Цели:
- закрепить знания детей изученного ранее материала;
- ввести в словарь детей новое понятие бартер, рыночные отношения;
- воспитывать уважительное отношение к чужому труду;
- развивать речь детей;
- логическое мышление; творчество.
Материал:
- бочонок с мёдом, бочонок с малиновым вареньем;
- корзины с фруктами;
- мешочки с крупой разного размера;
- картинки с изображением предметов, вещей для игры “Что быстрее купят?”;
- вопросы для игры в экономистов.
Содержание: Ребята, к нам сегодня пришли гости, и мы с ними сейчас поиграем. Вы будете экономисты, а наши гости журналисты. Сейчас журналисты будут задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Первый вопрос задаёт заведующая:
1) В нашем саду работает 30 сотрудников. Люди, каких профессий заботятся о детях? (воспитатели, няни, повара, завхоз, дворник, медсестра)
2) Что такое зарплата? (деньги, получаемые за труд, работу)
3) Что такое доход? (все деньги получаемые в семью)
4) Как можно экономить деньги дома? (меньше покупать игрушек, конфет, экономить электроэнергию)
5) Что такое расход? (деньги потраченные на что - то)
6) Какие расходы можно назвать основными? (покупка продуктов)
7) К каким расходам можно отнести покупку игрушек? (не основным) хлеба? (основным)
8) Что такое реклама? (информация о чем - либо)
9) Для чего нужна копилка? (делать сбережения)
10) Где лучше хранить деньги? (в сберегательном банке)
Молодцы, ребята, активно отвечали на вопросы. Хорошая у нас получилась конференция. А сейчас послушайте вот такой рассказ.
Драматизация.
Собрались соседи на базаре. Один торговал мёдом, другой малиновым вареньем, третий мукой, четвёртый крупой. Ещё один яблоками, а сосед грушами. (открыть салфетки с демонстрационным материалом) . Жара, покупателей нет, торговля не идёт, цены на товар не сбавляют. Давайте, ребята, им поможем быстрее разобраться со своим товаром и уехать домой.
1) Вы представьте себе: стоят торговцы у одного бочонок с мёдом, а у другого бочонок с малиновым вареньем. Что делать, чтобы скорее продать? (Заслушать ответы детей)
Подвожу итог. Правильно, ребята, можно сбросить цену; поменяться бочонками - это, дети, называется бартер - повторите; уйти ни с чем. (закрыть салфеткой бочонки) .
2) А вот эти двое торгуют крупой. Один мешок полный, а другой нет – цену установить не могут. Давайте поможем им разобраться. (заслушать ответы детей). Подвожу итог . правильно дети рассудили, этот мешок стоит дороже, т.к. он больше, а этот дешевле, потому что он меньше. (закрыть салфеткой) .
3) А вот здесь на прилавке у одного яблочки красивые, наливные, крепкие, да ещё и зимний сорт. А у другого груши загляденье ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что сделать? Как продать? (заслушать ответы детей) .
Подвожу итог. Да, дети, груши могут испортиться, поэтому цену надо снизить, а то вообще за них ничего не получишь. Правильно, яблоки можно продать подороже они ещё могут сохраниться.
Ребята, вы знаете поговорки о бережливости, экономии?
Скупой платит дважды.
Делу время – потехе час.
Не садись не в свои сани.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
(заслушать ответы детей) .
Подвожу итог второй части занятия.
Продашь подешевле – быстро разойдётся товар, будешь цену держать – товар залежится, испортится это называется рынком, рыночными отношениями. На рынке цены можно регулировать.
Физминутка
Решение ситуаций. Послушайте, дети, какая сложилась ситуация в семье Ивановых. Решили они обзавестись автомобилем. Но мама хочет еще стиральную машинку, а дочка просит лыжи. Как вы думаете им надо поступить? (Заслушиваем мнение ребятишек) .
Подвожу итог. На лыжи можно подкопить, они дешевле остальных вещей. На стиральную машинку надо экономить. А вот на машину надо копить долго - она самая дорогая.
А теперь задачки порешаем:
Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала телёнку. Сколько литров молока осталось для продажи? (8) (картинка телёнка)
Пасечник собрал 8кг мёда. И весь мёд продал на базаре. Сколько кг мёда осталось пчёлам? (0) (картинка с пчёлами)
Почему хозяйка не продала 10 литров молока?
Почему пчёлы заболели и погибли?
Как нужно было поступить пасечнику?
Игра “Что быстрее купят?”
Сравните эти картинки, и какой предмет, по-вашему, быстрее купят?
- тот, который целый
- могут купить и поломанный, ведь он стоит дешевле и его можно отремонтировать.
(по аналогии проводится игра с остальными рисунками)
А теперь послушайте стихотворение, может оно вас даже рассмешит.
“Три копейки”
Маму в магазин провожает сын.
Три копейки он ей даёт: “Вот!
Купи мне самолёт,
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить.
Можно на три копейки купить что-либо? (нет)
А как вы думаете, почему ребёнок думал, что за эти деньги можно что-то купить? (не знаком с ценами)
Да, видимо он ещё мал, и не разбирается в рыночных отношениях, и ему не знакомы операции с деньгами. Чтобы жить в современном мире, надо хорошо разбираться в экономике.