Игра-путешествие "Музей грязнуль и лентяев"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формировать у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре;
  • научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения с законами природы;
  • прививать учащимся любовь к чистоте и порядку, негативное отношение к беспорядку.

Оформление: музыкальная подборка, оформление сделано в стиле музейных залов, подобраны костюмы для героев и персонажей стихотворений, на сцене стол-парта, заложена различными ненужными вещами, на стенах следы от рук и ступней, в различных местах есть надписи “Здесь был…”, “Ура” и т.п. Объявление при входе в зал: “Внимание, внимание! Для изучения исторических фактов, связанных с жизнью людей XXI века, приглашаются все желающие на экскурсию в исторический музей. Телепартация состоится …число …месяца 3006 года. При себе необходимо иметь большое количество смеха, шуток и желания поиграть”.

Ход мероприятия

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня нас ждёт интересная экскурсия в прошлое в Исторический музей Грязнуль и Лентяев. На машине времени мы попадём в далёкое прошлое в 2006 год. Да, да, именно в этот год, когда ваши далёкие предки ходили в 3 класс в прогимназию № 1 города Электрогорска. И, конечно же, мы приглашаем всех наших друзей, хорошенько подумать обо всем, что увидите и услышите. Итак, начинаем наше путешествие! Наша машина времени отправляется. Ребята! Садитесь поудобнее, закройте глаза. Мы начинаем перемещение во времени. (Звучит музыка.)

Экскурсовод: Телепартация прошла успешно, отставших во времени надеюсь нет, улетевших в другом направлении тоже. Итак, сначала мы познакомимся с экспонатами одного из главных залов музея. Это зал Грязнуль. Давайте поближе познакомимся с населением племени Грязнуль. Обратите внимание как достоверно музейные работники воссоздали обстановку прошлых лет. Вы видите людей, которые перестали заботиться о чистоте и порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику или крану с водой, чтобы умыться. Ногти их черны. Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Вы видите, что некоторые предметы мебели и стены ещё хранят отпечатки того времени. По некоторым фотографиям нам удалось воссоздать форму учеников. Можно только предположить какие функции выполняли школьная одежда и школьные принадлежности.

(Учащиеся демонстрируют школьную одежду, одежда у них помятая, грязная. По “подиуму” везде разбросаны вещи и игрушки.)

Экскурсовод: Вашему вниманию предлагается костюм ученика третьего класса, которая называется “Кто куда, а я не в школу”, следующая модель сарафан для девочки, впрочем, мы сомневаемся, что девочки могли так выглядеть. Но для племени Грязнуль сарафан был очень удобен, его можно было носить задом наперёд, не застёгивать пуговицы, зелёный цвет очень хорошо комбинировался с пятнами различного происхождения, это могли быть пятна от завтрака, фломастера, клея. А этот великолепный наряд, когда-то, был белым и хорошо отглаженным. Вы, конечно, можете и не догадаться, что это форма для занятий хореографии. Сейчас эта форма хорошо измята, что подчёркивает всю стройность человеческого тела, костюм дополнен футболкой со следами борьбы. Обратите внимание на цвет футболки и носков, они ни чем не отличаются от формы футболистов. Но если внимательно присмотреться к моделям, то можно заметить, что среди них есть довольно таки странные существа. Давайте поближе с ними познакомимся.

(Дети читают стихи. Персонажи стихотворений наводят порядок на сцене.)

Целый день Ванюша ходит, в доме чистоту наводит,
Если дверь кому откроет, потом руки долго моет.
Чуть в игрушки поиграет, руки с мылом отмывает.
Пыль повсюду вытирает, тряпку тщательно стирает.
Если пальчик замарает, его водою поливает.
И лицо своё и тело он купает то и дело.
В саду году сжевал, чистить зубы побежал.
Если щётку, пасту, мыло, мама, вдруг, купить забыла,
Ваня обижается, слезами умывается.
Спросят Ваню: - Что с тобой? – Я болею чистотой!

Жил на свете мальчик странный - просыпался поутру
И бежал скорее в ванну умываться. Я не вру.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Руки мыл зачем-то с мылом, а лицо мочалкой тер...
На руках все пальцы смыл он. Щеки в дырах до сих пор.
Хотите - верьте, хотите – нет.
Сыну мама запретила умываться по утрам.
Убрала подальше мыло, перекрыла в ванной кран.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Мальчик этот был упрямый, маму слушать не хотел,
Умывался по утрам он и конечно, заболел.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Тут к нему позвали разных самых лучших докторов.
И диагноз был таков! “Если мальчик будет грязным -
Будет он всегда здоров”. Вы мне верите!?

Экскурсовод: Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты? Правильный диагноз поставили врачи? Поэтому этим детям очень трудно жилось в племени Грязнуль. Со временем школьники племени Грязнуль даже забыли для чего нужны расчёски и ножницы, перестали следить за своими волосами, перестали их подстригать.

Ведущий: Ученые определили, что волосы живут в среднем от двух до четырех лет. За год они успевают отрасти на 12-15 см. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними надо ухаживать и прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову надо мыть горячей водой с мылом.

(Под оживлённую музыку вбегает мальчик.)

Ведущий: Что-то случилось?

Мальчик: Я такое видел, такое! В этом зале есть такие страшные экспонаты!

(Учащийся читает стихотворение Э. Успенского “Страшная история.)

Мальчик стричься не желает, мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается, ногами упирается.
Он в мужском и женском зале весь паркет слезами залил.
Парикмахерша устала. И мальчишку стричь не стала.
А волосы растут, а волосы растут. Их в косички заплетают...
Год прошел, другой проходит...
Мальчик стричься не приходит.
А волосы растут, а волосы растут, отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают...
- Ну и сын! - сказала мать, - Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял, мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит завиваться в женский зал.

Экскурсовод: Дорогие друзья! Я забыла вас предупредить, что у нас, как в настоящем музее, живут призраки и приведения. Попрошу больше не отставать от группы экскурсантов, потому, так как в зале вы можете встретиться с разными неожиданностями. Благодаря научным достижениям учёным удалось создать компьютерную программу с галографичеким изображением. Нажав эту кнопку можно воспроизвести картины прошлого.

(После нажатия кнопки, выходят дети из племени Грязнуль, поют частушки.)

Поленился утром Витя причесаться гребешком,
Подошла к нему корова прилизала языком.

Я под краном руки мыла, а лицо умыть забыла,
Увидал меня Трезор, зарычал: “Какой позор!”

Закопчённую кастрюлю Юля чистила песком,
Два часа в корыте Юлю мыла бабушка потом.

Всем знаком грязнуля Ваня. Он не любит мыться в бане.
Плачет в бане он всегда: “Ой, горячая вода!”

И холодной он боится – по утрам не хочет мыться.
Снова плачет он тогда: “Ой, холодная вода!”

Экскурсовод: Проходим дальше. На этом стенде вы можете поближе познакомиться с фрагментами тех вещей, которыми пользовались люди этого племени. Школьники племени Грязнуль плохо относились к своим вещам. Их портфели, книги и тетради находятся в ужасном беспорядке. Да и сами дети неряшливы, их одежда измятая, грязная, лицо и руки грязные. Это хорошо отражает картина “Неряха”, предположительно автором этого бессмертного творения является В.Лившиц.

(Учащиеся читают стихотворение В. Лившица “Неряха”, один ученик с указкой, другой неряха.”

Тротуар ему не нужен, Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам он шагает напрямик
Он портфель нести не хочет, по земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок, из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно. Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина? Почему фуражка блином?
И расстегнут воротник? Кто он - это ученик?

Ведущий: Нам странно и неприятно видеть таких школьников. Но среди нас, ребята, таких мальчиков и девочек нет. Потому что все мы хорошо знаем следующие правила:

(Дети знакомят с правилами хорошего тона.)

1. Чистота - залог здоровья.

2. Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.

3. Нечистоплотность - это неуважение к самому себе и окружающим людям.

Экскурсовод: Внимание! Переходим в следующий зал, который посвящён племени Лентяев. Это племя является очень близким родственником Грязнуль.

Люди, проживавшие в них - дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете ребята, чем же они похожи? Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках и, конечно же, плохо учатся. Такие ребята не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Известный историк и конструктор Борис Заходер, смог заложить программу ленивого человека в робота.

(Выходит ученик. Импровизирует робота.)

Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло - хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки научились быть в порядке,
Знали все свои места - вот была красота!
Вот бы жизнь тогда настала! Знай, гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала говорить, что я лентяй!

(Экскурсовод подходит к русской печи.)

Экскурсовод: А это один из самых главных представителей племени Лентяев. Нами ещё до конца не изучен вот этот агрегат передвижения, но наши учёные смогли изучить, о чём думает водитель.

(Емеля потягивается на печи.)

Экскурсовод: У ленивого Емели на печи мечты созрели:

Емеля:

Чтоб не знать в учёбе риска, нужна ручка самописка,
Чтобы буквы, цифры знала и писала и считала,
Чтобы звуки не учить, должны книги говорить.
Чтобы тело чистым было в дом само приходит мыло:
Моет, платьице стирает, а полотенце – вытирает.
И тогда бы все Емели долго спали, пили, ели,
В телевизоры глядели, да бока на печке грели.

Экскурсовод: Далее наш путь продолжается через зал Весёлых и находчивых. Здесь взрослые и дети очень любят играть, петь, рисовать. Они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах. Встречают нас девчушки-хохотушки.

(Выходят две девочки в форме санитаров.)

Девочки:

Мы с Тамарой санитары. Мы с Тамарой ходим парой,
Помни лозунг ты такой: руки мой перед едой.

Припев:

Чтобы это не забыть, надо снова повторить. (2 раза.)
Зубы щёткой лучше три и снаружи и внутри. (Припев.)
Волосок за волоском, расчешись ты гребешком. (Припев.)
Чище в доме убирай, тряпкой влажной пыль стирай. (Припев.)
Жизнью мы довольны очень: я пою, а я пляшу,
Потому что днём и ночью свежим воздухом дышу. (Припев.)

Экскурсовод: Экспонаты этого зала знакомят путешественников с пословицами, поговорками и загадками. Прочтите их внимательно, ребята, и объясните, как вы понимаете пословицы и поговорки:

  • Кто аккуратен, тот людям приятен.
  • Чистота - лучшая красота.
  • Чисто жить - здоровым быть.
  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  • Чистая вода - для хворобы беда.

Экскурсовод: А теперь давайте проверим вас на сообразительность. Сейчас наши смотрители зала раздадут вам картинки с различными предметами. Нужно найти себе пару представиться и объяснить выбор.

Очки глаза
Башмак ноги
Солнце шляпа
Кран руки
Нос носовой платок
Ногти ножницы
Зубная щётка зубная паста
Лохматая голова расчёска
Щётка таз с водой
Спящий человек будильник

Экскурсовод: В каждом музее есть книга отзывов и предложений. Но наш музей не простой, и в нашем музеи все посетители оставляют маленькую толику знаний. Из этих знаний мы и готовил различные экспонаты нашего музея. Сейчас мы с вами при помощи загадок создадим новый экспонат.

(Разгадывая загадки, учащиеся собирают картинки с ответами, на обратной стороне написаны ответы с выделенными буквами, по которым собирается слово “аккуратный”.)

1. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана,
Овцу в нем видела овца и обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)

2. Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Расческа.)

3. Ношу их много лет, а счету не знаю.
Не сеют, не сажают - сами вырастают. (Волосы.)

4. Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит - она станет чище. (Платяная щётка.)

5. Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было что, ребята?... (Мыло.)

6. Волосистою головкой в рот она влезает ловко
И считает зубы нам по утрам и вечерам. (Зубная щетка.)

7. Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и про нос. (Носовой платок.)

8. Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят... (душ).

9. В Полотняной стране по реке Простыне
плывет пароход то взад, то вперед,
а за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Утюг.)

10. Во мне два “К” писать не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте. О ком идёт речь? (Аккуратный человек.)

Экскурсовод: Молодцы, ребята! У вас получился замечательный первый экспонат для нового зала, который мы назовём “Зал чистоты и порядка”, чтобы к нам приходили люди и знакомились с правилами хорошего тона. Очень хочется, чтобы вы, люди из будущего не думали о нас плохо. Поверьте мне, всё, что вы видели в залах нашего музея это единичные случаи в нашей жизни. Посмотрите внимательно вокруг и подумайте, кого же больше неряшливых или аккуратных людей, кто – то из них болен, а кто-то здоров. Надо помнить всем всегда и везде, что от лени у нас только одно лекарство – труд. А от чистоты зависит здоровье любого человека. Давайте закроем глаза и представим нашу прогимназию в будущем. В школе есть у нас закон: вход неряхам запрещён! (Тихо звучит музыка.) Я представляю, что по тротуарам идут аккуратные и веселые дети. Одежда у них чистая. Посмотрите на прогимназию, как много вокруг зелени! Все газоны в цветах, нет нигде бумажек. Хорошо и уютно жить в таком городе, где нет лентяев и грязнуль. Взрослые и дети в этом городе любят трудиться.

(Выходят учащиеся и читают стихотворение В. Коркина “Откуда берутся лентяи?”.)

Откуда берутся лентяи? Может, лентяи с Луны прилетают?
Откуда берутся грязнули? Может, грязнуль с Сатурна столкнули?
Время листает календари, пишет новые словари.
Слов там таких не найдёшь: “Трусость” и “Ложь”.
Исчезнут слова, как дым: “Ябеда” и “Подхалим”.
Но может история выйти такая – старый словарь где-нибудь откопают,
В споре сойдутся учёные мира: “Что означает “лентяй” и “задира”?
Что означает “неряха”, “завистник”, “болтун”?
Куда они делись - на Марс, на Нептун?
А может, в созвездие львов разгадка загадочных слов.

Экскурсовод: А ну, ребята, дайте мне ответ! Есть средь вас грязнули?

Все. Нет!

Ведущий: Уважаемый Экскурсовод. На одном стенде я обнаружила очень любопытное письмо. Можно ли мне прочитать его для всех присутствующих.

(Ведущий достает “письмо” и читает его.)

“Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.
Все равно, какой водой: кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца, или просто дождевой!
Нужно мыться непременно утром, вечером и днем —
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите - не беда!
И чернила и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще - я грязнуль не выношу!
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто. До свиданья. Ваш Тувим”.

Экскурсовод: Это историческое письмо мы нашли в одной очень старой библиотеке. Я думаю, что те ребята, которые пришли в наш музей, совсем не похожи на те экспонаты, с которыми они познакомились. На этом наша экскурсия закончена. В нашем музее экспозиции часто меняются, поэтому мы всегда рады видеть вас у нас в гостях. До свидания! До новых встреч!

Ведущий: Дорогие путешественники! Как говорится в гостях хорошо, а дома лучше. Нам пора домой. Наша машина времени отправляется. Садитесь поудобнее, закройте глаза. Наш путь лежит в будущее! (Звучит музыка, игра закончена.)