Открытый урок физики в 10-м классе по теме: "Физика атмосферы". Семинар

Разделы: Физика


Цели урока:

  • образовательные: рассмотреть особенности адиабатных процессов, происходящих в атмосфере; познакомить с новыми физическими величинами: абсолютной и относительной влажностью; показать применение новых знаний к решению задачи ЕГЭ;
  • воспитательные: воспитывать умение быть сотрудниками в процессе получения новых знаний; умение представлять информацию; понимать межпредметные связи физики с другими областями наук;
  • развивающие: развивать умение выделять доминирующие элементы знаний в большом объеме материала темы; умение применять системно-функциональный подход к усвоению физических величин.

Тип урока: урок получения новых знаний на основе обобщения имеющихся.

Форма проведения урока: семинар.

Роль учителя: организует подготовку к семинару и координирует работу участников на семинаре.

Приборы и материалы, необходимые для проведения урока:

  • климатическая карта России;
  • плакат: “Образование Солнечной системы”;
  • психрометр;
  • бейджи: “Участник семинара метеорологов”;
  • схема: “Слои атмосферы”;
  • круговая диаграмма: “Состав атмосферы”;
  • даты: 1643 г. Ученик Г.Галилея В. Вивиани; 1654 г. Отто фон Герике;
  • таблички для системного усвоения знаний по абсолютной и относительной влажности;
  • видеокассеты ВВС “Силы природы”; “Загадки атмосферных вихрей”;
  • учебники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика, 10 класс;
  • тетради доминирующих элементов знаний у каждого учащегося;
  • рабочие тетради;
  • для каждого участника приготовить инструктивную карту урока, где будут отражены все этапы и основные элементы знаний по теме (в ходе урока заполняет сам участник семинара);
  • аудиозапись в современной обработке (X-Mode vs. A. Celentano - Прогноз погоды).

Опережающие задания для участников семинара метеорологов:

  1. Подготовить схему “Слои атмосферы” и дать краткую характеристику каждому слою.
  2. Составить круговую диаграмму “Состав атмосферы”, подготовить интересные факты об атмосфере.
  3. Изучить нормы влажности для человека и животных; выделить важность влажности в различных областях жизни и деятельности человека; изучить этикетки на различных продуктах питания и найти на них допустимые нормы влажности при хранении данного продукта.
  4. Прокомментировать научные понятия из области имеющихся знаний: насыщенный пар, ненасыщенный пар, термодинамическая система, адиабатный процесс.
  5. Изучить психрометр. Составить краткое описание его принципа действия, представить применение прибора для нахождения относительной влажности на момент проведения семинара.
  6. Подготовить исторические факты о первом измерении атмосферного давления и опытах, доказывающих существование атмосферного давления.
  7. Изучить причины образования облаков.
  8. Изучить условия выпадения дождей.
  9. Изучить условия выпадения снега и града.
  10. Представить прогноз погоды на день проведения семинара, пользуясь климатической картой России.
  11. Всем участникам подготовить бейджи “Участник семинара метеорологов”.

Важно: использовать цветную бумагу для принтеров при создании схем, диаграмм, табличек и пр. Цвет позволяет не только акцентировать внимание, но и накладывает определенную смысловую нагрузку на каждый элемент темы.

Приложение