Интегрированный урок чтения и музыки в 4-м классе по теме: «Рассказ К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками". Музыкальные произведения композитора Эдварда Грига»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщающий анализ частей рассказа;
  • развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формировать идею произведения;
  • развитие творческого воображения через слово, музыку.

Оборудование:

  • портреты К. Паустовского и Э. Грига;
  • картины горного осеннего леса, дома композитора, зимнего города, опорные слова для пересказа;
  • записи музыки Э. Грига, иллюстрация к рассказу, театральные реквизиты, выставка рисунков детей, план рассказа на доске, плакат с эпиграфом урока;
  • декорация к инсценировке.

I. Организация класса. Сообщение темы и цели урока

Улыбнитесь! Скажите друг другу на ушко доброе слово.

У вас хорошее настроение?

Тогда прошу вас принять позу внимательного слушателя, и начнем урок.

Сегодня на уроке, работая над замечательным произведением К.Г. Паустовского (укажу на портрет) "Корзина с еловыми шишками", мы войдем в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига (показать портрет). Музыкальные произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока и помогут нам представить себе неброские краски норвежской природы, плеск волны моря, горное эхо, и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе Паустовского. Эпиграфом нашего урока будет цитата (хором): "Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден".

II. Вступительное слово учителя. Беседа

Вы, наверное, часто задаете себе вопрос: "Почему люди пишут стихи, рассказы, картины, музыку?"

Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.

Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Какой эпизод она изображает?

Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни Петерсен, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

Инсценирование "Встреча Э. Грига и Дагни" под музыку

Наши маленькие артисты:

Э. Григ – Варенников Саша;
Дагни – Чехунова Лена

заслужили, по-моему, аплодисменты.

Их выступление сопровождала пьеса Э. Грига "Маленькая птичка".

Табличку с названием пьесы вывешиваю на доске.

Так что же в диалоге самое главное?

Как вы думаете, почему Григ решил сделать Дагни подарок?

По ходу ответов обращаюсь к выставке рисунков.

  • Почему композитор отсрочил свой подарок? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением.
  • На двух предыдущих уроках мы с вами очень внимательно прочли рассказ "Корзина с еловыми ветками".
  • Скажите, на сколько частей разделили рассказ?
  • Составляя план рассказа и озаглавливая каждую часть, в названиях мы отразили то главное, о чем говорится в каждой части.
  • Какие названия дали каждой части рассказа?

Чтение заглавий. План на доске и в тетрадях:

  1. Встреча композитора Э. Грига и Дагни.
  2. В доме композитора.
  3. Дагни в гостях у дяди и тети.
  4. Дагни в театре и на концерте.

- Где происходили события, описанные в рассказе?

III. Анализ I и II частей. Развитие речи учащихся

У рассказа "Корзина с еловыми шишками" очень красивое начало.

Вспомните, с чего начинается рассказ?

Перескажите близко к тексту описание осеннего горного леса. Вам помогут опорные слова

На доске:

  • воздух;
  • шум прибоя;
  • мох;
  • эхо;
  • листья.
  • и фотография-пейзаж.

А усилит впечатления и поможет представить красоту норвежской осени музыка Э. Грига. "Хольберг сюита".

Табличку с названием вывешиваю на доску.

Пересказ "В осеннем горном лесу" под музыку.

Вторая часть рассказа называется "Дом композитора".

Расскажите, каким он был?

Вам помогут опорные слова:

  • ковры;
  • портьеры;
  • легкая мебель;
  • диван;
  • жилище;
  • рояль.

И вновь будет звучать "Хольберг-сюита".

Пересказ "В доме композитора" под музыку.

О чем рассказывает внимательному читателю описание дома композитора?

Каким же он был, композитор Э. Григ?

Рассказ учителя музыки о Э. Григе.

Вернемся в дом Э. Грига. Что было видно из окна дома? Расскажите об этом. Обратите внимание на слова помощники:

  • туман;
  • пароходы;
  • снег

Пересказ под музыку "Зимний город".

Кто из вас уже определил, какая музыка сопровождала пересказ?

Снова звучит "Хольберг-сюита".

Как вы думаете, зачем Паустовский включил описание зимнего города в это место рассказа?

Прочтите, кто и как слушал создаваемую Григом музыку?

Выборочное чтение, читают несколько человек по абзацам

с. 129, абз. 3-7.

IV. Слушание музыки, беседа. (Учитель музыки)

А сейчас, ребята, мы внимательно послушаем пьесу Э. Грига "Утро". Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине.

Звучит "Утро".

Как композитор передает картины природы в музыке?

А какие инструменты звучали?

Расскажите о своих впечатлениях: что вы чувствовали, представляли, когда слушали музыку?

Физкультминутка.

V. Анализ III части. Словарная работа

В III части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

Что изменилось в её жизни?

Кем были родственники девушки?

Что особенного было в комнате тети Магды?

Представьте себе, что вы на мгновение оказались в комнате тети Магды. С названиями всех этих вещей вы уже знакомы. Сейчас я проверю, помните ли вы их?

Я буду говорить название предмета, а вы мне покажете, под каким номером он расположен.

  • шпага;
  • веер;
  • шелк;
  • шляпа с перьями;
  • парча;
  • цыганская шаль;
  • тюль;
  • кружева;
  • парик;
  • ленты.

А где сейчас, в наше время, можно встретить эти предметы?

Приведите примеры.

VI. Анализ IV части. Выборочное чтение

Куда любила ходить Дагни в городе?

Как она чувствовала себя после спектаклей?

Почему она плакала?

Кому из вас приходилось плакать, когда вы смотрели спектакли, кинофильмы или читали книгу?

Вот Дагни собирается на концерт с дядей и тетей.

Словами нарисуйте её портрет.

Обратиться к выставке рисунков после ответов детей.

Прочтите, в какой необычной обстановке проходил концерт.

с. 130 4 абз.
с. 131 2 абз.

Кто знает, что такое "белые ночи"?

Вы их видели? Где?

В каком еще городе России бывают белые ночи?

А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

"одна заря сменить другую спешит,
дав ночи полчаса".

Итак, девушка необычайно красива, концерт проходит в парке, стоят белые ночи. Все так чудесно и таинственно, что ждешь: вот-вот произойдет чудо. И чудо происходит.

Какое?

Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни Петерсен. Может это?… Послушайте музыку и представьте себе Дагни, она слышит музыку, посвященную только ей. Представьте себя на её месте. Что она должна чувствовать?

Учитель музыки играет пьесу.

Что услышала Дагни в музыке Грига? Прочтем об этом.

Выборочное чтение "цепочкой" по предложениям:

с. 131 с последнего абзаца
с. 132 до слов "Ты блеск зари".

Как вы понимаете смысл предложения: "Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности"?

Какую главную мысль открыла для себя девушка, слушая музыку?

с.133 (размышление)

Прочтите вполголоса, научитесь читать выразительно. Какие чувства Дагни мы должны передать при чтении?

Прочтем хором, под музыку.

Звучит "Танец Анитры". Вывесить табличку с названием.

VII. Итог урока

Как вы поняли, счастливый конец у рассказа или нет?

Скажите коротко, о чем этот рассказ?

Учитель музыки:

Чем вам понравилась музыка Э. Грига?

Мы слушали пьесы:

  • "Утро";
  • "Маленькая птичка";
  • "Танец "Анитры";
  • "Хольберг-сюита".

Домашнее задание для эрудитов: ответить на вопросы (карточки с вопросами на парте у каждого).