Цели:
- повторить о прилагательном, как о части речи
- упражняться в умении писать родовые и падежные окончания прилагательных; в определении рода и падежа у прилагательных; в описании предмета, в нахождении прилагательных в речи, в использовании прилагательных в своих предложениях
- развивать орфографическую зоркость
- обогащать словарь учащихся;
- развивать интерес к овладению богатствами русского языка.
Ход урока
1. Разминка
Встаньте красиво. Садитесь. Урок русского языка. Запишите сегодняшнее число и “Классная работа. Начинаем урок с разминки.
На доске: Около кола колокола.
- Найдите лишнее слово (около нет буквы а)
- Чем похожи слова? (каждое слово написано четырьмя буквами)
- Найдите слово, в котором спрятана орфограмма “Безударная гласная проверяемая ударением?
- Каким способом проверили?
2. Минутка чистописания
Пишем ряд букв: п, ф, в, к, л, ы, т, о, ц, н, с, ф
3. Подготовительная работа
2группа: Зачеркнуть все глухие согласные , из оставшихся букв составить слово (волны)
1 группа: Записываем слово, последовательно выполняя мои задания:
- 1 буква обозначает согласный звук во втором слоге слова морозы;
- 2 буква безударный гласный в слове старый;
- 3 буква парный твердый звонкий согласный в слове корабль;
- 4 буква суффикс в слове рыбка;
- 5 буква окончание в слове сказка.
Учитель: - Какое слово получилось у первой группы? (рыбка)
- У второй группы (волны)
(эти слова записываются на доске столбиком)
2. Учитель быстро показывает слова на заранее подготовленных карточках.
Дети отгадывают слова и объясняют орфограммы слов.
Слово
Перстни
Ворота
Крестьянка
(записываются на доске столбиком)
- Все ли слова понятны? Что нужно сделать, если затрудняешься объяснить значение слова? (обратиться к толковому словарю)
Звукобуквенный анализ слов
2 группа - анализ слова терем (с учителем)
1 группа - транскрипция слова крестьянка (1 чел. на доске)
Основной этап
1. Окончания прилагательных
Учитель: К какой части речи относятся эти слова?
Из какой сказки? Кто автор?
2 группа - Подберите к этим существительным имена прилагательные. (вспомните сказку “О рыбаке и рыбке”), запишите вопросы и окончания.
Образец: рыбка (какая?) золотая – ая – яя (1 ученик на доске)
1 группа: Работа по карточкам. Даны прилагательные, выбрать из первых двух словосочетаний определения, которые автор использует в переносном значении, из оставшихся подобрать антонимы к этим прилагательным. Записать, оформить аналогично 2 гр.
Карточка:
Волны (сердитые, высокие, пенящиеся)
Рыбка (маленькая, серебристая, золотая, красивая)
Перстни (медные, жнлнзные)
Слово (сердитое, грозное)
Терем (низкий, маленький)
Проверка.
Род и число прилагательных.
- Как определить род и число у прилагательных?
2 группа - Определяет род и число имен прилагательных в записанных словосочетаниях, сделать вывод. (комментирование)
1 группа - Самостоятельно определить род и падеж, подчеркнуть прилагательные, которые состоят из корня и окончания.
Изменение прилагательных по падежам
1 группа - Работа по карточке. Выписать существительные с прилагательным, определить падеж.
Игра на заказ:
1) требуется: прилагательное среднего рода в ед. числе, вин. падеже
2) среднего рода, ед. ч, дат. падеж
3) Множ. ч, вин. п.
Карточка
Вот идет он к синему морю,
Видит, море совсем разыгралось…. .
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море
Служат ей бояре, да дворяне
Наливают ей заморские вина.
2 группа - Выписать словосочетания прилагательного с существительным, определить падеж, выделить окончания
Карточка
- Вот пошел он к синему морю,
Видит – море совсем разыгралось,
Стал он кликать золотую рыбку
Приплыла к нему рыбка, спросила
Воротись, поклонися рыбке
Не хочу быть черною крестьянкой……
Проверка.
Морфологический разбор
- Посмотрите фрагмент сказки (включается видеозапись), подумайте какие слова стали поговоркой.
Остаться у разбитого корыта.
Как вы понимаете смысл этой поговорки?
Морфологический разбор (у разбитого (корыта))
1 группа - самостоятельно.
2 группа - опираясь на памятку (некоторые с консультантами).
Проверка (1 ученик начинает объяснение, потом просит продолжить другого и т. . д)
Работа с предложением.
1 группа устанавливает последовательность предложений (в карточке)
Предложение к определенной схеме, которая дана индивидуально сделать синтаксический разбор.
- Я сегодня поймал было рыбку
Чего тебе надобно, старче?
Смилуйся, государыня рыбка !
Они жили в ветхой землянке….
2 группа Деформируемое предложение, синтаксический разбор (он, рыбку, сказал, слово, отпустил, золотую, и, ласковое, ей)
Дополнительные вопросы 1 группе
- Назови побудительное предложение
Вывод