Ход занятия
Ритуал начала занятия.
Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: “Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!” Все прислушиваются к своему дыханию.
Вдох - все делают шаг вперёд, выдох - шаг назад.
Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце.
Педагог обращает внимание детей на глобус. Что это? (Глобус). Это макет нашей планеты земля. Где на земле живут люди? (на суше).
Какими цветами на земле обозначена суша?(коричневым, желтым, зелёным). Какого цвета на глобусе больше всего? Что обозначается голубым цветом? (Водоёмы) Назовите водоёмы.
Педагог: Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы). Недаром говорят: “Рыбы - дети воды”. Они живут в какой воде? (солёной, пресной). Рыб в подводном мире огромное количество.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в подводный мир реки Кама.
Какие водные животные обитают в нашей реке? (окунь, лещ, сом, судак, Налим, стерлядь, щука, ёрш, жерех, рак).
Чем питается рыба? (червями, насекомыми, мелкой рыбешкой, часто лакомится икринками других видов рыб).
Какая рыба в нашей реке самая хищная? (щука).
Как называются детёныши рыб? (мальки).
Из чего они выводятся? (из икринок).
Педагог предлагает рассказать детям о подводной жизни животных (найти изображение данной рыбы).
Щуку - прозвали речным волком. Она охотится из засады, притаившись где-нибудь в камыше, нападает на мелких рыбёшек и на крупных, если голодна, может утащить на дно утёнка или гусёнка. У неё сильные плавники. Щуку называют речным санитаром. Она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.
Ёрш - чем-то напоминает ежа — такой же колючий. Бросишь на лед -замёрзнет, а в тепле оттает. Плотва - мелкая, быстрая рыбёшка.
Жерех - хищная рыба, при охоте за рыбой, даже выставляет спинной плавник.
Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Окунь питается мелкой рыбёшкой, когда плотве некуда деваться от погони, она начинает выпрыгивать из воды, окунь хватает её при падении.
Рак - ползает по дну и пятится назад, шевелит клешнями, ест, что попадёт, прячется в норах под корягами. Хвост у рака напоминает мотор.
Вчера от водных жителей я получила письма-загадки. Давайте вместе с вами мы их прочитаем и отгадаем. (Методом ТРИЗА).
Физ. Минутка.
Превращение в чаек.
Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег. Педагог: Сегодня предстоит у нас большая исследовательская работа. Сначала мы пойдём в научную лабораторию. Подходят к столу, на котором лежат указка и рыба. Давайте посмотрим из каких частей состоит рыба. Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.
С помощью парных плавников она может подниматься вверх и опускаться вниз. Слизь, покрывающая всё тело, помогает рыбе плавать, не допустить проникновение вредных бактерий.
Воспитатель обсуждает с детьми назначение жабр. (через жабры рыбы вдыхают воздух). Спросить, чем покрыто тело рыбы. Педагог объясняет, как можно определить возраст рыбы (сколько тёмных линий на чешуйке, столько рыбе лет). Дети достают лупы и определяют возраст рыбы.
Игра “Мы - водные животные”
Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.
Раньше были мы икрою, ква - ква А теперь мы все герои, ква-ква! Головастиками были, ква-ква! Дружно хвостиками били, ква-ква! А теперь мы лягушата, ква-ква! Прыгай с берега, ребята, ать-два! И с хвостом, и без хвоста! Жить на свете красота! (Дети прыгают как лягушата).
Педагог: А сейчас нам предстоит спуститься на речное дно и обследовать его. (дети имитируют одевание водолазных костюмов, подходят к макету речного дна)
Мы спустились с вами на дно реки. Посмотрите все ли предметы речные? Найдите лишние. Хорошо ли живется речным животным среди банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы река стала чистая? (собрать мусор).
В ведро для мусора дети бросают мусор. Обратить внимание на то, как стало без мусора чисто и светло. Спросить у детей, как надо себя вести, чтобы природе не нанести вреда.
Как только в реке стало чисто и светло, рыбки захотели с нами поиграть. Дети угадывают эмоции рыб, изображают и объясняют причину данного настроения.
Вот и подошло к концу наше путешествие, и сейчас вы оцените свою работу на занятии.
У меня в руках рыбки трёх цветов.
Желтую - зовут Хорошо.
Оранжевую - Очень Хорошо.
Красную - Отлично.
Выберите ту рыбку, имя которой будет вашей оценкой на занятии.
Приложение 1, Приложение 2 (рисунки рыб).