Интегрированное занятие в старшей группе по математике и по обучению грамоте "Лесная школа"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

На интегрированном занятии “Лесная школа” использованы методики по ФЭМП - Петерсон Л.Г., по подготовке к обучению грамоте - Зайцева Н.А., оздоровительной технологии Базарного В.Ф.

Цели занятия –

Закрепление знаний по ФЭМП: соотнесение числа и цифры, равенства и неравенства, сложение и вычитание.

По подготовке к обучению грамоте – формирования навыка слогового чтения.

Достигется данная цель через поставленные программные задачи:

  • Формирование понятия сложение и вычитания, взаимосвязи частей и целого – решалось в работе по индивидуальным карточкам.
  • Закрепление понятий равенства и неравенства – решалось во время игрового момента “Поставь знак”.
  • Закрепление умения соотносить число и цифру – работа на экологическом панно.
  • Формирование навыков чтения и подведение ребёнка к осмыслению слогового чтения – решалось во время игры “Найди домик”.
  • Развитие внимания, аналитического мышления, тонкой моторики – решалось на протяжении всего занятия, но больше всего третей частью занятия.
  • Развивать глазодвигательные функций, восстанавливать кровообращение – помогали зрительные гимнастики.
  • Формирование мотивации учения – решался через игровой сюжет занятия, связь с жизнью, желание оказать помощь.

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. ОБРАЗАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Формировать понятие сложения и вычитания, взаимосвязи частей и целого.
  • Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов.
  • Закрепить понятия “равенства” и “неравенства”,
  • Формировать навыки чтения, подвести ребёнка к осмыслению слогового чтения и слиянию слогов.

2. КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Развитие психических процессов (концентрация и переключение внимания, увеличения объёма внимания, формирование мыслительных операций – анализ, синтез, обобщение).
  • Добиваться активности всех функций глаза во время занятия.
  • Развивать глазодвигательные функций.
  • Способствовать восстановлению кровообращению в области мышц глаза.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Формировать мотивацию учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества.
  • Воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза.
  • Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:

  • Экологический букварь и картинки для букваря (парашюты, звери, птицы, пеньки, цифры).
  • Звонок.
  • Индивидуальные карточки по математике.
  • Фломастеры, цветные карандаши.
  • Цифровая дорожка для зрительной гимнастики.
  • Указки (длинная, средняя, короткая)
  • Магнитофон, кассета.
  • Домики для настольного театра.
  • Гласные буквы, слоги, слова.
  • Плоскостные фигурки зверей и птиц.
  • Кубики для составления слов.
  • Массажные коврики, кольца, мячики.
  • Индивидуальные карточки для раскрашивания.
  • Геометрические фигуры для коромысел (круг и треугольник – жёлтый, ромб – красный, прямоугольник – зелёный, трапеция – синяя).

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

Педагог привлекает внимание детей к экологическому букварю:

Летят на опушку лесные зверюшки:
Ежонок, бельчонок, зайчонок, лисёнок.
А сорока белобока, на дубу сидит высоко
И за всем следит, дятлу новость говорит.
Но сова их услыхала, очень строго им сказала:
Чтобы умными вам стать, надо цифры изучать.
Научиться, чтоб читать надо азбуку познать.
Вы, учитесь, не ленитесь, а трудитесь, как пчела.
И тогда лесная школа будет рада вам всегда.

В лесную школу прилетели её ученики. Вы, должны найти место для каждого. Определите, какой пенёк займёт ……….?

(На парашютах определенное число кружков, на пеньках – цифра, дети соотносят число с цифрой)

1 ребёнок – зайчонок будет сидеть на пеньке под № 4.

2 ребёнок – бельчонок будет сидеть на пеньке под №6 и т д.

Ученики заняли свои места, пора начинать урок. (Звенит звонок)

Урок в лесной школе, математика (карточка № 1, карточка № 2)

Дети садятся за столы и выполняют предложенные задания на индивидуальных карточках.

- Белочка для друзей принесла грибы. Впервой корзинке 3 гриба – нарисуйте их.

- Во второй она принесла тоже 3 гриба, нарисуйте.

- Белочка, решила сложить грибы в одну корзинку, какой знак надо поставить? (плюс)

- Мы, поставили знак плюс, тогда что мы будем находить – часть или целое? (целое)

Определите чему равно целое?

- Прочитайте выражение. (3+3=6)

- Зайчонок тоже приготовил подарки для друзей. Сосчитайте, сколько яблок у зайчонка в мешочке. (5)

- Сколько яблок он отдал ежу? (2)

- Какой знак стоит? (минус)

- Если знак минус, что мы будем находить – часть или целое? (часть)

- Определите, чему равна вторая часть? (3)

- Прочитайте выражение? (5-2=3)

- Медвежонок приготовил для друзей ягоды. Определите равенство или неравенство этих групп и поставьте нужный знак “=” или “=”.

- Какой знак поставили? Почему? (ответы детей)

Звенит звонок. Дети встают, и проводится зрительная гимнастика “Поём, считаем, цифры называем”. (Звучит песенка по счёту.)

Звенит звонок.

Урок проходит на лесной поляне.

- На лесной поляне живут лесные обитатели. Это их домики, но домики сейчас пустые. Послушайте, что я вам расскажу.

Они в лесу спокойно жили
И друг с другом все дружили.
Днём играли в чехарду,
Заблудились в лесу.

Вы ребята помогите для них домики найдите.

- Помогут Вам буквенные указатели на домиках, прочитайте их. (дети читают А, О, И, У и т. д.)

- Помогите лесным жителям найдите им дорогу домой. (Дети разносят силуэты зверей и птиц, к ним прикреплён слог, ориентируясь по гласным буквам.)

- Выберите домик и расскажите, кто живет в нём? (В домике живут сороки, их зовут КА, АМ, БА. И т.д.)

- Напишите, из кубиков кто живёт в домике. Прочитайте. (Если дети затрудняются или допускают ошибки, то используют слова на коромыслах.)

Звенит звонок. На перемене наши ножки отдохнут, снимайте туфли и вставайте на массажные коврики.

Мы шагаем, друг за другом
Лесом и зелёным лугом

Крылья пёстрые мелькают
В поле бабочки летают

1, 2, 3, 4 – полетели, закружились.
На цветочки опустились.

(дети шагают
маховые движения рук
покачиваются вперёд, назад

Топчутся вокруг себя,
приседают.)

Звенит звонок.

Урок в лесной школе рисование. (карточка №3, карточка №4)

Для выполнения задания необходимо подготовить наши пальчики. Дети проводят массаж кисти и пальцев.

- Вам предлагается раскрасить рисунки. Цвета вам подскажут геометрические фигуры на коромысле. Посмотрите, пожалуйста.

- Каким цветом прямоугольник? (зелёный)

- Каким цветом трапеция? (синяя)

- Каким цветом ромб? (красный)

- Каким цветом круг и треугольник? (жёлтый)

Выполняем задание и будьте внимательны. (Во время работы детей звучит музыка.)

Звенит звонок. Проводится зрительная гимнастика ЗРОК. (Выключить свет.)

- Закончились уроки в лесной школе, звери разойдутся по домам, а вы вспомните, что вы на занятии делали?

- Какое задание вам понравилось?