Хороший учитель обязан понимать, что
никакую задачу нельзя исчерпать до конца.
Этот взгляд он должен прививать и своим
ученикам.Д. Пойа
Цели урока:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; помочь развить познавательный интерес к решению задач;
- способствовать развитию прочных навыков решения задач данных типов, связать все имеющиеся у учащихся знания в систему, помочь им выйти на новый, более серьёзный уровень понимания;
- создать условия для творческой самореализации личности;
- содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса; способствовать расширению знаний о выполнении правил дорожного движения.
Форма урока: решение вопроса “Всегда ли мы внимательны?” при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение.
Форма организации обучения: групповая.
Методы урока: словесно-логический, частично-поисковый, исследовательский.
Ход урока
I. Постановка цели урока и мотивация
Учитель сообщает тему урока и спрашивает учеников: “Какую задачу каждый из вас поставит перед собой на этот урок?”.
Ученики:
- повторить решение задач данных типов;
- уметь различать эти задачи;
- решать задачи разными способами;
- проконтролировать свои навыки решения и т.д.
Учитель: Что требуется для того, чтобы различать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби?
Ученики: Знание правил, умение применять их, анализировать задачу, правильно составлять краткую запись, быть внимательным при решении этих задач.
Учитель: Да внимательность нам сегодня пригодится. Сегодня у нас необычный урок. Урок-обсуждение вопроса: “Всегда ли мы внимательны?”. Каждый год в сентябре увеличивается число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по вине школьников. Как вы думаете, почему? (Обсуждение и высказывание мнений учащихся)
Вывод: надо знать Правила дорожного движения (ПДД), выполнять их, быть внимательным на улице.
Учитель: Итак, проверим вашу внимательность при решении задач и обсудим, внимательны ли вы на улице.
Каждой группе учащихся было дано домашнее задание:
1 группе – собрать сведения о ДТП, связанных с детьми;
2 группе – провести анкету среди учащихся школы и составить задачу (дробь от числа);
3 группе – узнать, какие нарушения чаще встречаются у школьников, и по возможности составить круговую диаграмму (за сведениями можно обратиться к учителю ОБЖ);
4 группе – составить вопросы для проведения викторины “Знаете ли вы ПДД?”.
II. Актуализация знаний
Учитель:
- как найти дробь от числа?
- как найти число по его дроби?
- прочитать задачи (Приложение №1) и определить к какому виду они относятся (соревнование между группами, кто правильно определит).
Итог: Внимательней всех оказалась … группа.
III. Повторение ранее изученного
Сообщение учащихся 1 группы.
За 8 месяцев 2006 года в Алтайском крае по вине детей произошло 311 ДТП, погибло 15 детей, 317 получили ранения (сведения из Интернета).
Учитель: Ребята, если взять нашу сельскую школу, то это одного бы класса (15 детей) не стало.
Может, стоит задуматься над проблемой: “Знаем ли мы правила дорожного движения, выполняем ли их, т.е. всегда ли мы внимательны на дороге?” (Обсуждение и высказывание мнений учащихся)
Слово 2 группе учащихся.
Задача
Все из 120 опрошенных школьников считают, что они знают правила дорожного движения. Но не выполняют их и не всегда соблюдают всех учащихся. Сколько детей выполняют ПДД, если они составляют остальную часть?
Учитель: Составьте краткую запись задачи.
1. | Не выполняют ПДД от всех учащихся Не всегда соблюдают от всех учащихся Выполняют ПДД остальная часть? |
120 учеников |
У доски (на другой стороне крыльев доски) 2 ученика решают задачу разными способами. В группах учащиеся решают задачу, сравнивают, сверяют с тем, что решено у доски. Обсуждают, какой способ решения более рациональный.
1 способ | 2 способ |
1) 120 : = 36 (уч.) | 1) 1 – ( + ) = (ч) |
2) 120 * = 30 (уч.) | 2) 120 * = 54 (ученика) |
3) 120 – (30+36) = 54 (уч.) |
Учитель: Давайте обратимся к результатам нашей задачи. Сколько учащихся могут попасть в ДТП? (Обсуждение и высказывание мнений учащихся)
4 группа учащихся задает вопросы из викторины по ПДД.
Учитель: Попробуйте в группах изменить задачу, не трогая числовые данные.
Ученики обсуждают в группах и предлагают следующий вариант задачи в краткой записи.
2. | Не выполняют ПДД от всех учащихся Не всегда соблюдают от всех учащихся Всегда выполняют остальная часть? |
120 учеников |
Учитель: Проверим вашу внимательность. Скажите, изменилась задача. В чем разница? Решите самостоятельно возможными способами.
1 способ | 2 способ |
1) 120 * = 36 (уч.) | 1) 1 - = (части) |
2) 120 – 36 = 84 (уч.) | 2) * = (ч) |
3) 84 * = 21 (уч.) | 3) - = (ч) |
4) 84 – 21 = 63 (ученика) | 4) 120 * = 63 (ученика) |
Учащиеся анализируют, сравнивают решения задач (1 и 2). Разбирают второй способ решения.
Вывод: Изменяя один из элементов условия, получили другую задачу, решение которой резко отличается от данной.
А по нашей проблеме в результате этой задачи учеников, которые выполняют ПДД, больше.
Сообщение учащихся 1 группы: В нашем районе за 10 месяцев 2006 года в ДТП пострадало 7 детей, а в 2005 году за этот же период пострадало 5 детей (Из районной газеты).
(Обсуждение и высказывание мнения детей)
Учитель: А теперь коллективно в группах составьте задачу, обратную данной (1) и решите её.
3. | Не выполняют ПДД от всех учащихся Не всегда соблюдают от всех учащихся Всегда выполняют 54 ученика |
? |
(от каждой группы вызвать по ученику к доске решить задачу, одновременно на разных досках)
Учитель: К какому виду относится эта задача? (число по его дроби)
4 группа учащихся задает вопросы из викторины.
Учитель: Попробуйте изменить условие 3 задачи так, чтобы присутствовало сравнение.
Группами выдвигаются различные идеи, и приходят к следующей задаче:
Вместе составляют план решения и самостоятельно в группах решают.
1 – (+) = (часть)
- = (часть)
24 : = 120 (учеников)
Учитель: Сколько задач мы получили из исходной? Ответили вы на поставленную перед собой задачу урока? Пригодилась ли нам внимательность? (Обсуждение)
3 группа делает сообщение.
Нарушения, которые чаще всего допускают дети:
Переход улицы перед близко движущимся транспортным средством – 27%
Переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть - 27 %
Невнимательность при переходе улиц - 17 %
Неожиданный выход из-за транспортных средств - 9 %
Прочие причины - 20 % (игры на проезжей части, хождение вдоль мостовой).
Учащиеся представляют готовую диаграмму.
На основе полученной информации дается задание 1, 2, 4 группам учащихся, рассказать, как построена круговая диаграмма. А ученики 3 группы помогают и проверяют их.
IV. Подведение итогов
Учитель: Мы увидели, какие чаще всего нарушения допускают дети. И сможем ли сейчас ответить на наш вопрос: “Всегда ли мы внимательны?” (Обсуждение, высказывание мнения детей)
Подведение итогов викторины “Знаете ли вы ПДД?”. Каждая группа отмечает наиболее внимательных учеников.
Учитель: Сегодня на уроке каждый из вас пытался быть очень внимательным. И не пора ли нам задуматься серьёзно над вопросом: “Зная правила дорожного движения, выполняем ли мы их?”. И выбрать верный ответ, что необходим каждому из нас.
V. Инструктаж домашнего задания
Учитель:
Домашнее задание: Решите три любые задачи из Приложения №1, с которыми вы сможете справиться, или составьте задачу (процент от числа) и из неё получите другие возможные задачи (можно задачу проблемного содержания).