Программа элективного курса "Профессиональная ориентация"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

По требованиям к уровню подготовки выпускников в образовательной области “Технология” по разделу “Профессиональное самоопределение” обучающиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения;
  • правила выбора профессии;
  • понятие о психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие об интересах, мотивах, склонностях.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • о требованиях различных групп профессий, областей деятельности и рынка труда к работнику;
  • о классификации и формулах профессий;
  • о личном профессиональном плане.

Обучающиеся должны уметь выделять основные характеристики профессиональных сфер, оценивать свои личностные качества, интересы, склонности, состояние здоровья, соотносить их с характеристиками профессиональных сфер. Исходя из этого разработан курс Профессиональная ориентация”.

Основная цель: Развитие у школьников способности профессионального выбора профессии.

Задачи: Сформировать умения самостоятельно ориентироваться в мире профессий, сформировать умения и навыки самоанализа, помочь овладеть способами анализа профессий, правильно оценивать соответствие своих склонностей, способностей, состояния здоровья требованиям избираемой профессии.

Занятия должны быть организованы так, чтобы учащиеся не только ознакомились с миром профессий и многообразием видов трудовой деятельности, но и имели возможность оценить себя как будущих тружеников. Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемыми темами, самостоятельно оценивает достигнутый им уровень способности выбора профессии. Это может позволить ему развивать недостающие качества, необходимые для успешной профессиональной карьеры. При оценке своих личностных качеств в помощь учащемуся приводятся рисунки и диаграммы. В результате ученик получает свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. В целом курс помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в условиях рынка труда для обеспечения социальной защиты.

Учебно-тематический план.

Теоретическая часть. Человек и профессия.

Классификация и типы профессий.  1 ч

Интересы, склонности, способности. 1 ч

Здоровье и профессия. 1 ч

Самовоспитание и выбор профессии. 1 ч

Характеристика профессии - профессиограмма. 1 ч

Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. 1 ч

Практическая часть. Профессиональное самоопределение.

Диагностика самооценки личности. 1 ч

Диагностика по карте интересов. 1 ч

Опросник профессиональной готовности. 1 ч

Диагностика по теппинг-тесту. 1 ч

Диагностика по опроснику Айзенка. 1 ч

Ориентировочная анкета. 1 ч

Методика “Пиктограмма”. 1 ч

Опросник “Волевая организация личности”. 1 ч

Изучение профессий по психологическим характеристикам-требованиям. 1 ч

Профессиональные пробы. 1 ч

Всего: 16 ч

Программа занятий

Занятие 1. Классификация и типы профессий. (Теоретическое)

Цель. Познакомить учащихся с основными классификационными признаками профессий. Развивать интерес к проблеме профессионального самоопределения.

Оснащение. Схемы “Классы профессий”, “Типы профессий”. (Учебник “Основы производства. Выбор профессии”, “Диалоги о выборе профессии”).

План занятия.

1. Рассказ: Классификация профессий: отраслевая, по уровню

квалификации работающих; общий обзор классификации профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда.

2. Краткий обзор пяти типов профессий: “человек-природа”, “человек-техника”, “человек-человек”, “человек-знаковая система”, “человек-художественный образ”. В ходе рассказа учащиеся подбирают примеры профессий каждого типа.

Занятие 2. Диагностика самооценки личности. (Практическое)

Занятие 3. Интересы, склонности, способности. (Теоретическое)

Цель. Ознакомить учащихся с понятиями “профессиональный интерес”, “склонность”. Сформировать потребность правильно оценивать свои интересы и склонности при выборе профессии. Раскрыть роль способностей в выборе профессии.

План занятия.

1. Объяснение понятий “профессиональный интерес”, “склонность”.

2. Рассказ о возможностях формирования профессиональных интересов и склонностей школьников в различных видах деятельности: трудовой, учебной, краеведческой, спортивной, организаторской и. т. д.

3. Краткая лекция на тему “Способности и их значение при выборе профессии”.

Занятие 4. Диагностика по карте интересов.

Занятие 5. Ориентировочная анкета. (Практическое)

Занятие 6. Здоровье и профессия. (Теоретическое)

Цель. Способствовать формированию у школьников умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии. Ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий.

Оснащение. Таблица “Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях”. (Журнал “Школа и производство”, 1994, №3)

План занятия.

1. Рассказ о группах профессий по медицинским противопоказаниям. Демонстрация таблицы.

2. Объяснение важности систематической работы по укреплению здоровья.

Учащиеся выделяют требования к состоянию здоровья представителей различных профессий.

Занятие 7. Диагностика по опроснику Айзенка.

Занятие 8. Методика “Пиктограмма”. (Практическое)

Занятие 9. Самовоспитание и выбор профессии. (Теоретическое)

Цель. Сформировать у учащихся представление об общих требованиях профессии к личным качествам, особенностям человека. Воспитание самокритичности и объективности в оценке своих профессионально-важных качеств.

План занятия.

1. Беседа по ознакомлению учащихся с общими требованиями профессии к человеку.

2. Роль трудолюбия, воли и настойчивости в развитии способностей.

Занятие 10. Опросник “Волевая организация личности”.

Занятие 11. Диагностика по теппинг-тесту. (Практическое)

Занятие 12. Характеристика профессии- профессиограмма. (Теор. )

Цель. Раскрыть учащимся понятия “профессиография”, “профессиограмма”. Ознакомить с правилами составления характеристик профессии.

Оснащение. Учебник “Основы производства. Выбор профессии”, “Диалоги о выборе профессии”.

План занятия.

1. Объяснение понятия “профессиограмма”. Рассказ о значении профессиограммы для всестороннего анализа профессиональной деятельности.

2. Работа с учебником. Учащиеся знакомятся с описаниями профессий; на основании приведенных профессиограмм самостоятельно составляют краткий план описания профессий.

Занятие 13. Опросник профессиональной готовности.

Занятие 14. Изучение профессий по психологическим характеристикам-требованиям. (Практическое)

Занятие 15. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. (Теоретическое)

Цель. Объяснить учащимся возможные ошибки при выборе профессии. Способствовать формированию умения анализировать свой профессиональный план.

План занятия.

1. Рассказ об основных ошибках и затруднениях, допускаемых при выборе профессии.

2. Анализ учащимися причин возможных ошибок при выборе профессии.

Занятие 16. Профессиональные пробы. (Практическое)