Цели:
- формировать представление о родственных словах;
- учить находить родственные слова;
- формировать лингвистические навыки, понятийный аппарат;
- развивать аналитико-синтетическое мышление и оперативную память;
- развивать умение делать выводы, объяснять;
- активизировать познавательную активность;
- воспитывать интерес к предмету и коммуникативность отношений.
Ход урока
1. Организационный момент:
Проверить рабочее место и создать психологический настрой.
Все выше поднимается солнце.
По-матерински дышит земля
И жизнь пробуждается.
Чем лучше вы будете работать на уроке,
Тем ярче будет наше
Солнышко согревать землю.
И всем будет от этого
Добро и тепло.
2. Повторение изученного:
- Напишите число, классная работа.
а) Чистописание.
енот, сетка, ежиха, пена.
- Прочитайте слова, которые написаны на доске. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и она может разделить их на 2 группы. Какая это буква? На какие 2 группы она может разделить данные слова?
(буква е - 1группа:
сетка, пена звук (Э)
2 группа:
енот, ежиха –звуки (Й) ,(Э) )
- Определите последовательность букв в этом ряду:
ера, ерб, ерв, ер…
(строчные Е и Р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)
- Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
3. Словарно-орфографическая работа:
- Внимательно посмотрите на это изображение. Мысленно уберите согласные по твердости-мягкости и вы узнаете слово, которое здесь написано. Какое это слово?
ЖШГЦЧОРЩОЙД
- Бывают крупные населенные пункты и небольшие. К каким из них относится ГОРОД? (крупный населенный пункт)
- Какие промышленные предприятия имеются в городе? (заводы, фабрики)
- В крупных городах обычно находятся институты, техникумы, училища, колледжи.
Какое название им всем можно дать? (учебные заведения)
- В городах обычно имеются культурные учреждения. Это филармонии, театры. Продолжите этот перечень (музеи, выставки, кинотеатры, цирк)
-Теперь скажите полностью, что обозначает слово ГОРОД? (Город - это крупный населенный пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные заведения и культурные учреждения)
-Напишите слово ГОРОД в тетради и поставьте ударение. Что можете сказать о его написании? (В слове ГОРОД имеются безударная гласная О и парная звонкая согласная Д, проверочное слово ГОРОДА) .
- Составьте предложение со словом ГОРОД (комментированное письмо) .
- Я тоже составила предложения:
В городе строится большой завод.
Художник нарисовал городской пейзаж.
- Найдите в этих предложениях сходные по значению слова, которые имеют общую часть. (В этих словах близкие по значению слова ГОРОД, ГОРОДСКОЙ, они имеют общую часть
- Определите тему сегодняшнего урока. (Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть)
- Образуйте группу слов, близких по значению со словом РЫБА.
- Назовите одним словом сочетание небольшая, мелкая рыба (РЫБКА)
- Человек, занимающийся рыбной ловлей. (РЫБАК)
- Ловить рыбу. (РЫБАЧИТЬ, РЫБАЛКА)
- Прочитайте вслух написанные слова: РЫБА, РЫБКА, РЫБАЛКА, РЫБАК, РЫБАЧИТЬ.
- Сравните и скажите, что в них имеется общего? (общая часть РЫБ)
- Подчеркните общую часть.
- Что можете сказать о значении данных слов? (Слова близкие по значению, все слова произошли от слова РЫБА)
- Если люди происходят от одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют РОДСТВЕННИКАМИ. Подобное явление наблюдается в языке. Слова, которые мы сейчас образовали, называются РОДСТВЕННЫМИ. (повторите)
Тема урока: Понятие о родственных словах. (открыть тему урока)
ЦЕЛЬ: Мы на этом уроке должны сформировать понятие о родственных словах, научиться находить родственные слова, отличать родственные слова от неродственных.
Итак, РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. Подумайте, почему они так называются? Попытайтесь составить их определение. (Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются РОДСТВЕННЫМИ) .
4. ФИЗМИНУТКА.
5. Упражнения в различении и подборе родственных слов:
- Послушайте рассказ.
Родственники.
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.
- Являются ли слова Гусь, Гусыня, Гусята, Гусеница родственными? (нет)
- Почему? У них есть общая часть ГУС.
- Есть ли в этом рассказе родственные слова? (Гусь, Гусыня, Гусята)
- А слово Гусеница? (не родственное слово, - разные значения)
- Запишите родственные слова, подчеркните общую часть слов: Гусь, гусыня, гусята.
- Сделайте вывод о порядке нашего рассуждения. Как определить родственные слова?
1. НАХОДИМ И ПОДЧЕРКИВАЕМ ОБЩУЮ ЧАСТЬ СЛОВ.
2. ОПРЕДЕЛЯЕМ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.
3. ЕСЛИ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВОЕ, ЗНАЧИТ, ЭТО РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.
- А теперь поиграем. Игра называется “Найди лишнее слово”. Ответ обоснуйте:
1) нос, носильщик, носик, носатый;
2) час, часок, часть, часовщик;
3) лень, лента, лениться, ленивый;
4) вес, веселый, весовой, взвешивать.
5) белок, белый, белка, белить.
6. Работа в группах.
Карточка №1. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему? Синий, белеет, синева, зелень, трусливый, зеленый, зелень, синеет, трусость, белизна, трусит, зеленеет, |
|||||||||||||||||||||||||||
Карточка №2. Прочитайте. Сгруппируйте предложения по темам. 3) Выберите нужную орфограмму. 4) Назовите общую часть родственных слов. Б(о,а) бры – трудолюбивые ж(и,ы) вотные. Звездное небо очен(-,ь) красивое. Все знают бобровые домики и пл(а,о) тины. Звезды находятся д(о,а) леко от нас. |
|||||||||||||||||||||||||||
Карточка №3. 1) Подберите пропущенные слова в предложения. 2) Назовите общую часть родственных слов. - Учитель - это человек, который_________. - Строитель - это_______, который_________. - Моряк – это__________, который_________. - Спортсмен – это_______, который__________. |
|||||||||||||||||||||||||||
Карточка №4. 1) Прочитайте. 2) Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру, букву или слово. 3) Докажите.
|
Назовите родственные слова:
Поплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в нежном переулке.
Звонко носятся снежки, режут лед снегурки.
7. Итог урока:
- Давайте подведем итог урока.
- У кого сформировалось понятие о родственных словах?
- Кому еще надо продолжить работу по этой теме?
- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ?
- Покажите, какое у вас было настроение во время урока.