Специфические формы организации уроков при подготовке конкурентоспособных специалистов.
С целью дифференциации учебно-воспитательной работы предлагается использование специфических форм проведения уроков. В процессе формирования профессионального мастерства такие уроки вызывают у обучающихся наибольший интерес. В качестве примера представлен урок производственного обучения по специальности “Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов”.
Урок проводится с обучающимися III курса перед выходом на производственную практику на предприятие. Его цель – это установление уровня овладения обучающимися теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками по всему программному материалу. Спе цифика этого урока заключена в использовании разнообразных форм его проведения. Урок построен с учетом способностей обучающихся, темпа их работы, а так же содержания обучения. При оценивании умения работать самостоятельно и в составе мобильных бригад, акцент делается на мнение независимой комиссии.
Такие уроки способствуют формированию интереса к профессии, созданию положительных эмоций и выработке у будущих специалистов активной жизненной позиции.
Дидактическая задача урока:
Установление уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями, проверка и оценка практических умений и навыков по всему программному материалу.
Цели урока:
обучающая – обобщение и систематизация теоретических и практических знаний обучающихся по специальности “Монтажник РЭА и П”.
развивающая – развитие навыков и умений профессионального труда; развитие логического мышления и развитие внимания, памяти, технически грамотной речи; развитие воли и настойчивости в достижении цели.
воспитывающая – формирование навыков индивидуального и коллективного труда; воспитание чувства ответственности за качество изготовленной продукции; воспитание бережного отношения к материалам и оборудованию.
Межпредметные связи: физика, монтаж РЭА и П, электротехника, радиоэлектроника, приборы и устройства РЭА, эстетика производства, экономика, управление производством.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков межпредметного характера.
Вид урока по форме проведения: элементы урока с использованием компьютерной программы, элементы урока – семинара, урока – КВН, брейн – ринга и ролевой игры, урока – практикума.
Методы: обучения – монологический, алгоритмический, программированный, эвристический; преподавания – инструктивный, стимулирующий; учения – репродуктивный, практический, частично – поисковый;
Материально – техническое обеспечение: паяльник; припой; флюс; радиодетали; учебные платы; компьютер; фотоаппарат; музыкальный центр.
Дидактическое оснащение: чертежи электрической принципиальной схемы; образец собираемой схемы; учебный плакат “Алгоритм выполнения монтажных операций”; карточки – задания; маршрутные листы; таблицы по охране труда; компьютерная программа “Универсальный тест”; оценочные протоколы.
Подготовительная работа:
- Разработка представления бригады (название, девиз, эмблемы, приветствия)
- Выпуск стенных газет на заданную тематику (по одной от бригады; жеребьёвка)
- Подготовка рефератов (индивидуальная работа)
- Разработка творческих проектов электронных приборов – самоделок (индивидуальная работа)
- Подготовка номеров художественной самодеятельности
Место проведения: кабинеты; электромонтажная мастерская; лаборатория ЭВМ
План проведения
I. Вводная часть
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока
- Изложение цели и задач урока.
- Ознакомление со спецификой урока.
- Изложение плана проведения урока.
- Представление членов экспертной группы, их ассистентов и представителей счетной комиссии
II. Основная часть
1 тур: “Презентация”
2 тур: “Блиц – опрос на знание правил ТБ”
3 тур: “Эстафета”
4 тур: “Стен. газета”
5 тур: “Бригадирский”
6 тур: “Творческий”
7 тур: “Счастливый билет” (дополнительный)
III. Заключительная часть
- Подведение итогов урока
- Выступление членов экспертной группы с анализом работы бригад на уроке
- Выступление представителей счетной комиссии
- Выставление оценок за урок, заполнение дневников
- Уборка рабочих мест.
Ход урока
I. Вводная часть
- Организационный момент
- мастер п/о приветствует обучающихся и гостей урока;
- бригадиры сдают рапорта о готовности бригад к уроку;
- Сообщение темы урока
- Изложение цели и задач урока
- Ознакомление со спецификой урока
- Изложение плана проведения урока
- Представление членов экспертной группы, их ассистентов и представителей счетной комиссии.
Мастер п/о: Вы закончили изучение всего курса по специальности
“Монтажник РЭА и П”, вас ждет практика в цехах ОАО “Нижнекамскшина”. Но все ли вы одинаково готовы к ней?
Сегодня, на последнем уроке по теме “Монтаж сборочных единиц, узлов и блоков” нам предстоит это выяснить.
Мастер п/о: мы обобщим полученные вами знания, проверим практические умения и навыки, т.е. определим уровень вашей теоретической и практической подготовки.
Мастер п/о: Вас ждет сюрприз! Привычного урока для вас сегодня не будет. “Электроника двигает прогрессом, а человек - электроникой”! Это говорит о том, что вы как будущие специалисты, должны не только обладать широким научно – образовательным уровнем, чтобы правильно ориентироваться в огромном потоке современной информации, но и уметь находить новые, интересные способы решения поставленных задач в любых профессиональных ситуациях. Это особенно актуально в наше время, когда рынок труда диктует жесткие правила конкуренции.
На уроках теоретического и практического циклов, вам уже приходилось встречаться с элементами игры в брейн - ринг, КВН, вы работали с компьютерными программами при прохождении тестирования, были участниками семинаров, а так же сюжетных и ролевых игр. Но все это было по “чуть - чуть”. Наш урок сегодня весь, целиком и полностью, состоит из таких элементов.
Мастер п/о: Основная часть урока представляет собой 7 туров, которые проходят в разных кабинетах. Работа вестись будет как
индивидуально, так и в составе бригады. После прохождения всех туров ваша задача собраться здесь, в этом кабинете для подведения итогов.
В их состав входит администрация лицея, методисты, психолог, заведующие мастерскими и лабораториями, преподаватели специальных дисциплин, специалист по ОТ и ТБ, представители цехов и учебного комбината базового предприятия, педагоги и мастера производственного обучения других учебных заведений, ведущие специальности электрического и электронного профиля.
II. Основная часть
Мастер п/о объясняет задание на каждый тур, критерии оценивания. Экспертная группа с помощью сигнальных карт оценивает ответы, счетная комиссия после каждого тура оглашает результат.
1 тур: “Презентация”
Порядок представления бригадами своих приветствий определяется их очередностью.
Все успехи и неудачи бригад фиксируются в протоколах, которые находятся в счетной комиссии. (см. Приложение 1)
Тур оценивается по 4 баллам.
2 тур: “Блиц – опрос на знание правил ТБ”
Вопрос задает мастер п/о. Отвечает та бригада, которая, зная ответ, первым подняла сигнальный флажок. (см. Приложение 2)
За каждый правильный ответ 1 балл.
3 тур: “Эстафета”
Проходит по “Маршрутным листам”, которые получают бригадиры. (см. Приложение 3, 3.1, 3.2, 3.3). Экспертная комиссия и ассистенты расходятся по пунктам назначения для встречи бригад (мастерские и кабинеты лицея – 5 мин.).
В это время мастер объясняет цель данного тура. Дает краткий инструктаж по правилам его выполнения.
Тур оценивается по 20 баллам (критерии оценивания обратной стороны с “Маршрутных листов”).
4 тур: “Стен.газета”
проходит во время проведения 2 тура (см. Приложение 4)
Тур оценивается по 4 баллам.
5 тур: “Бригадирский”
Мастер п/о проводит ролевую игру “Рынок труда”. (см. Приложение 5)
Необходимо убедить:
Банк – выдать ссуду молодому специалисту для открытия своего дела;
Военкомат – в предоставлении отсрочки от призыва в армию для продолжения учебы;
Работодателей, что именно в таком молодом специалисте нуждается их производство;
Лицей – в необходимости перевода на 4 курс для получения 2-ой специальности “Регулировщик РЭА и П”;
Роль представителей данных организаций выполняют члены экспертной комиссии.
Ответ составляется бригадой, защищает его бригадир.
Тур оценивается по 5 баллам.
6 тур: “Творческий”
мастер п/о: что ж, доказали: специальностью монтажника вы владеете! А пока эксперты подводят итог, покажите как отдыхать умеете! Бригада показывает по номеру худ. самодеятельности.
Тур оценивается по 5 баллам.
7 тур: “Счастливый билет” (дополнительный)
Проводится при наличии спорных оценок.
Бригадирам на выбор предлагается 2 конверта. В одном из них запись “0 баллов”, в другом – “1 балл”.
III. Заключительная часть
- Подведение итогов урока
- какие туры урока вам запомнились больше и почему?
- с какими трудностями встретились при выполнении заданий?
- какие правила техники безопасности вы использовали при выполнении заданий?
- удовлетворены ли вы результатами урока?
- над чем, по вашему мнению, предстоит ещё поработать?
- Выступление членов экспертной группы с анализом работы бригад.
- Выступление представителей счетной комиссии с оглашением суммарных оценок в личном и бригадном первенстве, определение уровня подготовки.
- Выставление оценок за урок, заполнение дневников п/о
- Уборка рабочих мест.
Мастер п/о проводит фронтальный опрос по вопросам: