Цели урока:
- Образовательные: углубить знания учащихся о роли закона в правовом государстве и справедливости наступления ответственности.
- Развивающие: развитие умения справедливо анализировать ситуацию, аргументировать своё мнение и выносить вердикт, применяя знание закона.
- Воспитательные: предупреждение новых правонарушений, воспитание законопослушных граждан.
Слушание дела
Суд идёт.
Сегодня в нашем зале происходит слушание по делу правонарушителя. Для работы суда нам нужно выбрать присяжных. Ими могут быть присутствующие из зала (учащиеся 7 класса) 7 человек.
Представляю судью, истца и его адвоката, ответчика и его адвоката, присяжных.
Судья: Дело в том, что в нашей школе наблюдаются случаи, когда некоторые ребята, забывая обязанности школьника, совершают правонарушения, при этом напоминая педагогам о своих правах. Сегодня мы попытаемся разобрать поведение одного из таких учеников и принять соответствующие меры наказания. Слово предоставляется истцу.
Истец (ученик в роли завуча по воспитательной работе):
(Лариса Юрьевна) В администрацию нашей школы поступил ряд заявлений от преподавателей нашей школы по поводу поведения Петрова Кости.
Заявление от Ворониной Т.И. – учителя географии:
“Петров Костя регулярно опаздывает на уроки географии, не имеет контурной карты, не готовится к урокам; считает, что знание географии ему в жизни не пригодятся – он как-нибудь без неё обойдётся. Кроме того, грубит и мешает вести урок. А на прошлой неделе вбегает с опозданием на урок и сообщает: “Тамара Ивановна, Ваша квартира горит!..”. Прошу принять меры”.
Заявление от Беляковой Е.В. – учителя русского языка:
“Довожу до Вашего сведения, что ученик 7 “Б” класса Петров Костя недобросовестно относится к изучению такого важного и сложного предмета, как русский язык, не выполняет домашнего задания, пишет безграмотно, игнорирует дополнительные занятия и в итоге, является неуспевающим в 1ой и 2ой четвертях. Кроме того, на уроках отвлекается и мешает одноклассникам. Небрежный вид Кости отличает его от его сверстников. Прошу принять меры”.
Докладная от Козловой Е.В. – учителя английского языка:
“Довожу до Вашего сведения, что неоднократно было замечено мною, что ученик 7 “Б” класса Петров Костя периодически исписывает парты, на мои замечания отвечает грубостью; а вчера ножом на парте вырезал свои инициалы. Прошу принять строжайшие меры за порчу государственного имущества”.
Адвокат истца: Я предлагаю послушать учителя математики – Закирову С.М.
Судья: Не возражаю
Секретарь: В зал суда приглашается Закирова С.М.
Судья: С.М. поясните всё, что вы знаете.
Закирова С.М.: “Петров Костя часто опаздывает на мои уроки, переговаривается, паясничает, ходит во время занятий. Кроме того, у него нет учебных принадлежностей, он не выполняет домашних заданий, на уроках рисует, т.е. постоянно мешает вести урок. Я вынуждена была с заявлением обратиться в администрацию школы”.
Судья: Какие меры вы принимали?
Ответ: Выпроваживала из класса.
Судья: Изменяется ли его отношение к предмету в результате Вашего такого поведения?
Закирова С.М.: Это даёт возможность вести урок для тех, кто хочет заниматься. Я могу, не отвлекаясь работать с теми, кто желает и старается получить знания.
Судья: Спасибо, свидетель Закирова. Займите место в зале. Есть ли у сторон свидетели?
Адвокат ответчика: Свидетель – Петрова Наталья Алексеевна – мать Кости.
Судья: Не возражаю. Пригласите в зал свидетеля Петрову Н.А.
Секретарь: Приглашается свидетель Петрова Наталья Алексеевна, мать Кости.
Судья: Вы мать Кости. Расскажите подробно суду о Вашем сыне и причинах такого поведения.
Мать: В детстве Костя рос больным и слабым мальчиком. Мы с отцом старались ни в чём ему не отказывать, старались, чтобы он подольше гулял на свежем воздухе, общался с детьми. А когда он стал заниматься в школе, не уделяли должного внимания на пробелы в знаниях. А теперь он не хочет учиться, все учителя его ругают, мне даже стыдно посещать родительские собрания.
Адвокат ответчика: А какие меры вы принимали для исправления положения Вашего сына в семье?
Мать: Отец чуть что за ремень, ругается; а теперь сын и ремня не боится.
Судья: Господин адвокат ответчика, есть ли у вас вопросы?
Адвокат ответчика: Расскажите о других членах Вашей семьи и сфере их занятости.
Мать: Отец Кости, мой муж, работает электриком в колхозе. Раньше зарплату выдавали вовремя, было полегче. А сейчас зарплаты нет, где-нибудь заколымит, пропьёт, дома озорует, гоняет всех, устраивает скандалы. У Кости есть старший брат. Он учится в зооветтехникуме, с детства помогает по дому, в школе учился хорошо, не было никаких замечаний. Сын с детства занимается спортом, у него практически нет свободного времени. Костю хочет вразумить, да тот не слушается, не знаю, в кого он у нас такой? Сама я работаю дояркой, рано ухожу на работу, не могу проводить вовремя сына в школу, надеюсь на старшего сына…
Адвокат ответчика: Не считаете ли вы, что на формирование личности моего подзащитного повлияли социальные причины! И как следствие, это социальная среда – невысокий материальный достаток, экономический кризис – семья, где ребёнок сталкивается с жестокостью и несправедливой бранью нетрезвого отца.
Я считаю, что в данной семье нет надлежащего контроля над подростком, воспитание пущено на самотёк.
Судья: Господин адвокат истца, есть ли у вас вопросы?
Адвокат истца: Проявлял ли Костя интерес к какому-либо занятию, были ли у него увлечения?
Мать: У Кости хороший слух, он даже как-то просил в музыкальную школу записать. Но мы подумали, что лишняя нагрузка будет для него, обойдётся – не мужское это дело, да и материальные трудности у нас… А теперь жалеем об этом.
Адвокат истца: А есть ли у Вашего сына конкретные обязанности по дому, по хозяйству?
Мать: Да я его почти и не вижу дома-то. Прихожу усталая, да и по дому дел немало. Старший сын помогает, а Костя – нет.
Судья: Приглашается свидетель Кулькова Надежда Ивановна – классный руководитель Петрова Кости. Надежда Ивановна расскажите, что привело вас сюда?
Надежда Ивановна: Неоднократные жалобы дежурных учителей. Во время уроков Костя гуляет по школе, заглядывает в классы, где идут уроки, отвлекает. Жалуются технички: безобразничает в гардеробе, оставляет свои автографы, грубит, переговаривается со старшими. Занимается, кроме того, вымогательством, отнимает деньги у учеников 5-6 классов, заставляет приносить деньги, угрожая при этом. Прошу показать кадры, снятые скрытой видеокамерой.
Судья: Господин адвокат истца, Ваш свидетель, есть ли вопросы?
Адвокат истца ответчику: Костя, для чего тебе деньги?
Ответчик Костя: На кассеты, на сигареты, ну и другие мелкие расходы.
Адвокат ответчика: У меня вопрос: а какие меры были приняты к Петрову с воспитательной целью и предупреждения новых правонарушений и норм поведения?
Н.И.: Мы неоднократно беседовали с родителями, предупреждали их вызывали на педсовет, обсуждали поведение Кости на классных часах.
Адвокат ответчика: А не пытались ли вы занять мальчика каким-либо интересным для него делом?
Н.И.: Костя одно время увлекался футболом, но начал курить и всё забросил. К классным мероприятиям относится безответственно, часто подводит.
Судья: Есть ли ещё вопросы к Надежде Ивановне?
Адвокат истца: А с кем дружит Костя?
Н.И.: Мальчик дружит с ребятами из другого класса: Ивановым, Петровым…
Судья: Н.И. можете занять место в зале.
Н.И.: Я ещё не всё рассказала. На этой неделе Костя ввязался в драку со старшеклассниками. Ребята решили проучить его, а у Кости оказался небольшой нож. К счастью, беды старшеклассники не допустили – они отобрали нож. Вот он, как вещественное доказательство. Вот это происшествие и оказалось последней каплей, которая и заставила нас, всех коллег, обратиться в суд.
Судья (обращается к адвокатам): Есть ли вопросы?
Адвокат истца: У меня вопрос ответчику. Для чего ты, Костя, носишь с собой нож? Не знал ли ты об ответственности за ношение и хранение ножа?
Ответчик: Он у меня такой, как сувенир. Мне его подарил друг на день рождения. А об ответственности я не знал.
Судья: Есть ли ещё свидетели?
Адвокат ответчика: Мой свидетель – Иванов Алексей – друг Кости.
Судья: Пригласите свидетеля Иванова.
Секретарь: Иванов Алексей приглашается в зал.
Судья: Свидетель Иванов Алексей, друг Кости, вы дружите с Петровым. Расскажите нам, как давно вы с ним знакомы и как можете его охарактеризовать?
Свидетель Иванов А. Ну, мы дружим с Костиком уже давно. Он хороший друг, не жадный; когда у него есть деньги, он всегда покупает чего-нибудь, угощает. Ну, я не один с ним дружу, мы там с пацанами собираемся и Костик с нами, слушаем музыку клёвую, иногда пиво покупаем, сигареты. Всегда, когда не зайдешь за ним, он всегда может пойти с тобой и составить компанию. Только я не люблю к ним ходить – отец у него любит выпить, а потом срывается на всех, в основном, на Костике. Отец вспомнит, что в школе у него неладно и давай… как-то раз его так отделал, что Костик ушёл из дома и жил у нас неделю.
Судья: Адвокат ответчика, Ваш свидетель.
Адвокат ответчика: А как отреагировали на эту ситуацию Ваш родители?
Свидетель Иванов: Нормально, я объяснил им ситуацию и всё.
Судья: Есть ли ещё вопросы у сторон?
Адвокат ответчика: Я считаю, что мой подзащитный является жервой социального неблагополучия.
Адвокат истца: Прошу слова! Я считаю, что нужно спросить у ответчика, каковы мотивы такого поведения?
Судья: Ответчик, Вам слово.
Ответчик: Ну, в школе не интересно, потому что меня заставляют делать уроки, а мне не охота; если я не выучу, то меня ругают. Но что я сделаю, если я не могу решать задачи, пишу с ошибками, надоело мне переписывать одно и тоже. Все на меня пальцем показывают, вот я им и мешаю. И вообще, устал я от всего этого…
Судья: Есть ли у адвокатов вопросы к ответчику?
Адвокат истца: Сколько времени ты уделяешь на выполнение домашнего задания?
Ответчик: А у меня нет времени на выполнение домашнего задания.
Адвокат истца: Ну, по-разному. Сидим у кого-нибудь дома, фильмы порнографические смотрим, боевики, ездим куда-нибудь: в Победу, Суходол, Сургут.
Адвокат истца: Костя, с кем ты дружишь?
Ответчик: Ну, с Ивановым, Кондратьевым, из 1ой школы есть у меня друзья.
Адвокат истца: А не хочешь ли ты перейти учиться в 1ую школу? Тем более, ты живёшь ближе к той школе, и не будешь опаздывать.
Ответчик: Нет, я хочу учиться в своей школе.
Адвокат истца: Так почему же ты не хочешь выполнять требования и пренебрегаешь Уставом нашей школы?
Костя: Я постараюсь исправиться, дайте срок.
Судья: Переходим к прениям сторон. Слово адвокату истца.
Адвокат истца: Уважаемый суд, господа присяжные. Я считаю, что свободное и легкое времяпровождение взяли верх у слабовольного лентяя, которому с детства всё очень легко доставалось… с нежеланием учиться, у него возникает желание сорвать урок, завладеть чужим, испортить школьное имущество, проявляя при этом вандализм, жестокость, грубость. Я думаю, что пора положить конец безнравственному, безответственному поведению, наказать правонарушителя со всей строгостью и тем самым предупредить всех тех, кто попытается нарушить спокойную, творческую, трудоспособную деятельность школы – выполнять своё главное назначение – воспитывать и давать прочные знания учащимся.
Судья: Слово адвокату ответчика.
Адвокат ответчика: Уважаемый судья, господа присяжные, мой подзащитный Костя Петров оказался жертвой социального неблагополучия. Я прекрасно понимаю озабоченность школы в ситуации, которая носит столь серьезный характер, и поддерживаю Вашу инициативу придать этому инциденту широкую огласку и пытаться положить конец подобного рода действиям со стороны учеников.
Познакомившись с делом Кости и пообщавшись с ним, я понял, что это не корыстный правонарушитель, а жертва социального неблагополучия. Порой за ошибки родителей расплачиваются дети, которые не приучены своим трудом добиваться цели.
Видеофильмы, боевики, телепередачи на откровенные темы накладывают свой отпечаток на развитие и формирование личности. Не было рядом человека, который мог бы понять и своевременно помочь подростку. Среда, в которой воспитывается Костя, учит его быть жестоким и грубым, а всё остальное – шалости и влияние друзей.
Я не сомневаюсь, что этот суд послужит Косте хорошим уроком и даст возможность разобраться в себе, в своих поступках, в окружающем его мире и среде, сделать соответствующие выводы, приложить максимум усилий в преодолении таких пороков, как лень, обывательство, грубость.
Судья: Итак, господа присяжные, Вам нужно вынести вердикт по заслушанному делу и ответить на вопрос: надо ли наказать ответчика Петрова Константина со всей строгостью? Вас, господа присяжные, прошу не удаляться для обсуждения и вынести вердикт в присутствии всех.
ПРИСЯЖНЫЕ
Присяжный 1: Итак, для того, чтобы ответить на основной вопрос, нам нужно определить меры наказания за совершённые правонарушения. Согласны ли вы со мной?
Присяжный 2: Я думаю, что для Кости не доставало именно строгого наказания. Так как неоднократные обсуждения на педсовете не дали положительных результатов, необходимо принять более строгие меры наказания, тем более, что безнаказанность порождает безответственность. Незнание закона не освобождает от ответственности. А их он изучать не желает.
Присяжный 3: Я считаю, что всё – таки семья сыграла не малую роль в том, что Костя стал таким. Если мы его накажем строго, он может озлобиться на всех.
Присяжный4: За порчу государственного имущества взыскать штраф с родителей на сумму, которую определит администрация школы.
Присяжный 5: И впредь школе следует вести строгую борьбу с правонарушителями, тем самым, предупреждая новые нарушения норм поведения.
Присяжный 6: Подключить центр “Семья” к семье Петровых. Центру следует проводить разъяснительную работу, оказывать своевременную квалифицированную помощь и содействие.
Присяжный 7: Я считаю, что нужно вынести строжайшие меры наказания за вымогательства с угрозой, за ношение ножа. Кроме того, обо всем, т.е. об этих сведениях, следует заявить в милицию. Незнание закона не освобождает от ответственности. Я думаю, что надо положить конец безнравственному, бездуховному отношению с целью создания благоприятного микроклимата в школе.
Лидер присяжных: Мы, присяжные, отвечая на вопрос: “Нужно ли наказывать Петрова Константина со всей строгостью?” ответили
Против – 2 человека;
За – 5 человек.
Вынесли следующее решение:
- Заявить о правонарушениях в милицию;
- Школе взять под контроль поведение Петрова К.;
- С родителей взыскать штраф за порчу мебели и другого оборудования (размер штрафа на усмотрение администрации школы);
- Центру “Семья” взять на учёт семью Петровых, проводить разъяснительную работу, оказывать своевременную квалифицированную помощь;
- Школе взять под контроль поведение Петрова К., дать ему срок на исправление поведения и изменения отношения к учёбе, сдать зачет по граждановедению по следующим разделам:
- правонарушениях и наказаниях.
- причинах правонарушений.
- преступлениях против собственности.
Состав комиссии по принятию зачёта:
Гаврюшина Т.А. – директор школы.
Назарова Г.Н. – завуч по воспитательной работе.
Кулькова Н.И. – классный руководитель.
Ибрагимова М.А. – учитель граждановедения.
Фамилия и имя героя (правонарушителя) вымышленные!
P.S.
В основу урока легли реальные причины жизни, быта, образа жизни жителей нашего села, социальные причины, проблемы, связанные с экономическими кризисами в государстве, которые повлияли на уровень жизни некоторых слоев населения. И вытекающие последствия, влекущие за собой и проблему воспитания подростков.