Цели урока:
- образовательные: рассмотреть особенности адиабатных процессов, происходящих в атмосфере; познакомить с новыми физическими величинами: абсолютной и относительной влажностью; показать применение новых знаний к решению задачи ЕГЭ;
- воспитательные: воспитывать умение быть сотрудниками в процессе получения новых знаний; умение представлять информацию; понимать межпредметные связи физики с другими областями наук;
- развивающие: развивать умение выделять доминирующие элементы знаний в большом объеме материала темы; умение применять системно-функциональный подход к усвоению физических величин.
Тип урока: урок получения новых знаний на основе обобщения имеющихся.
Форма проведения урока: семинар.
Роль учителя: организует подготовку к семинару и координирует работу участников на семинаре.
Приборы и материалы, необходимые для проведения урока:
- климатическая карта России;
- плакат: “Образование Солнечной системы”;
- психрометр;
- бейджи: “Участник семинара метеорологов”;
- схема: “Слои атмосферы”;
- круговая диаграмма: “Состав атмосферы”;
- даты: 1643 г. Ученик Г.Галилея В. Вивиани; 1654 г. Отто фон Герике;
- таблички для системного усвоения знаний по абсолютной и относительной влажности;
- видеокассеты ВВС “Силы природы”; “Загадки атмосферных вихрей”;
- учебники: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика, 10 класс;
- тетради доминирующих элементов знаний у каждого учащегося;
- рабочие тетради;
- для каждого участника приготовить инструктивную карту урока, где будут отражены все этапы и основные элементы знаний по теме (в ходе урока заполняет сам участник семинара);
- аудиозапись в современной обработке (X-Mode vs. A. Celentano - Прогноз погоды).
Опережающие задания для участников семинара метеорологов:
- Подготовить схему “Слои атмосферы” и дать краткую характеристику каждому слою.
- Составить круговую диаграмму “Состав атмосферы”, подготовить интересные факты об атмосфере.
- Изучить нормы влажности для человека и животных; выделить важность влажности в различных областях жизни и деятельности человека; изучить этикетки на различных продуктах питания и найти на них допустимые нормы влажности при хранении данного продукта.
- Прокомментировать научные понятия из области имеющихся знаний: насыщенный пар, ненасыщенный пар, термодинамическая система, адиабатный процесс.
- Изучить психрометр. Составить краткое описание его принципа действия, представить применение прибора для нахождения относительной влажности на момент проведения семинара.
- Подготовить исторические факты о первом измерении атмосферного давления и опытах, доказывающих существование атмосферного давления.
- Изучить причины образования облаков.
- Изучить условия выпадения дождей.
- Изучить условия выпадения снега и града.
- Представить прогноз погоды на день проведения семинара, пользуясь климатической картой России.
- Всем участникам подготовить бейджи “Участник семинара метеорологов”.
Важно: использовать цветную бумагу для принтеров при создании схем, диаграмм, табличек и пр. Цвет позволяет не только акцентировать внимание, но и накладывает определенную смысловую нагрузку на каждый элемент темы.