ТЕМА: Связь между сложением и вычитанием.
ФОРМА: урок-путешествие.
ЦЕЛИ:
- подвести детей к выводу: если из суммы двух слагаемых вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое;
- формировать умения вычитать и складывать числа; 3)прививать интерес и внимание к урокам математики.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с примерами (вагончики), карточки с изображением машин двух цветов; карточки с цифрами, счетный материал
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
а) Сообщение целей и задач урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в страну сложения и вычитания, поможем нашим героям Плюсику и Минусику справиться с трудностями, вспомним компоненты при сложении, рассмотрим связь между сложением и вычитанием.
- Итак, давайте вспомним и подскажем нашему Плюсику компоненты при сложении и вычитании, назовем их.
б) Математический диктант:
- Спишите примеры с доски и решите их.
6+4= | 10-8= | 2+7= | 9-3= |
7-5= | 8-8= | 1+9= | 10-4= |
- Начертите отрезок длиной 7см, 3см.
- Решите задачу.
Нина вырезала из бумаги 6 флажков, а Слава на 2 флажка больше. Сколько флажков вырезал Слава?
2. Работа над пройденном материалом.
а) Воспроизведение последовательности чисел от 0 до 20.
- Посчитайте от 1 до 10, от 1 до 20. (Производится игра “Счет цепочкой”.)
- Посчитайте от 10 до 1, от 13 до 1, от 20 до 10.
б) Закрепление таблицы сложения.
Игра “Составь поезд” - на доске расположены карточки с предметами. Давайте вы сейчас решите примеры и составите поезд из вагончиков.
5-4 | 4-2 | 0+3 | 3+1 | 8-3 | 1+5 |
3+4 | 2+5 | 7+2 | 2+8 |
в) Закрепление знаний состава числа в пределах 10.
Игра “Угадайка”.
Я задумала два числа и сложила их. У меня получилось 5 (6, 7, 8, 9, 10).
- Какие числа я сложила?
г) Решение задач (устно).
- Коле 9 лет. Оля на 4 года моложе Коли. Сколько лет Оле? ( 9-4=5(л.)- Ответ:5 лет)
- В пакете 4 баклажана, а в корзине 2 раза по столько же. Сколько баклажанов в корзине? (4+4+4=12(б.) Ответ:12 баклажанов)
Физминутка для глаз.
На доске нарисована большая восьмерка. Дети с указанного места (точки) начинают обводить восьмерку по часовой стрелке (2раза), а затем столько же против часовой стрелки.
- Закроем глазки. Поиграем глазками в часики. На слова тик-так водим глазами влево и вправо (по 3 раза), затем вниз и вверх (3 раза).
Посмотрим себе на кончик носика, затем на жирную точку на доске. (3 раза повторить).
3. Работа над новым материалом
а) Практическая работа.
Положите 4 кружка перед собой зеленого цвета и 3 кружка синего цвета.
- Сколько кружков зеленого цвета?(4)
- Сколько синих кружков?(3)
- Сколько кружков всего? (7)
- Как это записать? (3+4=7)
- Молодцы! Хорошо!
- Давайте сейчас уберем все зеленые кружки.
- Сколько осталось? (4)
- Как получили 4? (7-3=4)
- Уберите теперь синие кружки, сколько осталось? (3)
- Как получили 3? (7-4=3)
б) Демонстрационное задание.
На доску прикрепляются 2 красные машинки и 3 синие.
- Сколько красных машинок на доске? (2)
- Сколько синих? (3)
- Сколько всего машинок? (5)
- Как это записать? (2+3=5)
- Запишем пример под диктовку.
- Всего 5 машин. Сколько останется машин, если уедут красные машины?
- Как получилось 3? (5-2=3)
- Запишем.
- Если из этих 5 машин уедут 3 синие, то сколько останется?
- Как это записать? (5-3=2)
Аналогично к доске вызываются 4 девочки и 2 мальчика. Все выше указанные упражнения выполняются с детьми.
4+2=6 | 6-4=2 | 6-2=4 |
- Мы с вами из первого примера получили второй и третий примеры. Мы эти примеры с вами должны читать правильно, как следует.
- Давайте поможем Плюсику и Минусику прочитать примеры.
2+3=5 (Первое слагаемое-2, второе слагаемое-3. Сумма равна 5).
5-2=3 (Из суммы 5 вычли первое слагаемое 2, получилось второе слагаемое-3)
5-3=2 (Из суммы 5 вычли второе слагаемое3 и получилось первое слагаемое 2)
Аналогично с заданием (мальчиками и девочками).
- Молодцы! Плюсик и Минусик научились с вашей помощью читать примеры.
в) Работа по учебнику.
№1. - Сколько красных кружек? (3)
- Сколько синих? (2)
- Сколько всего? (5)
- Как получили 5? Прочитаем первую запись. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма равна 5.)
- Если мы с вами уберем синие кружки, сколько останется кружек?
- Как получили? (5-2=3) Прочитаем вторую запись. (Из суммы 5 вычли первое слагаемое 2, получили 3.)
- Если из тех 5 синих и красных кружек уберем 3 красных кружки, сколько останется кружек?
- Как получили 2? Прочитайте третью запись.
- Еще раз прочитаем первый пример, используя слова “слагаемое”, “сумма”.
- Скажите, как получили второй, третий примеры?
Аналогично проводится работа и по остальным предметам и рисункам.
г) Физминутка.
Мы считали и устали, дружно тихо мы все стали,
Ручками похлопали, раз, два, три, ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, сели, встали, сели и друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.
4. Закрепление материала
а) №3 с.24. Примеры решаем устно с опорой на рисунок.
б) №4 с.24. Задача. В миске было 8 чашек, 2 разбили.
- Что можно узнать? (сколько чашек осталось в миске.)
- Как это узнать? (8-2=6)
- И так, сколько всего было чашек?
- Сколько разбили чашек?
- Сколько осталось?
Обобщение: 8 чашек - это и та чашка, которую разбили, и те, которые лежат в миске.
в) Рассмотрим рисунок с изображением отрезков и сравним их.
- Какой длиннее?
- Какой отрезок короче?
- Зачем измеряются отрезки, записываются в сантиметрах и сравниваются.
5. Работа в тетради.
а) Начертить красный отрезок длиной 4 см, а синий на 2 см короче.
- Какой отрезок длиннее?
- На сколько?
- Синий отрезок длиннее или красный?
- Какой короче? На сколько?
б) Письмо изученных цифр.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в) Запишите примеры, заполнив пропуски.
9=3+ | 10= +6 | 6=5+ |
7= +2 | 8=5+ | 4=2+ |
г) Решим задачу на с. 25 №2
Лене подарили 10 переводных картинок. Из них 5 она перевела. Сколько осталось перевести картинок Лене?
д) Списать и решить примеры в тетрадь.
10-1-2= | 7+2-1= | 4-2+0= |
9+1-2= | 5+2+2= | 1+2-1= |
6. Итог урока.
- Что нового мы с вами научились делать сегодня на уроке?
- С помощью каких слов, терминов мы научились находить неизвестные цифры/ числа/. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
- Кто сегодня на уроке был у нас героем? ( Плюсик, Минусик. Мы помогли Плюсику и Минусику разобраться в решении и чтении примеров.)
- Как можно зная сумму чисел найти неизвестное слагаемое?
- Разберем на примере 6+1=7 7-1=6 7-6=1
- Давайте решим примеры и посмотрим, какое слово у нас получилось.
0+1= М | 1+2= О | 5-1= Л | 4+2= О |
8-1= Д | 10-2= Ц | 9+1= Ы |
- Как вы сегодня поработали на уроке? Кто вы? (Молодцы.)
7. Домашнее задание.
С.24 №5-решить примеры
С.25 №3-решить задачу.