Открытый урок по предмету "Мир вокруг нас" на тему: "Друзья природы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Формирование первоначального представления об экологии и её роли в жизни человека;
  2. Развитие умения классифицировать живую и неживую природу; слушать звуки природы; анализировать текст; обобщать;
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Фотография Земли из космоса;
  • Слова: ЭКОЛОГИЯ, ЭКОЛОГ;
  • Слова для лексической работы: Пёстрые цветы, мохнатые шмели, вьётся комар, дикая смородина, кудрявая рябина, душистая малина;
  • Конверты с картинками элементов живой и неживой природы;
  • Плакат о правилах поведения на природе;
  • Фонограмма: слова Земли;
  • Звуки природы с музыкальным фоном;
  • Репродукции картин о природе;
  • Коллаж "Грязная поляна";
  • Корзинка с бумажными цветами, бабочками, рыбками, птицами;
  • Текст по Чарушину "Лесная полянка".

Ход урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как правильно дружить с природой. А что значит быть другом природы?

Давайте проверим, что у нас на партах для этого есть: конверт, альбомный лист, клей, текст.

Как вы думаете, что такое природа?

А где всё это находится? (На Земле)

Посмотрите, как выглядит планета Земля из космоса. Она маленькая и беззащитная. Если бы планета могла говорить, то мы услышали бы такие слова (фонограмма): "Здравствуйте, дорогие ребята. Я – планета Земля, ваш дом во Вселенной. Леса, поля, моря, животные и вы – мои жители, мои дети. Но с каждым годом мне всё тяжелее дышать и оберегать вас от дыма и мусора. Я становлюсь грязной и некрасивой. Помогите мне, ребята, сохранить себя".

Кто говорил с нами?

Как называет себя наша планета?

О чём просит Земля?

Есть среди нас заботливые люди, которые давно борются за здоровье Земли. Они дали название науке о здоровье Земли – ЭКОЛОГИЯ. А себя они называют ЭКОЛОГАМИ. Прочитаем хором эти слова на доске. Чтобы стать друзьями природы – экологами, надо знать природу. И мы сегодня попробуем сделать первые шаги в ряды экологов.

Возьмите на парте конверт с картинками. Выберите из них картинки с элементами живой и неживой природы, наклейте их на альбомный лист.

Работа парами под фонограмму звуков природы.

Что вы сейчас услышали во время работы? Какие звуки природы показались вам знакомыми? (выставка на доске альбомных листов, обсуждение работ).

Сейчас мы слушали звуки природы со звуками музыки. Но не только композиторы воспевают природу, но и художники видят её красоту (показ репродукций картин с указанием названий и авторов).

Давайте и мы попробуем почувствовать себя частью природы.

Физминутка

Дует тёплый ветерок,
Зайка прыгает скок-скок.
Рядом бабочка летает
И цветочки опыляет.
Дерево хочу обнять,
Свежим воздухом дышать.

(дыхательные упражнения)

Писатели также много наблюдают и любуются природой. Найдите лист с текстом. Там нам встретятся слова, которые помогут лучше представить эту полянку.

Словарно-лексическая работа со словосочетаниями

Пёстрые цветы, мохнатые шмели, вьётся комар, дикая смородина, кудрявая рябина, душистая малина;

Чтение цепочкой по предложению.

Лесная полянка

На полянке течёт шумный ручеёк. Трава кругом зелёная, густая и много пёстрых цветов. На цветах сидят пчёлы. Мохнатые шмели гудят. А у стройной сосёнки вьются комары. Стеной вокруг растёт дикая смородина В смородине стоит кудрявая рябина. А под рябиной можно увидеть садкую душистую малину. Часто на эту поляну приходят лесные жители. (По Е. Чарушину)

Что вы смогли представить, слушая этот текст?

Кто может быть лесным жителем?

А вот какая полянка есть у нас. (Показ коллажа "Грязная поляна")

Похожа эта полянка на ту, о которой мы читали?

Кого нет на ней?

Кто виноват, что все жители природы исчезли? А мы кто сегодня?

Мальчики помогут очистить полянку, они соберут мусор в ведёрко. Девочки украсят полянку из корзинки.

Теперь похожа полянка на описание в рассказе?

А теперь давайте послушаем стихи, приготовленные ребятами.

(слушание стихов)

Кто же помог сделать полянку здоровой?

Кем мы сегодня старались быть?

Как называется наука, которой мы сегодня занимались?

Расскажите всем правила, как вести себя на природе.

(чтение плаката хором)

Спасибо за работу на уроке. До свидания.