Открытый урок в 4-м классе по русскому языку на тему: "Имя прилагательное (обобщение)"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить о прилагательном, как о части речи
  • упражняться в умении писать родовые и падежные окончания прилагательных; в определении рода и падежа у прилагательных; в описании предмета, в нахождении прилагательных в речи, в использовании прилагательных в своих предложениях
  • развивать орфографическую зоркость
  • обогащать словарь учащихся;
  • развивать интерес к овладению богатствами русского языка.

Ход урока

1. Разминка

Встаньте красиво. Садитесь. Урок русского языка. Запишите сегодняшнее число и “Классная работа. Начинаем урок с разминки.

На доске: Около кола колокола.

- Найдите лишнее слово (около нет буквы а)

- Чем похожи слова? (каждое слово написано четырьмя буквами)

- Найдите слово, в котором спрятана орфограмма “Безударная гласная проверяемая ударением?

- Каким способом проверили?

2. Минутка чистописания

Пишем ряд букв: п, ф, в, к, л, ы, т, о, ц, н, с, ф

3. Подготовительная работа

2группа: Зачеркнуть все глухие согласные , из оставшихся букв составить слово (волны)

1 группа: Записываем слово, последовательно выполняя мои задания:

- 1 буква обозначает согласный звук во втором слоге слова морозы;

- 2 буква безударный гласный в слове старый;

- 3 буква парный твердый звонкий согласный в слове корабль;

- 4 буква суффикс в слове рыбка;

- 5 буква окончание в слове сказка.

Учитель: - Какое слово получилось у первой группы? (рыбка)

- У второй группы (волны)

(эти слова записываются на доске столбиком)

2. Учитель быстро показывает слова на заранее подготовленных карточках.

Дети отгадывают слова и объясняют орфограммы слов.

Слово

Перстни

Ворота

Крестьянка

(записываются на доске столбиком)

- Все ли слова понятны? Что нужно сделать, если затрудняешься объяснить значение слова? (обратиться к толковому словарю)

Звукобуквенный анализ слов

2 группа - анализ слова терем (с учителем)

1 группа - транскрипция слова крестьянка (1 чел. на доске)

Основной этап

1. Окончания прилагательных

Учитель: К какой части речи относятся эти слова?

Из какой сказки? Кто автор?

2 группа -  Подберите к этим существительным имена прилагательные. (вспомните сказку “О рыбаке и рыбке”), запишите вопросы и окончания.

Образец: рыбка (какая?) золотая – ая – яя (1 ученик на доске)

1 группа: Работа по карточкам. Даны прилагательные, выбрать из первых двух словосочетаний определения, которые автор использует в переносном значении, из оставшихся подобрать антонимы к этим прилагательным. Записать, оформить аналогично 2 гр.

Карточка:

Волны (сердитые, высокие, пенящиеся)

Рыбка (маленькая, серебристая, золотая, красивая)

Перстни (медные, жнлнзные)

Слово (сердитое, грозное)

Терем (низкий, маленький)

Проверка.

Род и число прилагательных.

- Как определить род и число у прилагательных?

2 группа - Определяет род и число имен прилагательных в записанных словосочетаниях, сделать вывод. (комментирование)

1 группа - Самостоятельно определить род и падеж, подчеркнуть прилагательные, которые состоят из корня и окончания.

Изменение прилагательных по падежам

1 группа - Работа по карточке. Выписать существительные с прилагательным, определить падеж.

Игра на заказ:

1) требуется: прилагательное среднего рода в ед. числе, вин. падеже

2) среднего рода, ед. ч, дат. падеж

3) Множ. ч, вин. п.

Карточка

Вот идет он к синему морю,
Видит, море совсем разыгралось…. .

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море
Служат ей бояре, да дворяне
Наливают ей заморские вина.

2 группа - Выписать словосочетания прилагательного с существительным, определить падеж, выделить окончания

Карточка

- Вот пошел он к синему морю,
Видит – море совсем разыгралось,
Стал он кликать золотую рыбку
Приплыла к нему рыбка, спросила
Воротись, поклонися рыбке
Не хочу быть черною крестьянкой……

Проверка.

Морфологический разбор

- Посмотрите фрагмент сказки (включается видеозапись), подумайте какие слова стали поговоркой.

Остаться у разбитого корыта.

Как вы понимаете смысл этой поговорки?

Морфологический разбор (у разбитого (корыта))

1 группа - самостоятельно.

2 группа - опираясь на памятку (некоторые с консультантами).

Проверка (1 ученик начинает объяснение, потом просит продолжить другого и т. . д)

Работа с предложением.

1 группа устанавливает последовательность предложений (в карточке)

Предложение к определенной схеме, которая дана индивидуально сделать синтаксический разбор.

- Я сегодня поймал было рыбку
Чего тебе надобно, старче?
Смилуйся, государыня рыбка !
Они жили в ветхой землянке….

2 группа Деформируемое предложение, синтаксический разбор (он, рыбку, сказал, слово, отпустил, золотую, и, ласковое, ей)

Дополнительные вопросы 1 группе

- Назови побудительное предложение

Вывод