Открытый урок по теме: "Электронная почта"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • сформировать знания об электронной почте, её возможностях, функционировании (принципов передачи электронных сообщений, технологий подключения и др.);
  • выработать умения оперирования с данным сервисом Интернет;
  • познакомить и научить работать в почтовой программе Outlook Express;
  • прививать культуру пользователя сети Интернет;

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вступление. Актуальность.

Ребята! Подходит к завершению страница вашей школьной жизни, и в ногу со всем человечеством вы вступаете в новую эпоху, когда уже не вещество и энергия, а информация и научные знания – это поистине неисчерпаемые и ничем другим незаменяемые ресурсы – будут определять уровень развития государства, ваше счастье и благосостояние.

Сегодня информационные и Интернет-технологии проникли во все сферы жизни и деятельности общества. Вторая половина XX века сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в конце XX века более 2/3 населения, сегодня составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, занятый обработкой информации. Появление робототехнических систем, внедрение техники является тому причиной. Развитие техники и технологии всегда направлено на обеспечение большей свободы в общении и перемещениях. Каждый новый станок, новая технология повышали производительность труда и высвобождали время для отдыха. Появление пароходов и паровозов позволило путешествовать огромному количеству людей. Телеграф и телефон качественно изменили форму и частоту общения людей.

С годами зависимость от техники возрастала и вскоре стало невозможным существование без электричества. Земной шар буквально “опутан” электрическими проводами, которые подходят практически к каждому дому. Телефон, радио, телевидение не только изменили образ человека, но и стали абсолютно необходимыми.

В постиндустриальном обществе мы становимся зависимыми также и от средств и методов передачи, хранения и обработки информации. Тот, кто осуществляет и контролирует информационные потоки, может существенно влиять на жизнь всех и каждого. Это возможно для каждого из нас, но для начала мы познакомимся с наиболее современной, удобной, универсальной системой связи, информационной услугой, которую предоставляет нам глобальная сеть Интернет - “Электронной почтой”, именно с ней кто-то познакомится впервые, кто-то о ней пополнит свои знания и мы в ходе сегодняшнего занятия должны ответить на следующие вопросы:

- Как принимать и передавать информацию?

- Каковы возможности и функционирование электронной почты?

- Что такое сетевой этикет и в чём выражается культура пользователя сети Интернет?

3. Объяснение нового материала.

Электронная почта уже стала неотъемлемым средством делового и личного общения, что многие не представляют, как без неё жить. Это особенно актуально для нашей страны, в которой удручающе низкое качество обычной почтовой связи, а тарифы на междугородные телефонные разговоры слишком высоки. В этой ситуации на выручку приходит электронная почта.

С самого начала развития сети Internet электронная почта была наиболее популярным сервисом Всемирной сети. Результаты опросов пользователей подтверждают:

- свыше 90 % из них обмениваются почтовыми сообщениями по всемирной сети;

- 55 % пользователей прибегают к услугам электронной почты чаще, чем к услугам междугородней телефонной связи;

- 34 % чаще, чем к услугам местной телефонной.

В настоящее время к Internet подключено более 153,5 млн. человек и практически все применяют эл.почту.

(Рассказ учителя сопровождается презентацией Приложение1)

Итак, электронная почта – это удобное и надёжное средство общения, при котором письмо в любой конец света доходит за несколько секунд.

Данный сервис является ПОЧТОЙ, поэтому проведём аналогию с обычной почтой.

Вспомним, как это происходит: Что нужно, чтобы общаться посредством электронной почты.

(Почти то же самое)

1. Необходимо знать, как зовут адресата. 1. Знать имя вашего адресата.

eabikeeva

2. Знать адрес, где находится. 2. Знать, где находится электронный ящик адресата.

yandex.ru

3. Написать в письме текст и заклеить письмо, отнести на почту или опустить в специальный ящик. 3. Воспользоваться услугами специальных почтовых программ, которые помогут Вам “отправить” и “получить”, “просмотреть” электронную почту.
4. Периодически проверять свой ящик (открывать его с помощью ключа). 4. Просмотреть электронное письмо, пришедшее Вам, сможете только Вы, воспользовавшись “электронным ключом” от своего почтового ящика – паролем, который вы же и назначаете.

Посмотрите, какой адрес почтового ящика получился eabikeeva@yandex.ru Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей:

имя_пользователя@имя_сервера.

Точки и символ @ - разделительные знаки. Разделённые точками части электронного адреса называют доменами. Каждый домен уточняет место положения почтового ящика адресата в компьютерной сети. Количество доменов может быть различным: два, три и более. Доменные адреса читаются справа налево. Крайняя группа букв обозначает домен верхнего уровня. Домены верхнего уровня бывают двух типов: географически (двухбуквенные – каждой стране соответствует двухбуквенный код) и административные (трехбуквенные). Географический домен России обозначается как ru. Обозначение административного домена позволяет определить профиль организации, владельца сервера Интернет. Не нужно думать, что в адресах всегда используется административно-географический принцип (страна-город-район и т.д.). Вся часть адреса, расположенная справа от значка @, является составным именем узла сети, содержащего почтовый ящик абонента. В целом, электронное письмо состоит из конверта и текста. Отправитель на своём компьютере формирует файл с текстом письма, заполняет конверт. Затем он выходит на связь со своим узлом и пересылает письмо в свой почтовый ящик. Почтовый сервер с определённой периодичностью просматривает все почтовые ящики своих абонентов и, обнаружив там исходящую корреспонденцию, организует её отправку по сети. Почтовый сервер сразу же отправит это письмо через систему почтовых серверов Интернет на почтовый сервер получателя, которое попадает в его почтовый ящик. Получатель получит письмо после того, как соединится с Интернет и “заберет” почту из своего почтового ящика.

Функционирование электронной почты

Отправитель

Интернет

Получатель

К электронному письму могут быть подсоединены самые разнообразные файлы: с графикой, звуком, программами и пр. Адресат их получит вместе с текстом письма (это похоже на вкладывание фотографии в конверт с письмом).

Вашим домашним заданием и главным результатом сегодняшних уроков будет ваше письмо с прикреплённым файлом, которое я увижу в своём электронном ящике до следующего урока. В текстовом файле необходимо нарисовать схему работы с электронной почтой – как вы открыли ящик, создали и отправили письмо. Поэтому определим задачи сегодняшнего занятия, что для этого нужно вам узнать.

Мы сможем выполнить домашнее задание, если:

  1. Услышим, как открыть электронный почтовый ящик? Это называется зарегистрировать почтовый ящик – это можно сделать на бесплатном сервере и эту услугу может предоставить провайдер Интернета. Предлагается рассмотреть первый случай, так как большинство всё-таки не имеют дома Интернет и им придётся это сделать в каком-либо другом месте: Интернет-клубе, у друга, в школе и т.п.
  2. Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы, входящие в состав знакомого нам пакета Internet Explorer – Outlook Express. Нам необходимо познакомится с этой программой и рассмотреть процедуры отправки и получения почтовых сообщений.
  3. Как настроить программу Outlook Express для работы со своим почтовым ящиком. “У меня нет компьютера…Как проделывать все эти операции на чужом?”
  4. Сегодня Интернет используют не только для того, чтобы отправлять письма, но и пересылать файлы. Как осуществить вложение файла? “Существует огромное количество дополнительных возможностей ЭП. Вам будет приходить ненужная реклама, так называемый спам. Как от него избавится? Иногда требуются уведомления о получении письма. Как это осуществить. Для удобства существуют адресные книги, где могут храниться нужные электронные адреса. Как пользоваться адресной книгой?”.
  5. Понятие информационной культуры включает в себя умение грамотно и правильно вести переписку через электронную почту. Поэтому думаю, что сетевой этикет обязательно нужно затронуть.

Так как сегодня многим людям приходится самостоятельно осваивать коммуникационные технологии, работу с электронной почты в силу профессиональной деятельности. Думаю, что мы с вами тоже с этим качественно справимся.

То, что не ясно, следует выяснить.
То, что трудно творить, следует делать с
великой настойчивостью.

Конфуций

Для доказательства данной гипотезы разобьёмся на группы.

4. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся разбиваются на группы по направлению интересующего материала. Каждая группа формулируют вопрос, ответ на который они будут искать, используя Интернет, литературу, распечатки учителя, учебные электронные диски.

Каждой группе необходимо подготовить ответ на один из следующих вопросов:

  1. Как зарегистрировать почтовый ящик на бесплатном сервере? (работают с электронном диском “Компьютерный практикум”).
  2. Как работать с почтовой программой Outlook Express? (справочная система программы, распечатки, книга).
  3. Как настроить программу Outlook Express для работы со своим ящиком? (справочная система “Учётная запись”)
  4. Как работать с почтовыми вложениями, спамом, уведомлением, адресной книгой? (учебник Практикум, справка программы “Уведомления”, распечатка “Адресная книга”)
  5. Как грамотно вести переписку? (Электронные документы на компьютере (Приложение2) и распечатка учителя).

Все созданные документы пересылаются на компьютер преподавателя через сетевое окружение.

5. Результаты исследований. Защита работ.

Каждая группа представляет свои работы в виде устных ответов, электронных документов, распечаток на принтере.

По первому вопросу презентация учеников и учительская презентация по регистрации почтового ящика на “Яндекс”.

По второму вопросу “Outlook Express” – учащиеся рассказывают, учитель показывает фрагмент электронного учебника.

По третьему вопросу ученики рассказывают. Учитель дополняет: “Отправка сообщения осуществляется через серверы провайдера, так называемого SMTP-сервер. Он находит в сети узел, к которому приписан ваш адресат, и направляет ему письма. А уже тот передаёт по назначению. Получение почтовых сообщений происходит по протоколу POP. Этот протокол проверяет права клиента, т.е требует надлежащего имени пользователя и пароля, чтобы сообщение не попали в чужие руки и РОР-сервер принимает сообщения и хранит его на своём жёстком диске до тех пор, пока вы его не прочтёте. Как только оно скачено на ваш компьютер, сервер его стирает у себя. Приятно то, что нам не надо помнить, какому из почтовых серверов посылать письмо, а у какого спрашивать письма, пришедшие для нас. Мы можем вообще позабыть о протоколах и серверах. Послал письмо – получил письмо и всё”.

По четвёртому вопросу “Вложение файла” (скрепка) учащиеся готовят сообщение и буклет распечатывают.

По пятому вопросу “Этикет” учащиеся выступают с графическими изображениями и готовят распечатки публикаций.

Добавление учителя:

“Не посылайте неэтичных сообщений даже тогда, когда Вы обращаетесь к своим друзьям; администраторы сетей несут ответственность за работу сети, поэтому они могут получить жалобы от пользователей на Вас.

Большие буквы можно придать для придания эмоциональности некоторым словам письма.

Не используйте длинных строк, сообщения будут отображаться на любом терминале, если оно имеет не более 60 символов в строке.

Дойдёт до адресата ваше письмо или нет зависит от верности адреса. Чаще в случае ошибки, почта возвращается “система не нашла компьютер адресата Вашего сообщения”.

6. Практическая работа.

  1. Получите тест от преподавателя. Приложение 3
  2. Сохраните его на рабочем столе у себя.
  3. Пришлите выполненное решение с результатами, прикрепив тест к вашему письму с темой Ответ.

7. Заключение.

Отправьте соседу справа – слова благодарности, отметьте, что он сделал для вас сегодня, что новое сообщил Вам. За что вы его можете поблагодарить.

8. Итог урока.

Оценки по тесту.

Сколько ребят полностью справились с заданием самостоятельно?

Ответы на вопросы:

  1. Какие возникли проблемы при выполнении работы?
  2. Есть ли такие кто не мог отправить и получить сообщения?
  3. Действительно ли нужны электронные письма с вложениями?

Зачитайте план выполнения домашнего задания по тетради.

9. Домашнее задание.

Вам необходимо будет прислать мне письмо с прикреплённым файлом, в котором будет нарисована схема работы с электронной почтой – как вы открыли ящик, создали и отправили письмо.