Цели:
- развивать пространственное мышление, конструкторские способности через совместную игровую деятельность учащихся с аксонометрическим изображением объектов;
- созданть условия для формирования социальных компетентностей: коммуникативности, самостоятельности, проектирования собственных действий.
Оборудование:
- карта путешествия,
- карточка для развития памяти,
- красные, зелёные и жёлтые полоски для каждого ученика и для учителя,
- графическое изображение настроения человека,
- карточка “Что лишнее?”,
- карточки-билеты,
- зрительная дорожка (офтальмотренажёр),
- наборы кубиков на каждую парту,
- чертежи конструкций,
- готовая конструкция из кубиков,
- демонстрационная подставка,
- магнитофон,
- кассета с ритмичной и медленной спокойной музыкой,
- геометрические тела (призмы, кубы, пирамиды, конусы) и геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, треугольники, круги).
ХОД УРОКА
I. Оргнизация класса
Цель: создание благоприятного психологического климата, положительного настроя на работу.
– Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство. Забудьте о них! Вдохните в себя зимнюю свежесть, тепло солнечных лучей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Приятного всем рабочего дня!
II. Актуализация знний по теме
Цель: развитие памяти, внимания; осознание результата собственной деятельности учащимися, результата деятельности всего класса.
– Мы продолжаем наше путешествие по стране Геометрии (на доске – “карта”). Но чтобы запомнить всё, что мы там увидим, нам надо быть очень внимательными, поэтому, как всегда перед путешествием, потренируем свою память и внимание (рисунок 1).
Рис. 1
Проверка.
– Оцените свою работу цветом. Если вам было легко работать, вы быстро, правильно выполнили задание, покажите красную полоску. Если испытывали трудность, но всё же с заданием справились, покажите зелёную полоску. Если вам потребовалась помощь друзей в выполнении задания – жёлтую.
Учитель оценивает работу всего класса, аргументирует, прикрепляет полоску на доску.
III. Разминка
Цели:
- восстановление знаний учащихся по теме;
- развитие психических процессов: классификация, обобщение;
- формирование навыков коллективного труда.
– Путешествие наше длинное и трудное. Необходима интеллектуальная разминка. Посмотрите на рисунок (рисунок 2), скажите, что объединяет все эти предметы? (Геометрические предметы.)
Рис. 2
– Какой предмет лишний? Почему? (Треугольник – плоская геометрическая фигура, все остальные – объёмные.)
– Мы говорили, что плоские геометрические фигуры и объёмные геометрические тела между собой “родственники”. Поиграем “Найди родственника”. Например, пирамида – треугольник.
Ученики работают в парах. КСО “Ручеёк”. На столах геометрические фигуры и тела.
– Вспомните, все свои ответы, оцените свои знания цветом.
Учитель оценивает работу класса, прикрепляет цветную полоску.
IV. Физминутка для глаз с использованием офтальмотренажера
Цель: профилактика миопии, снятие напряжения.
– По зрительной “дорожке” отправляемся в путь.
V. Цель занятия
– Итак, мы в стране Геометрии. Сегодня мы опять вернёмся в город, где были на прошлом уроке (показываю на карте). Как зовут жителей этого города? (Объёмные тела или геометрические тела.)
– С одним из жителей мы познакомились поближе. Кто он? (Куб.) Сегодня на занятии мы вспомним, что узнали о кубе и выполним новые задания, которые приготовил нам куб.
VI. Повторение изученного
- Цели:
- развитие умения обобщать, систематизировать знания;
- развитие монологической речи учащихся.
– Повторите в группе и заполните “проходной билет” (таблица 1), который поможет вам попасть в гости к кубу.
Таблица 1
№ |
Название многогранника |
Число граней |
Число вершин |
Число ребер |
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
Работа в группах. Проверка. Учащиеся оценивают цветными полосками свои знания, учитель – всего класса.
VII. Упражнение в складвании объёмнх конструкций
Цель: развитие пространственного мышления, конструктивных способностей учащихся, формирование навыков коллективного труда, развитие умения работать по алгоритму.
– Итак, мы в гостях у Куба. Вот он ждёт нас, встречает.
Рис. 3
Оказывается, Куб задумал построить новый дом. Чтобы построить дом, который не развалился бы от лёгкого дуновения ветерка, нужно поучиться. Это дело не одного дня. Вы хотите помочь Кубу? Он предлагает начать с конструкций на бумаге, с чертежей. Ведь дом следует строить по чертежу. Будем учиться по чертежу, собирать конструкцию из кубиков.
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Рис. 7 |
Рис. 8 |
– У вас есть готовые чертежи, есть строительный материал – кубики (рисунки 4–8).
Послушайте внимательно задание:
1. Рассмотреть конструкцию.
2. Посчитать, сколько кубиков потребуется для
строительства.
3. Записать (есть место на чертеже).
4. Отсчитать и взять именно столько кубиков и
попробовать составить конструкцию.
5. Если конструкция готова, ставите “+” на табло
учёта (табло на доске).
На доске по ходу появляется алгоритм:
рассмотреть |
посчитать |
записать |
отсчитать |
составить |
поставить |
– Повторите задание в парах по составленному алгоритму (слова из алгоритма перемешиваю)
– Составьте самостоятельно алгоритм.
Складывание конструкций идёт в парах, задания дифференцированы по уровню сложности и по степени самостоятельности, консультанты помогают и проверяют.
- Как вы думаете, куб доволен работой?
(Учащиеся и учитель оценивают работу цветными полосками.)
VIII. Физминутка
Двигательная гимнастика на мышечную релаксацию.
Цели:
- снижение напряжения,
- повышение двигательной активности учащихся,
- снятие возбуждения, концентрация внимания.
Как живёшь? Вот так! (дети встают, показывают большой палец)
Как идёшь? Вот так! (шаги на месте)
Как бежишь? Вот так! (бег на месте)
Как летишь? Вот так! (махи кистями)
Как плывёшь? Вот так! (махи руками)
Как шалишь? Вот так! (прыжки)
Как отдыхаешь? Вот так! (дети ложатся на ковёр)
Звучит спокойная музыка.
– Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают…, засыпают…
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется
Дышится легко…ровно…глубоко…
Длительная пауза. Дети выводятся из “сна”.
Мы спокойно отдыхали (Громче, быстрее, энергичнее)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
– Мы отдохнули. Куб тоже не терял времени попусту. Вот какой дом у него получился (на демонстрационном столике конструкция из кубиков). Этот дом мы не можем поместить на нашу карту, но можем приклеить фотографию дома или чертёж. Чертить чертёж по готовой конструкции вы научитесь на уроках черчения. А сейчас из пяти готовых чертежей вам нужно выбрать тот, по которому построен дом. Доказать.
Работа в парах.
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Рис. 11 |
Рис. 12 |
Рис. 13 |
IX. Рефлексия
Цель: развивать умение оценивать свою деятельность; умение анализировать свои впечатления, чувства, ощущения, рассказывать о них.
– Оцените свою работу цветом. У каждого были свои успехи, может быть неудачи, которые вы, работая вместе с товарищами, смогли устранить. Посмотрите на доску, вспомните всё занятие – вот такая цветная дорожка у нас получилась. Расскажите, как работал весь класс. Какой момент на занятии вам понравился больше всего?
– Наше занятие заканчивается. На столах у вас графическое изображение настроения человека. Какое настроение у каждого из вас сейчас? Покажите. Кто хочет поделиться своими ощущениями? Расскажите.
Рис. 14
– Куб благодарит вас и приглашает на следующее занятие в новый дом. Спасибо всем за работу. Мне было приятно с вами общаться.