Осуществляя учебно-воспитательную работу среди студентов, преподаватели закладывают основы для развития разных видов профессиональной компетентности, прежде всего, социальной компетентности – владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, социальной ответственностью за результаты своего труда; личностной компетентности – владения приемами личного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации личности, а так же индивидуальной компетентности – владения приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовности к профессиональному росту, способности к индивидуальному самовыражению [1].
Компетентностный подход направлен на то, чтобы, во-первых, обеспечить психолого-педагогическую поддержку саморазвития и самореализации студентов, актуализацию развития их духовных начал, эмоциональную стабильность, психолого-педагогические условия “разумного” сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы педагогического образования; во-вторых, помочь выработке у них избирательного отношения к молодежным субкультурам, умения ранжировать информацию в целях интенсивного развития своих компетентностных качеств активных субъектов познания, педагогического труда и общения; в-третьих, реализовывать механизмы формирования ценностной базы, нравственных установок и достойной ориентации.
В своей педагогической деятельности мы исходим из того, что мораль делает человека человеком. Нравственное воспитание всегда считалось основой всякого воспитания. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами. Самоопределение в моральном выборе дает возможность человеку самосовершенствоваться. Достоинства нравственно воспитанной личности вытекают из ее способности поступать как должно, исходя из ценностных представлений, сохраняя при этом свою индивидуальность [2 – 14].
Нравственные отношения возникают целенаправленно, в результате воспитания и самовоспитания личности, ее социализации [3 – 60-66]. Мы, преподаватели, являясь агентами социализации знаем, что “в детстве и юности формируется преимущественно чувственно-эмоциональный компонент духовного мира личности, сугубо личностные качества – совестливость, честность, смелость” [4 – 28], ответственность, милосердие и т. п.
Формированию милосердия как духовно-нравственного качества личности, на наш взгляд, во многом способствует благотворительность. Благотворительность как важная часть культурной политики государства участвует в формировании ценностно-нормативной системы образования и воспитания в современной России. Это показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности.
В настоящей статье хотелось бы поделиться своим опытом духовно-нравственного воспитания посредством участия студентов в благотворительной деятельности, который, на наш взгляд, может представлять определенный интерес.
При изучении темы “Стратификация” курса “Основы социологии и политологии” рассматривался вопрос о существовании неравенства в обществе и взаимной ответственности граждан. На уроке были прослушаны и обсуждены сообщения студентов о благотворительности в США и России, об отношении православной церкви к благотворительной деятельности. Итогом их обсуждения стал вывод о необходимости развития благотворительности в современных условиях, т.к. большинство россиян в таком нужном для общества виде деятельности активного участия пока не принимает. Далее студенты попытались определить свое место в этой сфере деятельности на примере микросоциума: они были разделены по 5–6 человек для работы в группах. Каждая группа – благотворительная организация. Необходимо было разработать название и подготовить план однодневной благотворительной акции в училище (селе, городе, студенческой группе). Группам был предложен алгоритм работы над проектом: цель; возможные участники и организаторы; предварительная подготовка; конкретное дело. После презентации проектов групп была проанализирована работа студентов и принято совместное решение провести в училище благотворительную акцию – марафон “Помоги человеку, протяни ему руку” как внеурочное мероприятие с целью приобщения студентов к реальным проблемам обездоленных, призыва к милосердию и состраданию.
Надо сказать, что ранее такого рода мероприятия уже проводились в нашем учебном заведении не единожды. Это были сборы средств по оказанию поддержки работе международного Красного Креста, в помощь нуждающимся, пострадавшим от землетрясения в Армении. В 2000 году был проведен благотворительный марафон с аналогичным названием “Помоги человеку, протяни ему руку”. Тогда эта благотворительная акция не была связана нами с уроками по предмету “Основы социологии и политологии” и не вытекала из них. К такому решению нас подвела публикация в сети Интернет урока, проведенного учителем истории, обществознания и права средней школы № 33 г. Орла Матюхина И.В.
Марафон проводился в два этапа. На первом, подготовительном этапе (за неделю до акции) была выпущена газета, организован сбор одежды, обуви, игрушек и книг для детского дома. Была начата работа по подготовке к благотворительной ярмарке-продаже кондитерских изделий, приготовленных студентами; распространялись билеты благотворительной беспроигрышной лотереи, разрабатывался сценарий вечера подведения итогов благотворительной акции. На втором этапе, в день марафона, были проведены ярмарка, розыгрыш благотворительной лотереи, подсчет пожертвований, вечер “Помоги человеку, протяни ему руку”.
Марафон был одобрен благочинным Яковлевского района настоятелем Сретенского храма иереем отцом Владимиром. В выступлении на вечере он говорил о значимости милосердия в жизни человека, о том, что духовная благотворительность крайне важна, так как она обогащает тысячекратно наш ум и сердце.
Администрация училища стала инициатором организации концерта художественной самодеятельности студентов в детском доме села Завидовка, куда были доставлены пожертвования и подарки.
В 2005–2006 учебном году было решено включить в план воспитательной работы педучилища проведение теперь уже благотворительной декады “Помоги человеку, протяни ему руку”. На заключительном этапе благотворительной декады милосердия в педучилище приехали представители Завидовского детского дома, для которых была организована экскурсия по педучилищу, “сладкий стол”. Благотворительный вечер состоялся в тот же день в районном Дворце культуры “Звездный”, где воспитанники детского дома услышали добрые слова от настоятеля Сретенского храма Благочинного Яковлевского района отца Владимира, посмотрели концерт и получили подарки от педучилища и от районного комитета Общества Красного Креста.
В 2006–2007 учебном году при проведении традиционной декады милосердия мы продолжили использование инновационных образовательных технологий, апробировав и такие, как информационная технология и технология кластерной педагогики. До начала вечера гостям и участникам благотворительной декады транслировался видеоматериал о том, как проходила эта акция в училище. Так же была подготовлена презентация благотворительного вечера.
Приведем образец планирования такого рода мероприятия:
Благотворительная Декада милосердия “Помоги человеку, протяни ему руку”Форма проведения: кураторские часы; благотворительная лотерея; благотворительная ярмарка; вечер.
Цели: создать условия для формирования нравственных качеств личности будущего педагога – гуманизма, ответственности, активности; способствовать формированию и развитию чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему через практический опыт участия в благотворительной акции; способствовать формированию профессионально-компетентностных качеств будущих педагогов – выпускников педагогического училища; апробировать инновационные технологии кластерной педагогики, “воспитывающий модуль” и информационную (компьютерную) технологию.
План проведения благотворительной Декады милосердия
Этапы |
Дни |
Содержание |
Ответственные |
I. Подготовительный |
– Предварительный опрос: анкетирование
(Приложение 1) – Составление плана проведения декады – Подбор материала для презентации, для кураторских часов; для газеты, сценария вечера – Информация студентов о предстоящей благотворительной акции – Подготовка и репетиция заключительного вечера – Подготовка презентации декады – Подготовка открытых кураторских часов – Подготовка внеурочных мероприятий по русскому языку и культуре речи и др. |
– Оргкомитет – Оргкомитет – Библиотекарь ЯПУ – Преподаватели – Оргкомитет – Руководители творческих коллективов; кураторы групп; – Оргкомитет – Кураторы групп – Преподаватели |
|
II. Проведение мероприятия |
1 | – Выпуск газеты; знакомство с планом
проведения декады – Кураторские часы “Благотворительность в России” – Распространение билетов благотворительной лотереи |
– Оргкомитет – Кураторы групп; – Оргкомитет – Старосты групп |
2, 3, 4 |
– Кураторские часы
“Благотворительность в России” – Распространение билетов благотворительной лотереи – Сбор вещей для пожертвования |
– Кураторы групп – Старосты групп – Оргкомитет |
|
5 | – Благотворительная ярмарка – Подготовка к розыгрышу благотворительной лотереи |
– Кураторы групп – Оргкомитет – Оргкомитет |
|
6 | – Сбор вещей для пожертвования – Кураторские часы “Благотворительность в России” – Открытый кураторский час “Жить для себя или для других?” |
– Оргкомитет – Кураторы групп – Куратор группы – Старосты групп |
|
7 | – Розыгрыш благотворительной лотереи – Сбор вещей для пожертвования – Открытое внеурочное мероприятие по истории |
– Оргкомитет – Оргкомитет – Преподаватели |
|
8, 9 | – Сбор вещей для пожертвования – Открытое внеурочное мероприятие – Открытый кураторский час |
– Оргкомитет – Преподаватели – Куратор группы |
|
10 | – Вечер “Помоги человеку – протяни ему руку” (Приложение 2) | – Оргкомитет | |
III. Подведение итогов |
– Анкетирование (Приложение 3) – Заседание Совета по ВР |
– Зам. директора по ВР – Кураторы групп |
Особый интерес, на наш взгляд, представляет эффект проведенного мероприятия – то, как оно воспринималось участниками, каково его воздействие на внутренний мир человека, насколько участие в мероприятии сформировало установку на повторение закрепленного опыта в будущем. С этой целью нами был проведен опрос участников мероприятия, которым было предложено заполнить небольшую анкету, содержащую закрытые и открытые вопросы.
Всего было опрошено 60 студентов, из которых 44,8% – юноши и 55,2% – девушки. Из общего числа 86,2% принимали непосредственное участие в подготовке и проведении благотворительного мероприятия. Подавляющему числу респондентов (86,2%) благотворительная акция “Помоги человеку” понравилась, 10,3% дали отрицательный ответ, 3.5% не смогли определить свое мнение. Причем 88% участников подготовки и проведения мероприятия высказали положительное впечатление от него. Среди студентов, не принявших участие в благотворительной акции, отрицательной оценки придерживается всего 20%.
Три четверти опрошенных студентов (72,4%) выразили свою готовность участвовать в подобных благотворительных мероприятиях в будущем, 10,3% ответили отрицательно, 17,3% не смогли ответить на вопрос. Положительную установку высказали 95% участников благотворительной акции и 5% не участвовавших в декаде. При этом к положительной установке большую склонность демонстрируют девушки – 57% от числа положительных ответов. У юношей данный показатель составил 43%.
Одна треть студентов (38%) уверена в том, что в будущем сможет самостоятельно организовывать подобные мероприятия. Причем все – непосредственные участники подготовки и проведения декады. Большую уверенность в своих возможностях показали девушки – 82% против 18% юношей. Среди 10,3% дали отрицательный ответ юноши (100%). Половина респондентов (51,7%) не смогла ответить на данный вопрос.
Значительная часть респондентов (65,5%) готова поделиться своими впечатлениями от участия в благотворительной акции с близкими им людьми. Из них 84% участников и 16% не принявших участие в мероприятии, 68% девушек и 32% юношей. Противоположные показатели у не желающих делиться впечатлениями: 67% – юноши и 33% – девушки.
Еще один вопрос касался мнения о том, какая категория социально незащищенных граждан в первую очередь нуждается в благотворительной поддержке, т.е. определения объекта благотворительности. По предложенному перечню категорий были получены следующие результаты: дети-сироты – 55,2% от общего числа опрошенных, инвалиды – 27,6%, пенсионеры и многодетные семьи – по 6,9%, бездомные – 3,4%. Такие категории, как малообеспеченные семьи, матери-одиночки, безработные, беженцы и лица, пострадавшие от стихийных бедствий в представлениях опрошенной аудитории не являются первоочередным объектом благотворительной поддержки. Таковым, безусловно, по результатам опроса выступает категория детей-сирот. Возможно, такое мнение связано с тем, что наша благотворительная декада проводилась с целью оказания помощи детскому дому, т.е. для данной категории.
Открытый вопрос анкеты предлагал респондентам поделиться своими впечатлениями о проведенной благотворительной декаде. Вот некоторые выдержки из высказываний студентов училища: “Среди нас нет особо богатых людей, но помочь кому-то в состоянии все”, “Мы помогаем людям и сами становимся чище и добрее”, “Мне приятно осознавать, что лично я помогаю детям”, “Я поняла, что и сейчас есть добрые и отзывчивые люди”, “Таких мероприятий должно быть больше”.
В целом краткий анализ нашего опроса показывает, что проведение благотворительных мероприятий оценивается положительно (этой оценкой готовы делиться с окружающими), формирует у большинства (как активных, так и пассивных его участников) установку на благотворительность, готовность к самостоятельному проведению подобных акций.
На наш взгляд, общий вывод, который можно сделать, в том, что благотворительность может, и будет рождать благотворительность. Чем больше людей будет вовлекаться в эту деятельность, тем шире будет установка на благотворительность, поскольку человек склонен к закреплению и повторению своего положительного опыта, в нашем случае опыта благотворительности.
Литература:
1. Гожиков В.Я. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода к подготовке офицеров по гуманитарно-социальным специальностям в военных вузах // Инновации в образовании. 2006. № 3.
2. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2004.
3. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы социологии: учеб. пособие для пед. училищ. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.