Тема: “Буквы Г, г. Звуки [Г], [Г’]”.
Тип: изучение нового материала
Технология: на ситуативной (игровой ) основе
Цель: сформировать понятие о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’].
Задачи:
1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Формировать навыки чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух.
3. Воспитывать внимательность, аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображениями грибов, слогов, букв, слоговая таблица, магнитофон, таблица “Алфавит”.
План урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
- Постановка темы, целей и задач урока.
- Работа с новым материалом.
- Физминутка.
- Первичное закрепление нового материала.
- Отработка навыков чтения.
- Упражнения в составлении схем слов.
- Итог урока.
- Оценивание.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.
- Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?
(аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)
Итак, мы начинаем наш урок.
2 . Повторение пройденного материала. Актуализация знаний
- Прежде, чем мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним уже изученные нами буквы.
/таблица “Алфавит”/
- Какие согласные буквы обозначают только звонкие звуки?
- Мы говорим “всегда звонкие”. – н, м, р, л .
- Какие гласные “ с секретом” мы изучили? – е, я.
- Почему мы их так называем? – могут обозначать два звука.
- Когда они могут обозначать два звука? - когда стоят в начале слова, после гласной буквы.
- Какие согласные буквы имеют пару? – з - с, б - п, д - т.
- Сегодня мы с вами сможем прибавить к этому ряду еще одну букву.
3. Постановка темы, целей и задач урока
/звучит музыка/
- Ребята, что это?
Давайте-ка посмотрим, кто к нам пришел.
(появляется гном, конверт)
- Посмотрим, что там в конверте?
Текст: Возле горки, на пригорке живут 33 Егорки.
О чем говорится в пословице? Что в пословице называют Егорками?
(Загадка, если не догадались: Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы - нет под шапкой головы.)
- Где выросли грибы?
- Какой звук повторяется?
- Кто догадался, на какую новую букву он указывает?
- Кто знает, как она выглядит? Найдите ее на доске.
/магнитная полоска с буквами - Л, Д, И, Т, Г, П, Н./
- Конечно же, это новая буква Г. (показываю)
/из конверта появляется буква и картинки – гантели и гири/.
Сегодня мы с вами будем знакомиться с буквой Г и звуками, которые она обозначает.
4. Работа с новым материалом
- Игра “На что похожа буква”? /
Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге. /цапля/
Букву на плече носил, на лугу траву косил. /коса /
- Найдите букву Г на ленте букв, назовите ее пару.
- Какая это буква: гласная или согласная? Почему? (не поется)
- Что вы еще можете сказать об этой букве? Какой звук она обозначает? (звонкий)
- Посмотрите внимательно на картинки.
- Как вы думаете, для чего гном принес две картинки?
/ показываю магнитные пластины с этими словами./
- Какой звук стоит в начале слова – гуси? [ Г]
- Как мы его произносим? (твердо)
- Какой звук стоит в начале слова – гири? [Г’]
- Как мы его произносим? (мягко)
Какие звуки обозначает буква Г? – [Г], [Г’].
Итак, давайте вспомним все, о чем мы узнали - буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [к], обозначает звуки - [Г], [Г’].
5. Физминутка
Раз – присядка, два - прыжок, это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинаем все сначала.
Глазки зажмурились, открылись, мы на полянке очутились.
6. Первичное закрепление нового материала. Работа с учебником
Вот мы и оказались на сказочной полянке, что вы видите перед собой?
(грибы, ягоды)
- Какие грибы вам знакомы?
/белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, груздь/.
(Словарная работа - белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком. Поганка - гриб несъедобный, его не возьмем в корзинку, оставим в лесу)
Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы- боровики. Рассмотрите внимательно их городок.
- Сколько грибочков здесь живет? Чем они занимаются?
- Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).
- Найдите схемы слов, какие слова к ним подходят, почему? (грибы, круги).
- Чтение слогов, слов. Хорошо читающие ученики.
7. Отработка навыков чтения
Вы очень хорошо прочитали слоги и слова. Давайте прочитаем и разберем пословицы. За хорошие ответы я буду давать жетончики – ягодки и грибочки.
- Чтение текста.
- О чем здесь говорится? Кто ходил в лес?
- Какие грибы собрала Галя?
- А Гена?
- Какой он, гриб-боровик? /красив, велик/
Очень много жетончиков заработали ребята, мы продолжаем работать дальше.
8. Упражнения в составлении схем слов
Ребята, в каких словах текста вам встретились звуки [Г] или [Г’]?
- Давайте откроем тетради, запишем имена этих детей. (печатными буквами)
- С какой буквы мы их напишем? Почему?
- Галя. Чертим схему слова (у доски – ученик)
- Сколько слогов в слове? 2
- Назовите слоги – слияния.
- Куда падает ударение? 1 слог
- Первый звук [Г]- согласный, звонкий, твердый.
- Второй звук [А] – гласный, ударный.
- Третий звук [Л’] – согласный, всегда звонкий, мягкий.
- Последний звук [А]– гласный, безударный.
- Гена. Сколько слогов в слове? 2
- Назовите слоги- слияния.
- Куда падает ударение?1 слог.
- Первый звук [Г ]– согласный, звонкий, мягкий. Почему?
Второй звук - [Э] – гласный, ударный.
- Третий звук – [Н] – согласный, всегда звонкий, твердый.
- Последний звук – [А]- гласный, безударный.
- Что вы заметили? Встретили звуки [Г] и [Г’].
9. Итог урока
- С какой новой буквой познакомились?
- Что вы можете о ней рассказать?
- Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [К], обозначает звуки - [Г], [Г’].
- Согласная, звонкая, имеет пару, глухую букву К.
- Какие звуки обозначает буква Г?
На следующем уроке мы будем учиться писать букву Г - прописную.
10. Оценивание
Отмечаю, что получилось лучше всего, говорим об удачных ответах, жетончиках, спрашиваю, как себя оценили сами дети.