Разговор о любви - извечная тема, не имеющая возраста, границ и национальности. Она всегда интересна, всегда актуальна. Предлагаемый сценарий – это не только развлекательная программа, но и повод к размышлению, осмыслению любви как глубинного человеческого бытия.
Подростки в своем развитии и становлении легче воспринимают действительность в состоянии радостного, приподнятого настроения, в форме образов, музыкальных звуков, произведений литературы и искусства, чем абстрактных понятий. Поэтому в воспитательный процесс важно вводить элементы игры, романтики, красивых ритуалов и соревнований.
Праздник в честь Святого Валентина - это один из дней радости, торжества, игр и развлечений. Для его подготовки из состава общелицейского актива обучающихся, мастеров, преподавателей и председателя ученического профкома создается разновозрастный организационный комитет, который разрабатывает план проведения праздника. После чего его утверждает заместитель директора по воспитательной работе.
Затем отдельные группы и ребята получают задания по участию в разработке или проведении отдельных фрагментов праздника: оформление помещений, выпуска стен.газет, подготовке сценария, участия в конкурсах или концерте и т.д. (см. Приложение 1)
В день проведения праздника красочно оформленная “Программа” вывешивается на одно из “почетных мест”. (см. Приложение 2)
Литературно – музыкальная композиция рассчитана для проведения на сцене как заключительное “официальное” мероприятие этого дня, но её сценарий может быть использован для проведения бесед, диспутов и классных часов по группам.
Сценарий музыкально-литературной композиции.
Цели:
- обучающая: в игровой форме обобщить знания об истории возникновения праздника;
- развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в молодежной среде;
- воспитывающая: формирование морально-психологических качеств у подростков, побуждающих к позитивным действиям.
Опорные знания: уроки литературы, истории, эстетики.
Музыкальное оформление:
а) песни на тему любви в исполнении обучающихся лицея;
б) аудио-кассета “Музыка для двоих”;
в) аудио-кассета “Шедевры инструментальной музыки” №2.
Пока зрители заполняют зал, звучит музыка. Гаснет свет, луч прожектора на зеркальном шаре. Музыка стихает, выходят ведущие.
1 ведущий:
Все начинается с любви...
А мне твердят: “В начале было слово!”
А я провозглашаю снова:
“Все начинается с любви!”
2 ведущий:
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви!
3 ведущий:
Все начинается с любви:
Мечта и страх, вино и порох,
Трагедия, тоска и подвиг -
Все начинается с любви!
4 ведущий:
Весна шепнет тебе: “Живи...”
И ты от шепота качнешься,
И выпрямишься, и начнешься
Все начинается с любви!
Звучат фанфары. Вспыхивает свет.
1 ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья!
2 ведущий: - Добрый день, дорогие гости!
3 ведущий: - Сегодня наша программа посвящена теме, которая вечна как и сама жизнь. Тема эта - любовь.
4 ведущий: - “А что вы думаете о любви?” - такой вопрос мы задали обучающимся лицея, и вот какие ответы получили...
(Ведущие по очереди зачитывают ответы со стенгазеты - по 2 шт.)
Домашние заготовки:
- Это смысл жизни.
- Это подарок судьбы.
- Это мое имя.
- Это отношения между людьми.
- Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.
- Она нужна, чтобы обзавестись потомством.
- Любовь - полная мура. Она меня бесит.
- Любовь - сложный вопрос.
1 ведущий:
Я пришел к мудрецу
и спросил у него:
- Что такое любовь?
Он сказал: - Ничего.
2 ведущий:
Но я знаю написано
множество книг.
Вечность пишут одни,
А другие - что миг.
3 ведущий:
...То огнем опалит,
то растает как снег...
Что такое любовь?
Это все, человек!
4 ведущий:
И тогда я взглянул
ему прямо в лицо
- Как тебя мне понять,
Ничего или все?
1 ведущий: Он сказал, усмехнувшись:
2 ведущий: - Ты сам дал ответ
3 ведущий: Ничего или все -
4 ведущий: Середины тут нет!
Музыкальная пауза.
1 ведущий: - Для разговора о любви у нас есть повод - это наша молодость.
2 ведущий: - Но нам могут возразить люди старшего возраста, которые находятся в этом зале. Ведь всем известно, что любви все возрасты покорны.
3 ведущий: - Чтобы не было обид, давайте поступим следующим образом.
- Прошу поднять руки тех, кто верит, что любовь существует.
Чудесно!
- А теперь поднимите руки те, кто хотя бы один раз в своей жизни влюблялся!
Замечательно!
- И наконец, прошу поднять руки тех, кто влюблен в настоящее время! Прекрасно!
4 ведущий: - Так вот именно Вам, любящим и любимым, Вам, влюбленным по уши или только чуть-чуть, всем Вам мы посвящаем праздник, который называется “День святого Валентина”.
Звучат фанфары. В зале раздаются аплодисменты.
1 ведущий: - Влюбленные всего мира отмечают день Святого Валентина 14 февраля.
2 ведущий: - И хотя на улице еще зима, день Святого Валентина можно считать первым весенним праздником, весенним по духу, по настроению.
3 ведущий: - Но все ли знают, почему его празднуют именно 14 февраля и почему именно Святой Валентин опекает влюбленных?
4 ведущий: - Чтобы восполнить эти пробелы, мы представляем вашему вниманию несколько версий из истории этого чудесного праздника.
В зале гаснет свет. Крутится зеркальный шар, звучит музыкальная фонограмма. На ее фоне ведущие рассказывают.
1 ведущий: - В Древнем Риме жил священник Валентин. Он тайно венчал влюбленных, союзу которых препятствовал запрет императора Клавдия, считавший, что хорошие солдаты выходят только из холостых юношей. Священник Валентин был казнен за ослушание.
2 ведущий: - Будущий святой был большим другом детей. Он рассказывал им о Христе, а дети очень любили его слушать. За веру он был посажен в тюрьму. Сидя в тюрьме, в ожидании казни Валентин получил много трогательных записочек, написанных с любовью от своих юных друзей.
3 ведущий: - По велению Римского правителя христьянину Валентину за ослушание должны были отрубить голову. В тюрьме Валентин познакомился с Юлией, дочерью своего палача. Девушка была слепой от рождения, но очень красивой и умной. Молодые полюбили друг друга. 14 февраля состоялась казнь, во время которой произошло чудо: девушка прозрела. После смерти Валентина причислили к лику святых, а все влюбленные стали считать его своим покровителем.
Полностью гаснет свет в зале. Ведущие уходят, музыка приглушенно продолжает звучать, на ее фоне в глубине сцены появляется Святой Валентин, у него в руках горящая свеча. Музыка затихает. Святой Валентин медленно подходит к подсвечникам, стоящим на сцене и зажигает свечи, говоря при этом:
1 свеча: - Ангелы зовут его небесной отрадой, черти - адской мукой, а люди -любовью . Любовь - это великое чувство!
(переходит к следующей свече)
2 свеча:
- В душе померк бы свет, и тьма настала вновь,
Когда бы из нее изгнали мы любовь!
(становится между двух свечей и поднимает вверх руки со словами): -
Я верю в колдовство любви, в ее таинственную силу!
При этих словах над св. Валентином на сцене вспыхивает сердце, сделанное из елочной гирлянды.
Музыкальная пауза (танец со свечами).
1 ведущий: - Сегодня уже не так важна версия празднования дня св. Валентина. Главное это то, что влюбленные получили еще один повод для горячих признаний, нежных объятий и замечательных песен о любви.
2 ведущий: - Мы поздравляем всех, кто влюблен! Любите друг друга! Почаще радуйте друг друга ласковыми словами, хорошими поступками! Думайте друг о друге всегда!
Музыкальная пауза.
3 ведущий: - Мы продолжаем наш праздник со знакомства с теми, кто носит прекрасное имя Валентин или Валентина. Приглашаем их подняться на сцену!
Звучит торжественная музыка или фанфары.
4 ведущий: Зачитывает заранее заготовленный список Валентин и Валентинов из числа учащихся и сотрудников лицея, с указанием № группы или должности.
1 ведущий: - Дорогие Валентины! Сейчас вам предстоит выслушать в свой адрес поздравления, поэтому располагайтесь поудобнее.
2 ведущий: - Группы, которые готовили поздравления, просим не стесняться, а скорее для поздравления на сцену подниматься!
Группы по очереди зачитывают поздравления и вручают “Валентинку” и исполняют по номеру художественной самодеятельности.
Музыкальная пауза.
3 ведущий: - А на прощание, дорогие Валентины, мы хотим сделать Вам подарки. Но ответьте и желательно хором, дружно, что означает Ваше имя? Валентины: ЗДОРОВЬЕ!
2 ведущий: - Правильно! Вот для того, чтобы Вы не болели, всегда были здоровы, мы дарим Вам подарок - надежное народное средство от всех болезней.
4 ведущий: - Выносит поднос с красиво упакованными подарками-луковицами и раздает их вместе со сладкими призами Валентинам.
1 ведущий: - Есть еще одна традиция дня святого Валентина - это сладкое угощение. Мы приглашаем подняться на сцену обладателей “счастливых мест”. Загляните под сиденье своего кресла и, если оно отмечено счастливой меткой, вы - счастливчик, не стесняйтесь, поднимайтесь за призом.
Музыкальная пауза.
2 ведущий: - Угощение - это хорошо. Но, кажется, мы отвлеклись от темы. А ведь мы решили говорить о любви.
3 ведущий: - В такой день одного разговора о любви мало. Нужен турнир. Турнир в честь прекрасной любви.
4 ведущий: - Если проводить турнир, то нам понадобятся рыцари.
Итак, прошу зал приветствовать смелых юношей, рыцарей наших дней!
Звучит торжественная музыка.
1 ведущий: - Смелые рыцари! Назовите, пожалуйста, нам свое имя и имя дамы, которой Вы посвятите свои подвиги.
Участники поочередно называют шуточные имена, придуманные в честь праздника.
2 ведущий: - Поприветствуем прекрасных дам, которых тоже попросим подняться к нам на сцену.
Под торжественную музыку “дамы” поднимаются на сцену. Их встречают “рыцари” и усаживают на стулья. Ведущий раздает “дамам” веера.
3 ведущий: - Рыцари! Женщины, как известно, любят ушами. Поэтому первый наш конкурс так и называется “Во имя прекрасных дам”.
Ваша задача сказать своей даме как можно больше комплиментов, ласковых слов, делая к ней по одному шагу на каждое высказывание.
Ведущий подает участникам конкурса цветы, подойдя к даме, рыцарь дарит ей розу.
4 ведущий: - Любящее сердце способно многое понять и простить. Умение понять другого - редкое качество, не всем оно дано. Назовем наш второй конкурс “Пойми меня без слов”.
Задача рыцарей пригласить с помощью жестов свою даму...
А вот куда, они должны догадаться.
Рыцари выбирают у ведущего карточки - задания, на которых написано:
На балет | в цирк |
На охоту | в зоопарк |
На рыбалку | в кино на боевик |
На лыжную прогулку | на дискотеку |
1 ведущий: - Мы все в кого-то влюблены: в соседку, в учительницу, в артиста или певца. А каждый влюбленный в душе поэт. Мы даем рыцарям начало четверостишья, которое необходимо продолжить. Пока идет музыкальная пауза, задание нужно выполнить.
Итак: “В день Святого Валентина
Вижу странную картину...”
Музыкальная пауза.
2 ведущий: - Послушаем, что же сочинили наши рыцари.
3 ведущий: - Вот и закончился наш турнир. Давайте определим, кто из рыцарей победил. Для этого Вам нужно продемонстрировать аплодисментами, свистом, топотом, т.е. кто как может, отношение к рыцарям.
4 ведущий: - Прошу рыцаря и даму его сердца выйти на середину сцены для вручения приза.
Звучит торжественная музыка.
1 ведущий: - Для вручения приза мы приглашаем на сцену председателя ученического профкома.
Председатель уч.прфкома: - Дорогие, друзья! Сегодня для вас незабываемый день. В память о нем туристическое агентство ПЛ-66 дарит вам путевку “Путешествие вокруг света”. В турне вас будет сопровождать наш гид. Возьмитесь за руки и в добрый путь!
2 ведущий: зажигает фонарик, луч которого “бьет” в потолок. Общий свет гаснет. Под торжественную музыку обходят “свет”.
Музыкальная пауза.
3 ведущий:
В день Святого Валентина
От души мы Вам желаем,
Чтобы все мечты сбывались
И желанья исполнялись!
Воспитательные результаты подобных мероприятий, воздействующих на эмоции обучающихся, выше, чем мероприятий, воздействующих преимущественно на их создание. Ибо эмоция определяет направление интереса, интерес обуславливает внимание, внимание – память. Психологическая наука утверждает: эмоции существенно влияют на ход деятельности.
В процессе проведения таких мероприятий возникает атмосфера праздничности и хорошего настроения. Оно сохраняется и после праздника, проведенного в лицее, и положительно влияет на всю дальнейшую учебно – производственную деятельность.
В последующие дни после удавшегося мероприятия, как отмечают сами обучающиеся, очень хорошо и радостно работается, успешно и приятно идет ученье, нравятся мастера и преподаватели, тому, что любовь – это могучая сила, способная созидать, делать открытия и даже остановить деградацию морали.