ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
На интегрированном занятии “Лесная школа” использованы методики по ФЭМП - Петерсон Л.Г., по подготовке к обучению грамоте - Зайцева Н.А., оздоровительной технологии Базарного В.Ф.
Цели занятия –
Закрепление знаний по ФЭМП: соотнесение числа и цифры, равенства и неравенства, сложение и вычитание.
По подготовке к обучению грамоте – формирования навыка слогового чтения.
Достигется данная цель через поставленные программные задачи:
- Формирование понятия сложение и вычитания, взаимосвязи частей и целого – решалось в работе по индивидуальным карточкам.
- Закрепление понятий равенства и неравенства – решалось во время игрового момента “Поставь знак”.
- Закрепление умения соотносить число и цифру – работа на экологическом панно.
- Формирование навыков чтения и подведение ребёнка к осмыслению слогового чтения – решалось во время игры “Найди домик”.
- Развитие внимания, аналитического мышления, тонкой моторики – решалось на протяжении всего занятия, но больше всего третей частью занятия.
- Развивать глазодвигательные функций, восстанавливать кровообращение – помогали зрительные гимнастики.
- Формирование мотивации учения – решался через игровой сюжет занятия, связь с жизнью, желание оказать помощь.
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. ОБРАЗАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Формировать понятие сложения и вычитания, взаимосвязи частей и целого.
- Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов.
- Закрепить понятия “равенства” и “неравенства”,
- Формировать навыки чтения, подвести ребёнка к осмыслению слогового чтения и слиянию слогов.
2. КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
- Развитие психических процессов (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).
- Добиваться активности всех функций глаза во время занятия.
- Развивать глазодвигательные функций.
- Способствовать восстановлению кровообращению в области мышц глаза.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Формировать мотивацию учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества.
- Воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза.
- Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:
- Экологический букварь и картинки для букваря (парашюты, звери, птицы, пеньки, цифры).
- Звонок.
- Индивидуальные карточки по математике.
- Фломастеры, цветные карандаши.
- Цифровая дорожка для зрительной гимнастики.
- Указки (длинная, средняя, короткая)
- Магнитофон, кассета.
- Домики для настольного театра.
- Гласные буквы, слоги, слова.
- Плоскостные фигурки зверей и птиц.
- Кубики для составления слов.
- Массажные коврики, кольца, мячики.
- Индивидуальные карточки для раскрашивания.
- Геометрические фигуры для коромысел (круг и треугольник – жёлтый, ромб – красный, прямоугольник – зелёный, трапеция – синяя).
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Педагог привлекает внимание детей к экологическому букварю:
Летят на опушку лесные зверюшки:
Ежонок, бельчонок, зайчонок, лисёнок.
А сорока белобока, на дубу сидит высоко
И за всем следит, дятлу новость говорит.
Но сова их услыхала, очень строго им сказала:
Чтобы умными вам стать, надо цифры изучать.
Научиться, чтоб читать надо азбуку познать.
Вы, учитесь, не ленитесь, а трудитесь, как пчела.
И тогда лесная школа будет рада вам всегда.
В лесную школу прилетели её ученики. Вы, должны найти место для каждого. Определите, какой пенёк займёт ……….?
(На парашютах определенное число кружков, на пеньках – цифра, дети соотносят число с цифрой)
1 ребёнок – зайчонок будет сидеть на пеньке под № 4.
2 ребёнок – бельчонок будет сидеть на пеньке под №6 и т д.
Ученики заняли свои места, пора начинать урок. (Звенит звонок)
Урок в лесной школе, математика (карточка № 1, карточка № 2)
Дети садятся за столы и выполняют предложенные задания на индивидуальных карточках.
- Белочка для друзей принесла грибы. Впервой корзинке 3 гриба – нарисуйте их.
- Во второй она принесла тоже 3 гриба, нарисуйте.
- Белочка, решила сложить грибы в одну корзинку, какой знак надо поставить? (плюс)
- Мы, поставили знак плюс, тогда что мы будем находить – часть или целое? (целое)
Определите чему равно целое?
- Прочитайте выражение. (3+3=6)
- Зайчонок тоже приготовил подарки для друзей. Сосчитайте, сколько яблок у зайчонка в мешочке. (5)
- Сколько яблок он отдал ежу? (2)
- Какой знак стоит? (минус)
- Если знак минус, что мы будем находить – часть или целое? (часть)
- Определите, чему равна вторая часть? (3)
- Прочитайте выражение? (5-2=3)
- Медвежонок приготовил для друзей ягоды. Определите равенство или неравенство этих групп и поставьте нужный знак “=” или “=”.
- Какой знак поставили? Почему? (ответы детей)
Звенит звонок. Дети встают, и проводится зрительная гимнастика “Поём, считаем, цифры называем”. (Звучит песенка по счёту.)
Звенит звонок.
Урок проходит на лесной поляне.
- На лесной поляне живут лесные обитатели. Это их домики, но домики сейчас пустые. Послушайте, что я вам расскажу.
Они в лесу спокойно жили
И друг с другом все дружили.
Днём играли в чехарду,
Заблудились в лесу.
Вы ребята помогите для них домики найдите.
- Помогут Вам буквенные указатели на домиках, прочитайте их. (дети читают А, О, И, У и т. д.)
- Помогите лесным жителям найдите им дорогу домой. (Дети разносят силуэты зверей и птиц, к ним прикреплён слог, ориентируясь по гласным буквам.)
- Выберите домик и расскажите, кто живет в нём? (В домике живут сороки, их зовут КА, АМ, БА. И т.д.)
- Напишите, из кубиков кто живёт в домике. Прочитайте. (Если дети затрудняются или допускают ошибки, то используют слова на коромыслах.)
Звенит звонок. На перемене наши ножки отдохнут, снимайте туфли и вставайте на массажные коврики.
Мы шагаем, друг за другом Лесом и зелёным лугом Крылья пёстрые мелькают 1, 2, 3, 4 – полетели, закружились. |
(дети шагают маховые движения рук покачиваются вперёд, назад Топчутся вокруг
себя, |
Звенит звонок.
Урок в лесной школе рисование. (карточка №3, карточка №4)
Для выполнения задания необходимо подготовить наши пальчики. Дети проводят массаж кисти и пальцев.
- Вам предлагается раскрасить рисунки. Цвета вам подскажут геометрические фигуры на коромысле. Посмотрите, пожалуйста.
- Каким цветом прямоугольник? (зелёный)
- Каким цветом трапеция? (синяя)
- Каким цветом ромб? (красный)
- Каким цветом круг и треугольник? (жёлтый)
Выполняем задание и будьте внимательны. (Во время работы детей звучит музыка.)
Звенит звонок. Проводится зрительная гимнастика ЗРОК. (Выключить свет.)
- Закончились уроки в лесной школе, звери разойдутся по домам, а вы вспомните, что вы на занятии делали?
- Какое задание вам понравилось?