Формирование у учащихся навыков правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в корне опирается на умение различать парные звонкие и глухие согласные, на знание того, что перед гласными звуками и сонорными согласными парные согласные не оглушаются и не озвончаются, а также на знание того, что форма слов, как и корни в родственных словах пишутся одинаково независимо от произношения.
Указанные знания необходимы для того, чтобы школьники осознали сущность проверки и правильно подбирали проверочные слова.
Работа над умением различать парные звонкие и глухие согласные начинается сразу в 1 классе в период обучения грамоте. Большое значение уделяется на этих уроках моменту выделения нового звука. С опорой на схемы, даётся полный анализ звука. В 1 классе огромное внимание уделяется наглядности и такому методу работы, как игра или игровой момент.
Ещё русский лингвист Дмитрий Николаевич Ушаков в своей книге “Краткое введение в науку о языке” писал: “Речь наша состоит из непрерывного ряда звуков, которые следуют друг за другом, не сливаясь между собой. Речь делится на слова, которые с внешней стороны представляют собою звук или звуки, подчинённые одному ударению, а с внутренней стороны слова – такая единица языка, которая имеет собою значение. Это последнее обстоятельство и позволяет слушающему разлагать речь на отдельные слова, найти границу между словами. Так речь на неизвестном нам языке мы не разобьём правильно на отдельные слова; так, если даже среди известных слов нам встретится несколько незнакомых, они могут слиться в одно целое”.
Работу во 2, 3 и 4 классах над правописанием слов с глухими и звонкими согласными необходимо рассматривать как продолжение работы, начатой в 1 классе, предоставлять детям большую самостоятельность.
Уже со 2 класса целесообразно одновременно работать над правописанием парных согласных в конце и в середине слова. Такой подход обусловлен тем, что сущность проверки парных звонких и глухих согласных не зависит от того, где стоит данный звук: в середине слова или в конце.
На формирование данного навыка положительное влияние оказывает использование разнообразных способов проверки:
- Проверка путём изменения формы слова;
- Проверка путём изменения слова по падежным вопросам;
- Проверка путём подбора однокоренных слов.
Поскольку проверка предшествует написанию слова, проверочное слово нужно писать перед проверяемым, иначе теряет смысл запись проверочного слова.
Необходимым условием формирования данного навыка является система упражнений, которая предполагает усложнение видов заданий и материала. При этом возрастает и самостоятельность учащихся.
Вниманию коллег представляю урок по отработке навыка написания слов с парными глухими и звонкими согласными. Урок построен в игровой форме, с использованием разнообразных форм работы; показана работа с буквой, словом, словосочетанием, предложением.
Открытый урок проведён в рамках мастер-класса для студентов ВПК №5.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Закреплять знания учащихся о написании парных согласных, умения подбирать проверочные слова;
- Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными;
- Формировать орфографическую зоркость.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
- Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас. Смотрите, сколько писем прислали! Первое письмо от Мальвины. Что же она нам пишет?
На момент чистописания
Я прислала вам задание.
Вы с закрытыми глазами
Угадайте букву сами,
А потом скорей проверьте,
Ведь они лежат в конверте!
У учителя в руках большой конверт с портретом Мальвины на обложке. Два ученика по очереди выходят к доске, с закрытыми глазами достают вырезанную из картона букву, на ощупь узнают её.
- Итак, это буквы П и Б.
- Повторим их написание.
Сначала учитель показывает на доске, дети пишут в воздухе; затем в тетрадях. На доске также карточки с письменными образцами.
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Пп Бб Пп Бб Пп Бб Пп Бб Пп Бб
- Молодцы! Очень красиво написали. Но почему эти две буквы мы сейчас повторяли? (Они обозначают парные согласные, а это наша основная тема).
- Верно!
3. Словарная работа.
-Переходим к повторению словарных слов, а, значит, к следующему письму. Оно пришло от Незнайки. Что же он нам написал, посмотрим?
Слова совсем нетрудные хотел я записать,
Но в каждом слове нужно мне все буквы проверять.
Под удареньем я пишу, без сомненья, то, что слышу.
Если звук без ударенья, вызывает он сомненье!
- Составим слова из рассыпанных букв.
У учителя в руках конверт с портретом Незнайки на обложке; в конверте лежат карточки со словарными словами в виде рассыпанных букв. Дети по очереди выходят к доске, записывают слова, объясняя орфограммы.
Словарь: город, завод, медведь, мороз, морковь.
- Ребята, почему из всех словарных слов Незнайка прислал нам именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).
- Совершенно верно.
4. Повторение пройденного материала.
- Читаем следующее письмо. Оно пришло к нам от Красной Шапочки. Вот что она пишет:
Парные согласные на письме опасные.
Как похоже их звучанье – это просто наказанье!
Чтобы их нам различать,
Надо ум тренировать!
- Вспомним, как называется большая тема, которую мы сейчас изучаем? (Парные глухие и звонкие согласные).
- Назовите только звонкие? (б, в, г, д, з, ж)
- А теперь только глухие? (п, ф, к, т, с, ш)
На доске таблица парных согласных
- Кроме этой таблицы, где ещё в нашем классе можно встретить парные согласные? (В теремке букв)
- Из-за этих опасных согласных “двойняшек” могут возникнуть ошибкоопасные места. Давайте вспомним, где и когда эти ошибкоопасные места возникают? (Во-первых, на конце слов, если там будет стоять кто-нибудь из “двойняшек”; во-вторых, в середине слов, когда рядом встречаются два “опасных” согласных.)
- Что же нужно делать, чтобы в этих ошибкоопасных местах не “выросли” ошибки, как грибы после дождя? (Надо уметь подбирать проверочные слова так, чтобы после опасного согласного стоял “волшебный” звук: гласный или сонорный.)
У учителя в руках конверт с портретом Красной Шапочки на обложке, внутри которого иллюстрация “СТОП! Ошибкоопасные места!”, карточки со словами запоминалки и сигнальные карточки для фронтальной работы.
- Молодцы! Красная Шапочка предлагает нам повторить это правило:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” -
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)
- Молодцы! А теперь возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных. Я диктую вам слова, вы в уме подбираете проверочные слова и по команде поднимаете сигнальные карточки:
берёзка, причёска, замазка, краска, шапка, шубка, дорожка, кошка.
(идёт выборочное объяснение)
-Отлично! А теперь поиграем. Заполним перфокарты, какая колонка быстрее и без ошибок? Эта игра называется “Спринт”.
Учитель проверяет правильность заполнения перфокарт и подводит итоги.
- Молодцы!
5. Тренировочные упражнения.
- А теперь переходим к следующему письму. Оно пришло к нам от Буратино. Что же он пишет? Сейчас посмотрим:
Я – весёлый человечек, деревянный мальчуган.
Посылаю шесть словечек и даю задание вам:
Вы подумайте сначала с большим-большим вниманием,
И запишите слова с обратным содержанием.
- Вот эти слова.
У учителя в руках конверт с портретом Буратино на обложке, а в нём карточки со словами: широкий, жёсткий, далёкий, шероховатый, высокий, горький.
- Подумайте, какие слова будут иметь противоположный смысл?
(дети по очереди записывают слова на доске: проверочное – проверяемое).
узок – узкий | гладенький - гладкий |
гладить – гладкий | низок - низкий |
близок – близкий | сладость – сладкий |
- Молодцы! Быстро и правильно справились с этим заданием.
А теперь отдохнём.
6. Физ. минутка (звучит музыкальная фонограмма)
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
7. Музыкальная посылка.
- Следующее письмо от Гусли. Гусля – известный музыкант. О чём же его письмо?
Я прислал вам отрывки из песен,
Из весёлых, задорных, родных.
Этот мир так велик и чудесен –
И вы сразу узнаете их!
- Посмотрим, что же за задание прислал нам Гусля? Да это магнитофонная кассета. Внимание, ребята! Вам нужно выбрать из песен слова с парными звонкими и глухими согласными.
У учителя в руках конверт с портретом Гусли на обложке, в нём кассета с отрывками из детских песен.
- Запишем ряд родственных слов, одно из них разберём по составу:
улыбка – улыбаться, улыбочка
сказка – сказочка, сказочный
- Очень хорошо мы поработали над этим заданием.
8. Работа над предложением.
- А теперь переходим к другому письму. Оно от Карлсона:
Вы узнаете меня без сомнения:
Уж очень люблю я варенье,
С конфетами целые вазочки,
А ещё люблю разные сказочки.
И задание моё как раз такое:
Составьте предложение простое.
А то смысл в нём потерялся,
А я без сказки любимой остался!
- Поможем Карлсону? (Да)
У учителя в руках конверт с портретом Карлсона на обложке, в нём карточки со словами из предложения: курьих, стоит, на, избу.ка, но.ках.
- Составьте предложение? (Стоит избушка на курьих ножках.)
- Произнесите его выразительно. Отлично! По каким правилам запишем это предложение? (Начало предложения пишется с большой буквы, в конце – точка).
- Объясните пропущенные орфограммы, запишите в скобках проверочные слова, сделайте разбор предложения по членам (на доске схема разбора простого предложения).
Стоит избушка (избушечка) на курьих ножках (ноженьки).
9. Проверочная работа.
- Прочитаем следующее письмо. Его прислал Вини-Пух. Вот, что он нам пишет:
Я пишу не просто так –
Вам даю задание.
А рисунок мне поможет
Проверить ваши знания!
У учителя в руках конверт с портретом Винни-Пуха на обложке, в конверте иллюстрация.
- Посмотрите на иллюстрацию и выпишите все слова с парными согласными, в скобках пишите проверочные слова. Кто больше за 2 минуты?
Возможные варианты слов: мёд, чашка, кружка, ложка, блюдце, пирожки, крышка.
- Послушайте новое задание:
- запишите ответы на вопросы одним словом из 4-х букв:
- осадки в виде ледяных шариков /град/;
- лучший приятель /друг/;
- стоит Антошка на одной ножке /гриб/;
- работа /труд/;
- орган зрения /глаз/.
- Используя данную модель, составьте ещё одно слово: 32434?
/арбуз/
- Молодцы!
10. Домашнее задание.
- Ну вот, наконец, мы и добрались до последнего письма. Оно пришло из Италии от Чипполино. Вот что он нам пишет:
А теперь, ребятишки, для вас
Настаёт решительный час.
Проверить хочу ваши знания:
Для этого прислал я вам заранее
Каждому своё домашнее задание!
- Эти задания на индивидуальных карточках. Они трёх степеней сложности. Вы будете выполнять задания, начиная с карточки №1, а далее до тех пор, пока будет посильно:
№1 Списать, вставляя пропущенные буквы, указать в скобках проверочные слова:
Пиро.ки, ло.ка, незабу.ка, игру.ка,запи.ка, бро.ка, берё.ка.
№2 Списать пословицы, вставляя пропущенные слова из слов для справок. Указать проверочные слова для парных согласных:
Зимой … глубокий, летом … высокий. Декабрь … кончает, зиму начинает. (сне., хле., го.)
№3 Измените словосочетания по образцу:
рубить лес – рубка леса,
доставлять почту - …, поливать грядки - …, погрузить багаж -… .
11. Итог урока.
- Кому непонятно домашнее задание?
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Сегодня многие получили хорошие оценки.
12. Организационный момент.