Выполняя принцип преемственности в обучении, мы в своей школе практикуем так называемые “пробные” уроки – это, когда уроки в 4 классе проводят учителя-предметники, знакомясь с будущими пятиклассниками. В свою очередь это позволяет и детям познакомиться со своими будущими учителями и с меньшей тревожностью и напряженностью прийти в 5 класс. Обычно тема такого урока предлагается учителем, работающим в данном классе. Разработку такого пробного урока, который проводила я, предлагаю вашему вниманию.
Тема урока: Скорость, время, расстояние и зависимость между ними.
Цели:
1. Непринужденно и ненавязчиво в игровой форме повторить связи между величинами: скоростью, временем, расстоянием при решении задач.
2. Совершенствовать вычислительные навыки.
3.
а) Развивать эстетический вкус учащихся,
б) воспитывать трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели.
Оборудование: доска оформлена в виде закрытой книги, на которой замок, а рядом силуэт Буратино со связкой ключей.
Рис.1 |
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок – урок знакомства.
А, чтобы нам было проще познакомиться, мы с вами совершим путешествие – путешествие по сказкам, и наш урок назовем: “Математика в сказках”. Посмотрите на доску. Скажите, кто сегодня пришел к нам в гости?
-Открывая страницы этой Волшебной книги, решая примеры и задачи, мы встретимся с героями любимых сказок и вы их, конечно, узнаете.
3. Устный счет.
Чтобы раскрыть эту книгу, нужно подобрать ключ к замку, а для этого нужно будет решить устно следующие примеры:
210 – 80 = | 230 + 97 = |
490 : 70 = | 940 + 75 = |
50 * 6 = | 190 : 5 = |
(Учитель показывает карточки с примерами, выполненные в форме ключа, дети – читают записанный на нем пример и находят ответ, сравнивая его числами, написанными на ключах Буратино, ключ с ответом, например – 38, открывает книгу.)
4. Путешествие по страницам сказочной книги.
1 страница.
- Итак, ребята, мы отправляемся в путь по сказочной книге по тропинкам математики.
У каждого ряда будет своя тропинка:
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Рис.2 |
- И, если уж речь зашла о пути, давайте вспомним, какими величинами мы с вами характеризуем путь?
- Правильно, скорость, время, расстояние.
- А, теперь скажите, как связаны между собой эти величины? Т.е. что нужно сделать, чтобы найти расстояние, скорость, время?
-Ну, что же, вы все правильно сказали, а теперь давайте будем двигаться дальше по страницам нашей волшебной книги. Посмотрите, а что это за странная пара движется впереди нас! (Учитель вывешивает на доску рисунки, с изображением Малыша и Карлсона.)
рис.3.
- Узнали? А теперь послушайте задачу, которую решал Карлсон и предложил нам:
Летом Малыш отдыхал на даче, которая находилась в 130 км от города. Карлсон решил навестить друга. Сможет ли он преодолеть это расстояние за 3 часа, если его скорость равна 30 км /ч, а если скорость Карлсона будет равна 50км/ч?
- А, теперь скажите, как изменяется расстояние, если скорость увеличивается, при условии, что время останется тем же?
- А, если скорость уменьшится?
- Помните ли вы маленькую девочку Дюймовочку? Почему её так назвали? Чему равен 1 дюйм? (Изображение девочки помещается на доске рядом с другими персонажами.)
2 страница.
- Вспомним других героев сказок. (На доске появляется изображение Незнайки, в космическом корабле.)
- Незнайка отправился на Луну. Какой должна быть скорость его космического корабля, если расстояние до Луны 384000 км он преодолеет за 80 часов? (Дети повторяют условие, оформляют его на доске, решают задачу самостоятельно).
- Будем надеяться, что Незнайка благополучно долетит до Луны, а мы с вами добрались до третьей страницы. Откроем её.
3 страница.
- Во время полета на Луну Незнайке пришлось выполнять много математических вычислений. Проверим, сумел ли он с ними справиться?
Детям по рядам раздаются карточки с заданиями.
Какие цифры надо написать вместо звездочек?
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
1 * 3 * 4 | 3 * 8 6 | 7 * 3 8 * |
? 3 | + * 2 * 7 | - * 4 9 * 5 |
----------- | ----------- | ------------- |
* 0 * 7 * | 6 1 9 * | 4 4 * 4 4 . |
Решим ещё одну задачу: №13, стр. 13, из вашего учебника.
Дети выполняют задание из учебника (Моро М.И. и др. “Математика”. Учебник для 4 класса начальной школы. Часть 2. М. “Просвещение”. 2003г), затем проверяют ответы Незнайки, которые учитель вывешивает на доске.
№13: Туристы в первый день прошли на байдарках 30 км, двигаясь со средней скоростью 6 км/ч, а во второй день – 35 км со средней скоростью 7 км/ч. Сколько времени туристы шли на байдарках в эти два дня?
- Скажите, как будет изменяться время, если скорость будет увеличиваться, а если – уменьшаться? (расстояние не меняется)
- А, как будет скорость зависеть от времени, если расстояние изменяться не будет?
4 страница.
- Ребята, скажите, пожалуйста, в каких сказках вы встречали избушку на курьих ножках?
- Поверните изображенную при помощи спичек, на рисунке избушку на курьих ножках к нам передом, к лесу – задом. Можно переложить только две спички.
Рис.4.
5. Подведение итогов урока:
-Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, какое задание вам понравилось выполнять больше всего?
- Кто был самым активным на уроке? (выставляются оценки)
6. Домашнее задание: по учебнику №14, 16 на стр.13 (с комментариями).