Цели:
- Обобщить знания учащихся об именах существительных.
- Познакомить учащихся с правилом написания имён существительных с шипящими на конце.
- Учить детей общаться в парах и группах.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Чистописание
Жж// Шш// Щщ//
– Из каких букв составлено упражнение? Что о них знаем?
3. Подготовительная работа.
К.ртофель, в.робьи, мур.вьи, в.сильки
– Что общего в этих словах? (Мягкий знак.)
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова, где мягкий знак – показатель мягкости, и где мягкий знак – разделитель мягкости.)
Мягкий знак:
- показатель мягкости
- разделитель мягкости
- ?
– А третью роль мягкого знака вы узнаете на уроке.
– А что ещё объединяет написанные слова?
а) обозначает…
б) отвечает на вопросы…
в) имеет (род, склонение)
г) изменяется по числам и по падежам.
– Какое существительное стоит только в ед. числе? (Картофель)
4. Составьте предложение с одним из этих слов, разбираем его.
С радостным криком встречают весну шумные воробьи.
С криком – морфологический разбор.
5. Сообщение темы. Новый материал
– Запишите в первый столбик отгадки.
- Напишите название инструмента, с помощью которого режут хлеб. (Нож)
- Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно … (карандаш). - Он бывает солнечный и числовой. (Луч)
- Эту верхнюю одежду люди одевают в дождливую погоду. (Плащ)
– Проверьте написание (открываем слова на доске).
– Записываем во второй столбик.
- Так называют группу молодых людей. (Молодёжь)
- В подполье, в каморке
Живёт она в норке.
Серая малышка, догадался – это … (мышь). - Она наступает, когда часы пробьют 12. (Ночь)
- Она приходит от друзей, когда ты оказываешься в беде. (Помощь)
– Прочитай слова парами, назовите последние звуки. (Звуки одинаковые, обозначены одинаковыми буквами.)
– Как объяснить написание мягкого знака? Что объединяет слова в группе?
М.Р.
Ж –
Ш –
Ч –
Щ –Ж.Р.
Ж -Ь
Ш-Ь
Ч-Ь
Щ-Ь
Чтение правила по учебнику стр. 76.
6. Закрепление
Чтение сказки шутки по учебнику А.Поляковой стр.178.
– Посмотрите на доску. Вставьте ь где нужно, спишите.
Мелоч.., роскош.., дич.. и лож..,
Помощ.., дрож.. и молодёж..,
Гореч.., полноч.., глуш.. и печ…
Вещ.. и глуш.., и тиш.., и реч.. .
Род у них определяй,
Ь знак в конце вставляй!
7. Работа в парах.
Дети получают карточки с пословицами. Они должны выписать только ту пословицу, где есть существительные ж.р. с ь на конце.
Карточка 1
Кни.ка лучший товарищ.. .
На безрыбье и и мелоч.. – рыба.
Корен.. ученья горек, а плод сладок.
Карточка 2
Злое слово – в глаза сол.. .
Хорошую реч.., хорошо и слушат.. .
Товарищ.. всегда товарища обороняет.
Карточка 3
Морков.. прибавляет кров….
Буквар.. к мудрости ступенька.
Корен.. ученья горек, а плод сладок.
Карточка 4
Без знаний и утро – ноч… .
Жадност.. – всяком горю начало.
Злое слово – в глаза сол.. .
8. Работа с текстом
В детств.. я очень любил у..кие тр..пинки во рж.. . Идеш.., а рож.. шуршит св..ими ж..лтыми к..лосьями. Манят в ржаное поле и синие васильки. Кругом тиш.. .И только высоко в неб.. звучит песня жав.р..нка. Изредка поб..жит среди сп..лых к..лосьев мыш.. или неожиданно крикнет над ухом перепел.. .
Вопросы по тексту:
– О каком поле идёт речь? Найдите родственные слова? Вставьте пропущенные буквы.Докажите!
Разбор 1 предложения:
Рожь – хлебное растение. Хорошо переносит морозы и быстро созревает, поэтому сажают в северных районах. Из ржи выпекают чёрный хлеб. В Англии чёрный хлеб считали хлебом для богатых. Из ржи получают мякину, отруби, солому. Ими кормят домашних животных.
9. Повторение. Фразеологизмы
Работа в группах или парах.
- Вспомните, что изучает наука фразеология? (Значение и происхождение устойчивых выражений.)
– Объясните смысл фразеологизмов, заменив их одним словом.
Карточка 1
Угадай, о чём идёт речь?
Его вешают приходя в уныние.
Его задирают зазнаваясь.
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь
О них обычно говорят
Водой не … (разольёшь).
Карточка 2
Не цветы, а вянут.
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают.
Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые
люди. (Уши)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто ….
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).
Карточка 3
Она бывает дырявой, когда человек рассеян и
забывчив.
Её теряют, когда мало думают.
Её морочат, когда хотят обмануть. (Голова)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
10. Работа по учебнику
Упражнение № 169.
11. Итог урока.