Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? Неважно, на каком они были языке, родном или иностранном – стоит вспомнить одну строчку, и всё стихотворение сразу же всплывёт в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Всё что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребёнок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти. Поэтому следует использовать преимущества детской памяти, например прочность запоминания. Ребёнок способен запоминать языковой материал целыми блоками. Но это происходит в том случае, если для него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребёнку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно усваивается почти без усилий. Игра создаёт прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.
Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка. Даже те, кто казалось бы, пока молчит, могут быть заняты напряжённой мыслительной работой – обдумывают свои доводы, осмысливают высказывания своих собеседников и т. д. Создать такую обстановку непросто. Это должно быть предметом специальной работы учителя: мобилизовать внимание всех присутствующих дополнительным заданием на извлечение и использование информации из диалога или монолога товарищей, на исправление ошибок говорящих и т. д. Однако исправлять ошибки нужно так, чтобы ни в коем случае не обидеть ребёнка. Ведь он переносит оценку своих действий на оценку себя как личности. Фиксация внимания на ошибках может отбить всякий интерес к занятиям иностранным языком. Поэтому важно, чтобы исправление ошибок протекала как определённый этап игры, при этом ребёнку, допустившему ошибку, должна быть немедленно предоставлена возможность исправить её. Стараюсь поддерживать чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть отмечена и оценена.
Есть ещё одна причина, по которой ранний возраст предпочтительней для занятий языком. Чем моложе ребёнок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребёнка меньше, чем у старшего, ему ещё не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.
Оценивая работу на уроке, обращайте внимание, как на слабых, так и на сильных учащихся, первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся; почувствовав успех, они наверняка мобилизуют все свои силы и возможности, попытаются догнать более способных детей.
Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса, им необходимо давать задания, которые потребуют работы мысли воображения.
Важнейшим психологическим новообразованием этого возраста является не только готовность построить своё высказывание, но обобщить полученные знания. И всё-таки младшие школьники сознательно не следят за последовательностью своих мыслей. Рассуждение они заменяют применением готового правила. В процессе обучения в начальной школе у них развивается способность строить рассуждения, делать выводы, умозаключения, формируется рефлексия как способ речевой деятельности.
Наряду с устными формами общения в младшем школьном возрасте целенаправленно формируется письмо и чтение. Если становление у ребёнка способности говорения и слушания в значительной мере зависит от семейного воспитания, то сформированность письма и чтения – преимущественно от способа обучения в школе. В письменных сочинениях младших школьников преобладают простые двусоставные предложения, общее количество слов при описании картинки или изложении прослушанного не более 100 слов, число предложений около 10, средняя длина фразы 6-7 слов.
При решении коммуникативной задачи наиболее привычным и доступным является описание. Я учитываю этот факт, как психологическое обоснование широкого использования образной наглядности: картинок, рисунков, предметов, игрушек.
В ходе развития продуктивной речевой деятельности младшего школьника происходит усложнение устного и письменного высказывания за счёт увеличения количества второстепенных членов предложения, появления составного сказуемого и т.д. Его речевые действия приобретают рефлексивный характер. К концу младшего школьного возраста ребёнок начинает сознательно рассуждать и управлять своими мыслями, осознавать своё высказывание. Отмечается резкое увеличение скорости чтения на родном языке: от 30-40 слов в минуту в первом классе до 80-90 слов в минуту в четвёртом классе. Всё сказанное выше должно учитываться учителем иностранного языка в младших классах. В таком случае действительно будет реализована воспитывающая, развивающая, образовательная функция иностранного языка как учебного предмета. Особенно в наиболее чувствительный к усвоению языка из всех периодов обучения – дошкольный и младший школьный возраст.
Исследователи отмечают следующие трудности, с которыми сталкивается младший школьник, характеризующийся новой жизненной позицией, т.е. позицией школьника. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем и со сверстниками. В это время часто бывает смена начальной радости знакомства со школой на безразличие, апатию, вызываемые трудностями. В этом возрасте начинается формирование общественно-полезной деятельности ученика, осознание им себя в эмоционально-волевой сфере, начинает проявляться противодействие безусловному подчинению авторитету учителя.
Как свидетельствуют сами учителя, на этом этапе обучения у школьников ярко проявляется интерес к иностранному языку. Совершенно понятно, что наиболее интенсивно учить иностранному языку надо тогда, когда ребёнок испытывает потребность выражать мысли по-другому, пока у них ещё есть время и желание играть в “иностранцев”. Важно также, что первый период обучения предполагает большой удельный вес этого учебного предмета в недельном бюджете времени школьника (до одной десятой части учебного времени). Для организации усвоения языковых средств предлагаются социально-значимые для младших школьников ситуации общения “Я и моя семья”, “Я и мои друзья”, “Моё любимое занятие”, “Моя школа”, “Моё первое знакомство с Англией”.
Заканчивая начальный этап обучения, ученик должен ответить на вопрос: “Что я могу сказать (написать) и что я могу прочитать (понять на слух) по темам программы?”.
Рассмотрим все виды речевой деятельности, формы и приёмы работы по их формированию на начальном этапе обучения иностранному языку.
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи, составная часть речевой деятельности, с чего начинается создание устной коммуникации. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, осуществлять вероятное прогнозирование. При этом процесс восприятия происходит в определённом нормальном темпе. Выделяют два вида аудирования: аудирование с полным пониманием и аудирование основного содержания услышанного.
Следует заметить, что аудирование не только приём сообщения, но и подготовка ответной реакции на услышанное.
Аудирование тесно связано, таким образом, с говорением. Для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить, и по тому, как будет принята речь, судите о своём понимании.
Аудирование связано и с чтением, и с письмом. Действительно, для того, чтобы проверить аудирование, используется говорение и письмо.
Аудирование начинается с первых минут изучения иностранного языка и даёт возможность реализовать воспитательные, образовательные и воспитательные цели. Оно позволяет учить школьников внимательно вслушаться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и воспитывать, таким образом, культуру слушания. Воспитательное значение заключается в развивающем воздействии на ребёнка, это положительно сказывается на развитии памяти, прежде всего слуховой, что важно для изучения любого предмета.
Оно является важным средством обучения языку, так как даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексики, его грамматических структур, что облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Учитель учит различать звуки изолировано и в сочетаниях, слышать разницу, например, , слышать долготу и краткость, ритм, интонацию.
Обучение пониманию значения слов осуществляется при широком использовании наглядности. Так учащиеся знакомятся со словами big, small, long, round, square и т.д. Проверка понимания происходит или тогда, когда ребёнок показывает соответствующий предмет, или тогда, когда даёт краткий ответ. Таким же образом осуществляется и обучение пониманию структур разного типа: утвердительных, вопросительных, отрицательных. Важен при этом психологический компонент – доведение восприятия и понимания звучащей на английском языке речи до уровня навыка и умения. Непременным условием овладения данным видом речевой деятельности является концентрация внимания.
С первых же уроков во втором классе учащиеся различают и выполняют команды учителя типа take it please, stand up, sit down. Я обратила внимание на то, что лучше усваивают иностранную речь учащиеся, посещающие музыкальную школу, имеющие музыкальный слух. На начальном этапе аудирование занимает до 35% учебного времени. Если текст содержит имена собственные, географические названия, даты, то необходимо назвать их до прослушивания. Очень важно поставить цель прослушивания понять смысл текста, дать заголовок, указать, о ком идёт речь, показать картинку быть готовым ответь на вопросы. Закончить предложение и т.д.
Следует отметить, что повествовательные фабульные тексты слушаются с большим интересом, с большим вниманием. Известно, что монологические тексты воспринимаются на слух легче, чем диалогические, и, следовательно, монологическим текстам также отдавать предпочтение.
Учащихся нужно обучать пониманию содержания текста с однократного предъявления, но если текст сложный, возможно двукратное прослушивание. Важно научить слушать текст в звукозаписи. Что значительно сложнее, чем когда учащиеся видят артикуляцию, мимику, выражение лица и глаза говорящего.
Перевод и неоднократное повторение не формируют у учащихся навыки и умения говорения, т.к. они не делают усилия для понимания восприятия.
Итак, аудирование призвано стимулировать учебную и коммуникативную деятельность учащихся. Обеспечивать управление процессом обучения, поскольку имеет место обратная связь.
Говорение – сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять общение. Предметом говорения выступает мысль. Владеть иностранным языком значит владеть иными способами и средствами выражения мысли.
Говорение может выступать в форме монологического высказывания и диалогического (беседы). Монологическая речь характеризуется полнотой и развёрнутостью. Для диалогической речи характерно использование разговорных клише, эллиптических предложений. В программе курса английского языка М.З.Биболетовой и Н.Н.Трубанёвой сформулированы требования в отношении монологической и диалогической речи, указаны качественные и количественные характеристики высказываний в диалогической и монологической форме и отражена динамика становления этих умений по классам. Формирование говорения осуществляется в ходе выполнения упражнений. Говорению как цели обучения должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом. Учащимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказываний. Поэтому на данном этапе целесообразно использование репродуктивных упражнений. Вторая группа упражнений обеспечивает учащимся возможность творческого использования сформировавшихся навыков при решении коммуникативных задач. Репродукция, подстановка, расширение, трансформация, комбинирование – вот последовательность упражнений при обучении говорению.
Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. После того как учащиеся научатся без труда реагировать на стимул с помощью одной реплики, учитель показывает им. Как можно развернуть короткую реплику в высказывание. Обучение стимулируется наглядностью.
На начальном этапе монологическая форма общения предполагает умения описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме; рассказать о прослушанном, прочитанном и т.д. Необходимо соблюдать последовательность упражнений при обучении говорению.
В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи, в зависимости от творчества и самостоятельности, которые проявляет учащийся.
- 1 уровень – репродуктивный. На этом уровне не предполагается речевого творчества учащихся.
- 2 уровень – репродуктивно-продуктивный. На этом уровне уже предполагаются некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания.
- 3 уровень – уровень продуктивной монологической устной речи. Он характеризуется тем, что учащийся на основе своего языкового и речевого опыта может выразить своё отношение к фактам и событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своими замыслами.
Говорение, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать. Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор: печатных текстов, аудитивных текстов, речевых опор, плана высказывания, наглядности.
При осуществлении контроля за сформированностью монологической речи следует исходить из уровней.
Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой английского алфавита, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Знакомство с буквами и буквосочетаниями происходит на первых сорока уроках во втором классе. Оно завершается разучиванием песенки “The ABC” и проведением праздника “ABC-party”, во время которого дети повторяют буквы и называют слова с этими буквами, читают рифмовки, поют песни и играют в игры.
Затем дети приступают к овладению техникой чтения. Некоторые слова уже известны детям, т.к. они были им предложены для списывания в процессе знакомства с буквами. В обучении технике чтения помогает Mr. Rule, он излагает правила – инструкции и эти инструкции являются опорами для детей. Для закрепления правила чтения я использую цветовую сигнализацию. Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарём вводятся звуки международной транскрипции.
Далее дети учатся читать и извлекать информацию из прочитанного. На это их нацеливают задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения. Овладение умением чтения вслух и про себя происходит параллельно. Дети получают особые виды заданий для контроля этих умений. Причём чтения про себя в современном курсе английского языка вводится значительно раньше.
Развитие коммуникативных умений и навыков происходит на каждом уроке, и работа над чтением завершается решением какой – либо коммуникативной задачи.
К концу обучения по УМК начальной школы дети знакомятся со всеми основными правилами чтения и знаками транскрипции, овладевают умением находить слово в словаре и озвучивать его.
Дети могут прочитать про себя текст объёмом около трети страницы, содержащий более 2-3 незнакомых слов, в более медленном темпе (1,5-2 раза) чем при чтении на родном языке.
Обучение письму начинается с первого урока, с первой буквы английского алфавита и в течение 1-го года обучения ведётся активная работа по овладению каллиграфией английского языка, а также орфографией в пределах изучения лексики. Для запоминания правил передачи звучащих слов на письме дети пользуются цветовой сигнализацией, о которой уже упоминалось. При овладении графической стороной английского языка дети пишут печатным шрифтом, который в настоящее время получил распространение в странах изучаемого языка. Пользование печатным шрифтом облегчает процесс обучения чтению благодаря сходству начертания букв. Важно, чтобы дети запоминали графическую форму английских слов, без чего невозможно полноценное чтение. Большую помощь в этом окажут словарные диктанты. Уже в первом полугодии, когда происходит знакомство ребят с буквами и буквосочетаниями английского алфавита, предусматриваются обязательные письменные упражнения, часть которых выполняется в классе. Сложность и объём письменных заданий постоянно возрастают. В начале обучения ученики учатся писать отдельные слова, которые встречаются при чтении, записывают предложения с помощью моделей. А со временем обучение письму происходит в русле решения коммуникативных задач: выписать из текста предложения, подтверждающие какое-либо утверждение, придумать и записать собственные загадки, охарактеризовать героя сказки в письменном виде и другие задания.