Основная цель:
- Изучение числа 7 и состава числа 7. Написание цифры 7. Счет в пределах 7.
- Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей.
- Знакомство с русскими пословицами, поговорками и крылатыми выражениями. Воспитание любви к устному народному творчеству.
План урока.
1. Орг. момент.
2. Устный счет.
(Повторяем состав чисел 3,4,5,6)
(Работа с цветиками – семицветиками или с любыми другими сигнальными карточками)
Учитель:
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое неизвестно, сумма 6. Найдите второе слагаемое.
- 4 меньше некоторого числа на 1. Найдите это число.
- Уменьшаемое 6, вычитаемое 3. Найдите разность.
- Я задумала число, прибавила к нему 2 и получила 6. Какое число я задумала?
- Из какого числа надо вычесть 1, чтобы осталось 2?
- На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
А теперь задачки в стихах.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
(О каком богатыре идет речь. Сосчитайте, чем он может угостить).
Белка сушит на веревке
Два гриба и три морковки.
Прибежал хорек, утащил грибок.
Съел зайчонок две морковки.
Что осталось на веревке?
К серой цапле на урок
Прилетело 6 сорок.
А из них лишь две сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок?
Дружно муравьи живут,
И без дела не снуют,
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Два несут иголки.
Сколько их под елкой?
Только я в лесок зашла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов?
Опустился тихий вечер
Над тропинкою лесной,
Белка цокнула при встрече –
Поздоровалась со мной.
Заглянула мне в корзинку,
Где лежали 6 опят,
- Подари-ка половинку!
Поделиться? Очень рад!
Учитель: Какое число потерялось?
1 2 3 4 5 7 8 9 (на доске)
Учащиеся: 6.
Учитель: Что вы знаете про число 6?
Учащиеся: 6 получили, прибавив к 5 один, оно четное, соседи 5 и 7, состоит из 1 и 5
2 и 4
3 и 3
Учитель: С одним соседом числа 6 уже очень хорошо знакомы – это 5, а вот с числом и цифрой 7 мы поближе познакомимся сегодня на уроке.
3. Изучение нового материала.
а) Получение числа 7
Учитель: Что перед вами на доске?
Учащиеся: Числовой отрезок
Учитель: Что такое отрезок?
Учащиеся: Прямая, ограниченная с двух сторон.
Учитель: Как получить следующее при счете число?
Учащиеся: К предыдущему прибавить 1.
Учитель: Покажите на числовом отрезке.
Работа в тетрадях
Учитель: Откройте тетради. Найдите числовой отрезок. Покажите, как получили число 7.
б) Письмо цифры 7
Учитель: Теперь посмотрим на цифру 7, на что она похожа?
Стихотворение.
Цифра 7, цифра 7
Цифра легкая совсем.
Я косу принесу
И срисую ту косу.
Письмо цифры 7 в тетрадях.
4. Волшебная цифра.
Учитель: Вы знаете, что число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Русский народ очень любил это число. Где же мы можем встретить это число и сейчас?
Загадка.
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
Учащиеся: Дни недели
Учитель: Загадка.
Приказало солнце: “Стой!
Семицветный мост крутой”.
Учащиеся: Радуга
Учитель: А в каких пословицах и поговорках есть число 7?
Учащиеся: “Семеро одного не ждут”;
“Семь раз отмерь, один – отрежь”.
Учитель: Теперь догадайтесь о каких “крылатых” выражениях я говорю?
Умный, талантливый, мудрый человек.
Учащиеся: “Семи пядей во лбу”.
Учитель: Очень дальний родственник.
Учащиеся: “Седьмая вода на киселе”.
Учитель: Работать, трудиться до изнеможения.
Учащиеся: “До седьмого пота”.
Учитель: Ну и, главное, вспомним сказки, в которых встречается это волшебное число.
Учащиеся: “Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
5. Состав числа.
Учитель: Продолжим знакомство с числом 7, и поможет нам в этом один лесной житель.
Сейчас отправимся в осенний лес и посмотрим, кто нас там встретит.
Решите примеры и разместите ответы в порядке возрастания (белочка).
Учитель: Осень - ответственная пора для всех животных. Надо к зиме готовиться. А как готовятся к зиме различные животные? (заслушиваются ответы детей)
Вот и белочке некогда на месте сидеть. Поскакала она с ветки на ветку и очутилась на полянке, а там две ее подружки грибы делят.
(на доске рисунки грибов: 3 маленькие лисички, 1 большой мухомор, 1 большой подосиновик, 2 маленьких подосиновика)
По каким признакам можно разделить эти грибы на две группы?
Учащиеся: Цвет, размер, съедобные / несъедобные.
Учитель: Запишите равенства.
1 + 6 (Съедобные - несъедобные)
4 + 3 (Цвет)
2 + 5 (Размер)
Учитель: Что общего во всех этих примерах?
Учащиеся: Целое равно 7.
6. Сравнение чисел.
Учитель: Подарили белочки своей подружке грибок, и понесла она его в свое дупло. Все деревья одела в лесу осень золотым нарядом – красивые стоят. Да вот беда: уж больно все похожие! Давайте поможем белочке от дерева к дереву добраться до своего дупла. На листочках записаны выражения. Вам нужно найти значения этих выражений, записать их в окошечки и сравнить. Что значит сравнить?
Учащиеся: Найти, какое число больше или меньше и поставить нужный знак.
Учитель: Какое значение выражения больше, в ту сторону белочке дальше и прыгать!
(На месте окошечек расположены различные осенние листья, на обратной стороне которых записаны числовые выражения. Дети читают выражения; значения записывают в пустые окошечки, ставят знак и > <).
Учитель: На каких деревьях побывала белочка?
Учащиеся: Дуб, берез, клен, осина.
7. Закрепление по тетради.
Учитель: Какие части числа 7 вы знаете?
(Отношение между целым и частями закрепляем по учебнику. № 3 стр. 13.
Первые три человека получают отметку за правильно выполненное задание).
8. Игра “Соберем урожай”.
Учитель: Вспомните, что белочка запасла на зиму и принесла в свое дупло?
Учащиеся: Грибы.
Учитель: А что еще заготавливают белочки на зиму?
Учащиеся: Орехи.
Учитель: Сейчас мы поможем собрать белочкам урожай орехов. Перед вами четыре белочки. У каждой белочки свое дупло, у каждого дупла – свой номер, а у каждого из вас по одному ореху. Решив выражение на орехе, вы узнаете, в какое дупло его отнести.
Посмотрите на номер каждого дупла. Что вы можете сказать о них?
Учащиеся: Нечетные числа.
Учитель: По моей команде начинаем сбор урожая.
Учитель: В каком дупле больше всего орехов?
Учащиеся: В седьмом.
Учитель: Сколько их там?
Учащиеся: 7.
Учитель: Что же нового и интересного вы узнали сегодня на уроке про число и цифру 7?
Ответы учащихся.
Учитель: На этом урок закончен.