Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.
Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.
Объект исследования – формирование патриотизма у учащихся начальной школы (первоклассников).
Предмет исследования – организация краеведческой работы с целью формирования патриотизма.
Цель исследования – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.
Гипотеза – изучение краеведческого материала младшими школьниками способствует развитию патриотического воспитания, если оно осуществляется:
- на основе предшествующих знаний и жизненного опыта детей с учетом их склонностей и потребностей;
- на основе знаний о культуре, доступных восприятию детей данного возраста;
- в качестве цели патриотического воспитания младших школьников, если целью является формирование у воспитанников ценностного отношения к родной природе как части малой родины.
В ходе исследования осуществлялись различные виды наблюдений, проводились коллективные и индивидуальные беседы, анализировались ответы воспитанников и результаты продуктов творческой деятельности – рисунки, сочинения, что позволило охарактеризовать уровни развития учащихся с точки зрения сформированности патриотических основ воспитания.
Мы решили установить, каковы знания детей о своей Родине, как они понимают понятие патриотизма и в чем выражается их любовь к своей малой Родине.
“Кто такой патриот?”, “Что значит любить свою Родину?”, “Чем может гордиться житель города Химки?”.
Выяснилось, что ребята часто не могут справиться с этими вопросами, их ответы отличались поверхностным содержанием, отсутствием объяснений. Большинство детей затруднились с ответом.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
В качестве связи краеведческой деятельности с программным материалом мы использовали изучение с учащимися на школьном приусадебном участке растительный и животный мир родного края. Для этого мы предлагали ребятам понаблюдать за птицами, собрать гербарий, впоследствии эти наблюдения использовались на уроках литературного чтения и при ознакомлении с окружающим миром.
Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край. Вместе с детьми мы сделали свою “Красную книгу” - собрали материал о редких растениях и животных, которые мы можем встретить в своем поселке. Ребята зарисовали животных и птиц, обитающих в наших краях, сделали и поместили в альбом рядом с интересной информацией фотографии растений. Совместная деятельность не только сплотила детей, но и помогла пробудить интерес учащихся к природе родного края.
Всем классом мы побывали в поселковой библиотеке. Там ребята увидели выставку книг, посвященную празднику “Дню защитника Отечества”. Библиотекарь рассказала много интересного и удивительного о нашем поселке. Ребятам было дано задание поговорить с родителями, дедушками и бабушками, выяснить новые интересные факты о нашем поселке.
В нашей программе работает, действует каждый ребенок, ибо воспитывают детей не слова, даже самые прекрасные, а его собственные действия, а также действия и поступки тех, кто его воспитывает: родителей, учителя.
Наш опыт позволяет сделать вывод, что изучение ребенком своей семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является для ребенка первым шагом в познании Родины, ее истории, традиций.
После каждого занятия первоклассники получают задания следующего типа: узнать о труде своих родителей, бабушек и дедушек, попросить их показать семейные реликвии, отражающие этот труд. Потом школьники рассказывают обо всем узнанном своим товарищам в школе.
Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества был продолжен через несколько дней в стенах школы. Учащиеся поделились полученными знаниями о нашем керамическом заводе, выпускающем отделочную плитку, рассказали о роднике, на который ходили с родителями.
Учащиеся захотели создать творческие альбомы при помощи учителя. Знакомство младших школьников с краем побуждает детей к творчеству, которое проявляется в рисунках, стихах, сочинениях.
Специально для первоклассников мы организовали посещения местного музея. Занятия в музее начались с темы “Моя малая родина”. Дети познакомились с историей поселка Подрезково и близлежащих деревень Кирилловка и Черкизово.
Следующее занятие было посвящено знакомству с географическим положением поселка Подрезково. С помощью музейной экспозиции дети получили знания о реке, протекающей рядом с поселком (раньше называлась Всходня), других водоемах, ландшафтом местности, окружающей село. Продолжением музейного занятия послужила экскурсия на берег реки Сходня.
Данный цикл занятий завершился экскурсией по улицам поселка. В качестве домашнего задания детям было предложено составить рассказ, посвященный истории улицы, на которой они проживают, подобрать пословицы о родном крае.
Вместе со старшеклассниками мы отправились к памятным местам. Ребята решили, что все вместе мы будем наводить порядок около этого места, высаживать цветы, которые вырастим сами.
Во время подготовки ко “Дню птиц” младшие школьники вместе с родителями изготавливали скворечники, кормушки, собирали семена, крупы, зерно. Затем все ребята пошли в лес и развесили “птичьи домики” на деревьях и кустах под руководством педагогов и родителей. Лучшие скворечники как образец были вывешены во дворе школы – теперь учащиеся начальных классов все холодное время года насыпают в кормушки корм, подкармливают птиц, одновременно ведя за ними наблюдение. Примечателен тот факт, что первоклассники понимают важность помощи пернатым в холодную зиму, они гордятся тем, что с их помощью птицы сумеют пережить холода. Многие ребята делились переживаниями о своих питомцах с учащимися других классов, рассказывали им о необходимости помощи человека животным.
Все учащиеся класса любят пить воду из нашего родника. Многие знают как, когда и кем был облагорожен этот родник. Так как родник находится в лесу, то жители любят отдохнуть, посидеть, полюбоваться красотами этого прекрасного места. Со всей округи приезжают люди за водой. На одном из внеклассных мероприятий мы с ребятами ходили к нашему родничку. С удовольствием дети приняли участие в конкурсе рисунков “Родник – источник жизни”.
Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача. Воспитывать это качество помогают беседы на классных часах. Одна из тем - “Любить Родину – значит быть ей полезным”. Учащиеся узнают про трудовые достижения народа. В процессе беседы обсуждалось: “В каких делах могут участвовать школьники и тем самым приносить пользу людям?”. Вывод: каждый должен постараться сам сделать что-то доброе и нужное для своего поселка. Мы решили провести операцию: “Улица лучшая – моя!”. Ребята подготовили рассказы о своих улицах, рассказали их историю (возникновение улицы, смысл ее названия, особенности и достопримечательности), многие учащиеся принесли фотографии своей улицы, своего дома. Общее обсуждение позволило больше узнать об улицах родного поселка, по-новому взглянуть на ставшее уже привычным.
Викторину по теме “Лес – красота и величие” мы провели на природе. Данная прогулка позволила обсудить проблемы экологии родного края, определить “друзей и врагов” своей малой родины. Ребята наглядно смогли изучить особенности растительного и животного мира. На природе с детьми была проведена беседа “Природа и мы” в результате которой дети сделали вывод: человек есть часть природы. Первоклассникам было дано задание подготовить отзывы об увиденном и услышанном, сделать поделки из природного материала, собранного в лесу.
Мы старались избегать прямого научения школьников, создавая условия для развития патриотических чувств.