Цели:
- Формировать умение правильно переходить улицу.
- Воспитывать культуру поведения в транспорте.
- Повторить правила безопасного движения при выходе из транспорта.
- Закрепить все знания полученные по этой теме.
Оборудование:
- дорожные знаки;
- пешеходный переход;
- автобусная остановка;
- автобус из стульев;
- платок для бабушки;
- кукла-ребёнок;
- руль;
- конверт с загадками;
- мяч, свисток;
- жезл;
- фуражка;
- костюм светофора;
- макеты деревьев для разделения дороги и тротуара.
Ход занятия
В давние времена, когда не было машин, по улицам ходили и ездили, кому как вздумается. А современные улицы городов заполнены грузовыми и легковыми автомобилями и автобусами. Беспорядок на улицах сделал бы нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались бы друг с другом. Не доставлялись бы товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не успевали бы к больным, взрослые на работу, дети в садик.
Чтобы не было беспорядка, составили правила дорожного движения, придумали дорожные знаки. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране дорожных знаков.
Неожиданно вбегает Незнайка.
Ой, ой, чуть не задавили! До сих пор страшно. Едва от смерти спасся! Фу, отдышаться не могу!
Кто ты, мальчик? Может тебе помочь?
Кто я такой? Неужели не узнали? Я Незнайка, в городе вашем ни разу не был. Приехал в школу, а тут машины. С непривычки глаза разбегаются. Остановился я на самой середине дороги, чтобы лучше видно было. Вдруг, “дзинь - дзинь” прямо на меня что-то катится большое, я со страху вправо – прямо на меня большущий - пребольшущий автобус. Я, конечно, обратно влево, а на меня как сумасшедшая белая машина с красным крестом и для страха пронзительно “у-у-у-у!” Я со всех ног бегу по самой середине дороги, а сзади машина догоняет, так и норовит задавить меня насмерть. Хорошо в другую сторону удалось убежать, и прямо к вам в сад попал.
Всё ясно. Мы с ребятами тебе поможем. Ведь чтобы не растеряться в большом городе, нужно знать правила поведения на улице. Мы как раз собирались с ребятами в путешествие. А чтобы отправиться, нам нужно выбрать транспорт. Отгадайте, что я вам хочу предложить:
Что это за странный дом
Ребятишек много в нём
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (автобус)
Незнайка: Ну ладно! Чего ждать! Поехали на автобусе! (расталкивает всех, садится)
Воспитатель: Подожди, Незнайка, ты ведь совсем не знаешь как нужно себя вести в транспорте. Ребята, давайте расскажем о правилах поведения.
Дети рассказывают, начиная словами: пассажирам разрешается; заканчивают: пассажирам запрещается.
Разрешается:
- заходить через заднюю дверь;
- держаться, чтобы не получить ушибов при торможении;
- пропускать вперёд;
- уступать место пожилым, больным людям.
Запрещается:
- толкаться;
- высовываться в окно;
- громко разговаривать, шумно себя вести;
- облокачиваться на двери;
- сорить.
Незнайка встаёт, уступает место маме с ребёнком, поднимает фантик.
- Научили меня дети, буду делать как они.
Воспитатель: Мы сели в автобус, автобус завёлся. Шофёр поворачивает руль то направо, то налево и сигналит не внимательным пешеходам. Только вдруг конец пути, остановка - выходи.
Незнайка: - Ура! Приехали! Скорее бежим!
Воспитатель: - Стой, Незнайка, разве можно так выходить из транспорта. Посмотри, как это делают наши дети. ( мальчики выходя, подают руку “маме”, “бабушке”, девочкам)
На остановке нас ждут загадки. Давайте сядем. Я буду загадывать, а все отвечайте. Итак, думаем, вспоминаем, быстро отвечаем.
1)
Эта техника знакома, но чтоб не было у вас бед,
Вы катайтесь возле дома до 14 лет (велосипед).
2) Маленькие домики по улицам бегут, мальчиков и девочек домики везут. (велосипед)
3)
Много есть машин спецслужбы.
Должен жить ты с ними в дружбе.
Все помощники твои,
Даже строгая (ГАИ)
А теперь нам надо перейти дорогу. Ребята, скажите, где можно переходить дорогу? (дорогу переходят там, где есть знак)
Девочка: - А мне знаки нипочём поиграю я с мячом. Кто со мной? Выходи на дорогу! (начинает играть на дороге)
Раздаётся свисток. Выходит милиционер.
Гражданка, вы нарушаете правила поведения на улице. Ребята, разве можно играть на проезжей части?
Почему?
Правильно на дороге играть очень опасно. Играть можно только на специально отведённых для игр площадках.
Танец дорожных знаков.
К сожалению, на наших дорогах ещё встречаются неграмотные пешеходы, по чьей вине происходят дорожно-транспортные происшествия. Но я надеюсь, что вы знаете, как и где правильно переходить улицу.
Дети – Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу.
Воспитатель – Давайте посмотрим где он. Если в знаке пешеход – то дорожный переход. Вот он. Чего здесь не хватает? (выкладывает зебру). Давайте станем парами и перейдём на другую сторону дороги. Посмотрите, мы пришли к школе в которую приехал Незнайка. Давайте попрощаемся с ним и сядем на стулья. Перейти дорогу нам помогает ещё один помощник, он появится здесь, если вы отгадаете кто он.
Я глазищами моргаю неустанно день и ночь
И машинам помогаю и тебе хочу помочь. (светофор)
Появляется светофор
Светофор: - Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы меня узнали.
Воспитатель: - Странный какой-то, трёхглазый. А три глаза – то зачем?
Светофор: - Ребята, объясните, зачем у меня три глаза.
Выходят трое детей с цветными модулями.
Красный: Никому прохода нет, если вспыхнул красный свет.
Жёлтый: Осторожность не мешает, этот знак предупреждает.
Зелёный: Зелёный свет впереди, путь свободен – проходи.
Воспитатель: - Какие вы все умненькие разумненькие. А я вас испытаю. Скажите, где находится у светофора красный свет?
Дети: Вверху.
Воспитатель: - Поднимите руки вверх, заодно я проверю, кто не мыл ладошки. А жёлтый сигнал светофора, где расположен?
Дети: В середине.
Воспитатель: Согните руки на уровне плеч.
А на какой сигнал можно переходить дорогу? (зелёный)
Где он находится? Покажите.
А сейчас я буду называть сигналы светофора, а вы показывайте, где они расположены, будьте внимательны, я постараюсь вас запутать. (Называет цвета и руками показывает неправильные движения). Молодцы! Вы хорошо знаете сигналы светофора. А сейчас давайте сделаем светофоры для детей младшей группы, которые ещё не запомнили, как располагаются цвета.
Дети делают аппликацию.
Воспитатель: Ну а теперь наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться, садимся в автобус и с весёлой песенкой едем обратно.
Звучит песенка “Мы едем, едем, едем…”
Литература
- Климченко В.Р. “Обучайте дошкольников правилам дорожного движения” М. “Просвещение” 1973
- Степаненкова Э.Я. “Дошкольникам о правилах дорожного движения” М. “Просвещение” 1979
- ОБЖ – методическое пособие для 1 класса.
- Журнал “Педагогическое творчество” №3,4,200
- Журнал “Дошкольное воспитание” №12 2003
- Музыкальное приложение “Танец дорожных знаков и регулировщика” (“Полька”, муз. А. Филиппенко) журнал “Дошкольное воспитание” №12 2003