Специфические формы организации уроков при подготовке конкурентоспособных специалистов

Разделы: Общепедагогические технологии


Специфические формы организации уроков при подготовке конкурентоспособных специалистов.

С целью дифференциации учебно-воспитательной работы предлагается использование специфических форм проведения уроков. В процессе формирования профессионального мастерства такие уроки вызывают у обучающихся наибольший интерес. В качестве примера представлен урок производственного обучения по специальности “Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов”.

Урок проводится с обучающимися III курса перед выходом на производственную практику на предприятие. Его цель – это установление уровня овладения обучающимися теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками по всему программному материалу. Спе цифика этого урока заключена в использовании разнообразных форм его проведения. Урок построен с учетом способностей обучающихся, темпа их работы, а так же содержания обучения. При оценивании умения работать самостоятельно и в составе мобильных бригад, акцент делается на мнение независимой комиссии.

Такие уроки способствуют формированию интереса к профессии, созданию положительных эмоций и выработке у будущих специалистов активной жизненной позиции.

Дидактическая задача урока:

Установление уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями, проверка и оценка практических умений и навыков по всему программному материалу.

Цели урока:

обучающая – обобщение и систематизация теоретических и практических знаний обучающихся по специальности “Монтажник РЭА и П”.

развивающая – развитие навыков и умений профессионального труда; развитие логического мышления и развитие внимания, памяти, технически грамотной речи; развитие воли и настойчивости в достижении цели.

воспитывающая – формирование навыков индивидуального и коллективного труда; воспитание чувства ответственности за качество изготовленной продукции; воспитание бережного отношения к материалам и оборудованию.

Межпредметные связи: физика, монтаж РЭА и П, электротехника, радиоэлектроника, приборы и устройства РЭА, эстетика производства, экономика, управление производством.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков межпредметного характера.

Вид урока по форме проведения: элементы урока с использованием компьютерной программы, элементы урока – семинара, урока – КВН, брейн – ринга и ролевой игры, урока – практикума.

Методы: обучения – монологический, алгоритмический, программированный, эвристический; преподавания – инструктивный, стимулирующий; учения – репродуктивный, практический, частично – поисковый;

Материально – техническое обеспечение: паяльник; припой; флюс; радиодетали; учебные платы; компьютер; фотоаппарат; музыкальный центр.

Дидактическое оснащение: чертежи электрической принципиальной схемы; образец собираемой схемы; учебный плакат “Алгоритм выполнения монтажных операций”; карточки – задания; маршрутные листы; таблицы по охране труда; компьютерная программа “Универсальный тест”; оценочные протоколы.

Подготовительная работа:

  1. Разработка представления бригады (название, девиз, эмблемы, приветствия)
  2. Выпуск стенных газет на заданную тематику (по одной от бригады; жеребьёвка)
  3. Подготовка рефератов (индивидуальная работа)
  4. Разработка творческих проектов электронных приборов – самоделок (индивидуальная работа)
  5. Подготовка номеров художественной самодеятельности

Место проведения: кабинеты; электромонтажная мастерская; лаборатория ЭВМ

План проведения

I. Вводная часть

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы урока
    3. Изложение цели и задач урока.
    4. Ознакомление со спецификой урока.
    5. Изложение плана проведения урока.
    6. Представление членов экспертной группы, их ассистентов и представителей счетной комиссии

II. Основная часть

1 тур: “Презентация”

2 тур: “Блиц – опрос на знание правил ТБ”

3 тур: “Эстафета”

4 тур: “Стен. газета”

5 тур: “Бригадирский”

6 тур: “Творческий”

7 тур: “Счастливый билет” (дополнительный)

III. Заключительная часть

  1. Подведение итогов урока
  2. Выступление членов экспертной группы с анализом работы бригад на уроке
  3. Выступление представителей счетной комиссии
  4. Выставление оценок за урок, заполнение дневников
  5. Уборка рабочих мест.

Ход урока

I. Вводная часть

  1. Организационный момент
    • мастер п/о приветствует обучающихся и гостей урока;
    • бригадиры сдают рапорта о готовности бригад к уроку;
  2. Сообщение темы урока
  3. Мастер п/о: Вы закончили изучение всего курса по специальности

    “Монтажник РЭА и П”, вас ждет практика в цехах ОАО “Нижнекамскшина”. Но все ли вы одинаково готовы к ней?

    Сегодня, на последнем уроке по теме “Монтаж сборочных единиц, узлов и блоков” нам предстоит это выяснить.

  4. Изложение цели и задач урока
  5. Мастер п/о: мы обобщим полученные вами знания, проверим практические умения и навыки, т.е. определим уровень вашей теоретической и практической подготовки.

  6. Ознакомление со спецификой урока
  7. Мастер п/о: Вас ждет сюрприз! Привычного урока для вас сегодня не будет. “Электроника двигает прогрессом, а человек - электроникой”! Это говорит о том, что вы как будущие специалисты, должны не только обладать широким научно – образовательным уровнем, чтобы правильно ориентироваться в огромном потоке современной информации, но и уметь находить новые, интересные способы решения поставленных задач в любых профессиональных ситуациях. Это особенно актуально в наше время, когда рынок труда диктует жесткие правила конкуренции.

    На уроках теоретического и практического циклов, вам уже приходилось встречаться с элементами игры в брейн - ринг, КВН, вы работали с компьютерными программами при прохождении тестирования, были участниками семинаров, а так же сюжетных и ролевых игр. Но все это было по “чуть - чуть”. Наш урок сегодня весь, целиком и полностью, состоит из таких элементов.

  8. Изложение плана проведения урока
  9. Мастер п/о: Основная часть урока представляет собой 7 туров, которые проходят в разных кабинетах. Работа вестись будет как

    индивидуально, так и в составе бригады. После прохождения всех туров ваша задача собраться здесь, в этом кабинете для подведения итогов.

  10. Представление членов экспертной группы, их ассистентов и представителей счетной комиссии.

В их состав входит администрация лицея, методисты, психолог, заведующие мастерскими и лабораториями, преподаватели специальных дисциплин, специалист по ОТ и ТБ, представители цехов и учебного комбината базового предприятия, педагоги и мастера производственного обучения других учебных заведений, ведущие специальности электрического и электронного профиля.

II. Основная часть

Мастер п/о объясняет задание на каждый тур, критерии оценивания. Экспертная группа с помощью сигнальных карт оценивает ответы, счетная комиссия после каждого тура оглашает результат.

1 тур: “Презентация”

Порядок представления бригадами своих приветствий определяется их очередностью.

Все успехи и неудачи бригад фиксируются в протоколах, которые находятся в счетной комиссии. (см. Приложение 1)

Тур оценивается по 4 баллам.

2 тур: “Блиц – опрос на знание правил ТБ”

Вопрос задает мастер п/о. Отвечает та бригада, которая, зная ответ, первым подняла сигнальный флажок. (см. Приложение 2)

За каждый правильный ответ 1 балл.

3 тур: “Эстафета”

Проходит по “Маршрутным листам”, которые получают бригадиры. (см. Приложение 3, 3.1, 3.2, 3.3). Экспертная комиссия и ассистенты расходятся по пунктам назначения для встречи бригад (мастерские и кабинеты лицея – 5 мин.).

В это время мастер объясняет цель данного тура. Дает краткий инструктаж по правилам его выполнения.

Тур оценивается по 20 баллам (критерии оценивания обратной стороны с “Маршрутных листов”).

4 тур: “Стен.газета”

проходит во время проведения 2 тура (см. Приложение 4)

Тур оценивается по 4 баллам.

5 тур: “Бригадирский”

Мастер п/о проводит ролевую игру “Рынок труда”. (см. Приложение 5)

Необходимо убедить:

Банк – выдать ссуду молодому специалисту для открытия своего дела;

Военкомат – в предоставлении отсрочки от призыва в армию для продолжения учебы;

Работодателей, что именно в таком молодом специалисте нуждается их производство;

Лицей – в необходимости перевода на 4 курс для получения 2-ой специальности “Регулировщик РЭА и П”;

Роль представителей данных организаций выполняют члены экспертной комиссии.

Ответ составляется бригадой, защищает его бригадир.

Тур оценивается по 5 баллам.

6 тур: “Творческий”

мастер п/о: что ж, доказали: специальностью монтажника вы владеете! А пока эксперты подводят итог, покажите как отдыхать умеете! Бригада показывает по номеру худ. самодеятельности.

Тур оценивается по 5 баллам.

7 тур: “Счастливый билет” (дополнительный)

Проводится при наличии спорных оценок.

Бригадирам на выбор предлагается 2 конверта. В одном из них запись “0 баллов”, в другом – “1 балл”.

III. Заключительная часть

  1. Подведение итогов урока
  2. Мастер п/о проводит фронтальный опрос по вопросам:

    • какие туры урока вам запомнились больше и почему?
    • с какими трудностями встретились при выполнении заданий?
    • какие правила техники безопасности вы использовали при выполнении заданий?
    • удовлетворены ли вы результатами урока?
    • над чем, по вашему мнению, предстоит ещё поработать?
  3. Выступление членов экспертной группы с анализом работы бригад.
  4. Выступление представителей счетной комиссии с оглашением суммарных оценок в личном и бригадном первенстве, определение уровня подготовки.
  5. Выставление оценок за урок, заполнение дневников п/о
  6. Уборка рабочих мест.