Тема урока: "Понятие о родственных словах". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать представление о родственных словах;
  • учить находить родственные слова;
  • формировать лингвистические навыки, понятийный аппарат;
  • развивать аналитико-синтетическое мышление и оперативную память;
  • развивать умение делать выводы, объяснять;
  • активизировать познавательную активность;
  • воспитывать интерес к предмету и коммуникативность отношений.

Ход урока

1. Организационный момент:

Проверить рабочее место и создать психологический настрой.

Все выше поднимается солнце.

По-матерински дышит земля

И жизнь пробуждается.

Чем лучше вы будете работать на уроке,

Тем ярче будет наше

Солнышко согревать землю.

И всем будет от этого

Добро и тепло.

2. Повторение изученного:

- Напишите число, классная работа.

а) Чистописание.

енот, сетка, ежиха, пена.

- Прочитайте слова, которые написаны на доске. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и она может разделить их на 2 группы. Какая это буква? На какие 2 группы она может разделить данные слова?

(буква е - 1группа:

сетка, пена звук (Э)

2 группа:

енот, ежиха –звуки (Й) ,(Э) )

- Определите последовательность букв в этом ряду:

ера, ерб, ерв, ер…

(строчные Е и Р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)

- Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

3. Словарно-орфографическая работа:

- Внимательно посмотрите на это изображение. Мысленно уберите согласные по твердости-мягкости и вы узнаете слово, которое здесь написано. Какое это слово?

ЖШГЦЧОРЩОЙД

- Бывают крупные населенные пункты и небольшие. К каким из них относится ГОРОД? (крупный населенный пункт)

- Какие промышленные предприятия имеются в городе? (заводы, фабрики)

- В крупных городах обычно находятся институты, техникумы, училища, колледжи.

Какое название им всем можно дать? (учебные заведения)

- В городах обычно имеются культурные учреждения. Это филармонии, театры. Продолжите этот перечень (музеи, выставки, кинотеатры, цирк)

-Теперь скажите полностью, что обозначает слово ГОРОД? (Город - это крупный населенный пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные заведения и культурные учреждения)

-Напишите слово ГОРОД в тетради и поставьте ударение. Что можете сказать о его написании? (В слове ГОРОД имеются безударная гласная О и парная звонкая согласная Д, проверочное слово ГОРОДА) .

- Составьте предложение со словом ГОРОД (комментированное письмо) .

- Я тоже составила предложения:

В городе строится большой завод.

Художник нарисовал городской пейзаж.

- Найдите в этих предложениях сходные по значению слова, которые имеют общую часть. (В этих словах близкие по значению слова ГОРОД, ГОРОДСКОЙ, они имеют общую часть

- Определите тему сегодняшнего урока. (Сегодня мы будем говорить о близких по значению словах, которые имеют общую часть)

- Образуйте группу слов, близких по значению со словом РЫБА.

- Назовите одним словом сочетание небольшая, мелкая рыба (РЫБКА)

- Человек, занимающийся рыбной ловлей. (РЫБАК)

- Ловить рыбу. (РЫБАЧИТЬ, РЫБАЛКА)

- Прочитайте вслух написанные слова: РЫБА, РЫБКА, РЫБАЛКА, РЫБАК, РЫБАЧИТЬ.

- Сравните и скажите, что в них имеется общего? (общая часть РЫБ)

- Подчеркните общую часть.

- Что можете сказать о значении данных слов? (Слова близкие по значению, все слова произошли от слова РЫБА)

- Если люди происходят от одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют РОДСТВЕННИКАМИ. Подобное явление наблюдается в языке. Слова, которые мы сейчас образовали, называются РОДСТВЕННЫМИ. (повторите)

Тема урока: Понятие о родственных словах. (открыть тему урока)

ЦЕЛЬ: Мы на этом уроке должны сформировать понятие о родственных словах, научиться находить родственные слова, отличать родственные слова от неродственных.

Итак, РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. Подумайте, почему они так называются? Попытайтесь составить их определение. (Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются РОДСТВЕННЫМИ) .

4. ФИЗМИНУТКА.

5. Упражнения в различении и подборе родственных слов:

- Послушайте рассказ.

Родственники.

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя – Гусеница.

- Являются ли слова Гусь, Гусыня, Гусята, Гусеница родственными? (нет)

- Почему? У них есть общая часть ГУС.

- Есть ли в этом рассказе родственные слова? (Гусь, Гусыня, Гусята)

- А слово Гусеница? (не родственное слово, - разные значения)

- Запишите родственные слова, подчеркните общую часть слов: Гусь, гусыня, гусята.

- Сделайте вывод о порядке нашего рассуждения. Как определить родственные слова?

1. НАХОДИМ И ПОДЧЕРКИВАЕМ ОБЩУЮ ЧАСТЬ СЛОВ.

2. ОПРЕДЕЛЯЕМ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.

3. ЕСЛИ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВОЕ, ЗНАЧИТ, ЭТО РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

- А теперь поиграем. Игра называется “Найди лишнее слово”. Ответ обоснуйте:

1) нос, носильщик, носик, носатый;

2) час, часок, часть, часовщик;

3) лень, лента, лениться, ленивый;

4) вес, веселый, весовой, взвешивать.

5) белок, белый, белка, белить.

6. Работа в группах.

Карточка №1.

Распределите слова по группам.

Как называются слова каждой группы?

Почему?

Синий, белеет, синева, зелень, трусливый, зеленый,

зелень, синеет, трусость, белизна, трусит, зеленеет,

Карточка №2.

Прочитайте.

Сгруппируйте предложения по темам.

3) Выберите нужную орфограмму.

4) Назовите общую часть родственных слов.

Б(о,а) бры – трудолюбивые ж(и,ы) вотные.

Звездное небо очен(-,ь) красивое.

Все знают бобровые домики и пл(а,о) тины.

Звезды находятся д(о,а) леко от нас.

Карточка №3.

1) Подберите пропущенные слова в предложения.

2) Назовите общую часть родственных слов.

- Учитель - это человек, который_________.

- Строитель - это_______, который_________.

- Моряк – это__________, который_________.

- Спортсмен – это_______, который__________.

Карточка №4.

1) Прочитайте.

2) Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру, букву или слово.

3) Докажите.

1) ВОДА ВОДЯНКА ПОДВОДНЫЕ
2 3 ?
2) ВЕТКА ВЕТОЧКА ВЕТВИСТЫЙ
С. С. ?
3) МОРОЗ ВЕСЕННИЙ ЗЕЛЕНЬ
МОРОЗНЫЙ ВЕСНА

?

4) ПРЕДМЕТ МЫЛО
ПРИЗНАК

?

ДЕЙСТВИЕ МЫЛИТЬСЯ

Назовите родственные слова:

Поплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в нежном переулке.
Звонко носятся снежки, режут лед снегурки.

7. Итог урока:

- Давайте подведем итог урока.

- У кого сформировалось понятие о родственных словах?

- Кому еще надо продолжить работу по этой теме?

- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ?

- Покажите, какое у вас было настроение во время урока.