Занятие 8. Методика “Пиктограмма”. (Практическое)
Занятие 9. Самовоспитание и выбор профессии. (Теоретическое)
Цель. Сформировать у учащихся представление об общих требованиях профессии к личным качествам, особенностям человека. Воспитание самокритичности и объективности в оценке своих профессионально-важных качеств.
План занятия.
1. Беседа по ознакомлению учащихся с общими требованиями профессии к человеку.
2. Роль трудолюбия, воли и настойчивости в развитии способностей.
Занятие 10. Опросник “Волевая организация личности”.
Занятие 11. Диагностика по теппинг-тесту. (Практическое)
Занятие 12. Характеристика профессии- профессиограмма. (Теор. )
Цель. Раскрыть учащимся понятия “профессиография”, “профессиограмма”. Ознакомить с правилами составления характеристик профессии.
Оснащение. Учебник “Основы производства. Выбор профессии”, “Диалоги о выборе профессии”.
План занятия.
1. Объяснение понятия “профессиограмма”. Рассказ о значении профессиограммы для всестороннего анализа профессиональной деятельности.
2. Работа с учебником. Учащиеся знакомятся с описаниями профессий; на основании приведенных профессиограмм самостоятельно составляют краткий план описания профессий.
Занятие 13. Опросник профессиональной готовности.
Занятие 14. Изучение профессий по психологическим характеристикам-требованиям. (Практическое)
Занятие 15. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. (Теоретическое)
Цель. Объяснить учащимся возможные ошибки при выборе профессии. Способствовать формированию умения анализировать свой профессиональный план.
План занятия.
1. Рассказ об основных ошибках и затруднениях, допускаемых при выборе профессии.
2. Анализ учащимися причин возможных ошибок при выборе профессии.
Занятие 16. Профессиональные пробы. (Практическое)