Развитие произвольности у детей дошкольного возраста в подвижных играх с правилами

Разделы: Работа с дошкольниками


Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, формирует важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Что же такое произвольность? Откуда она возникает, как формируется? Произвольность – это психическое новообразование, очень важное в дошкольном возрасте. Главным приобретением дошкольного возраста в развитии произвольности является определённый уровень организованности, умение подчинять свои действия требованиям “надо”, а не “хочу”, это необходимо для обучения в школе.

По мере овладения разными видами деятельности, ребёнок постепенно начинает подчинять свои действия указаниям взрослых, а затем и самостоятельно направлять их на достижения определённых целей.

На развитие произвольности поведения ребёнка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит игре.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника. Поэтому большое значение для развития произвольности у детей имеют подвижные игры с правилами. Правила в этих играх создают для ребёнка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя. Правила игры являются внешним требованием. Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им – только при этих условиях может состояться игра.

Овладение правилами игр является значительным фактором в формировании произвольности ребёнка в детском коллективе. Эти качества воспитываются и имеют свой возрастной профиль.

I этап работы. У детей четвёртого года жизни начинают формироваться предпосылки самостоятельной игры с правилами. В этом возрасте решаем следующие задачи:

  • учить действовать по сигналу;
  • учить двигаться в заданном направлении.

Например: в подвижной игре “Лохматый пёс” ребёнок убегает только после слов “и посмотрим, что же будет” или “Зайка беленький” - после слов “не идёт ли волк”. Если дети нарушают правила, игра останавливается, и правила напоминаем вновь. Постепенно мы включаем в физкультурные занятия более сложные игры, в которых необходимо поочерёдно выполнять различающиеся взаимодополнительные действия – функции (типа: убегать – ловить) в соответствие с сопровождающими сюжетными текстами (командами).

Формируя основы игры с правилами у детей, мы являемся не только организаторами, но и непременными участниками игры, интересуемся наравне с детьми результатом действий, поощряем детей и создаём условия для самостоятельной игры.

II этап работы. Основные характеристики игр с правилами для детей пятого года жизни: наличие результата – выигрыша, состязательные отношения между участниками, наличие формализованных правил, обязательных для всех участников.

Основная задача данного этапа работы – формирование у детей навыков игры с правилами, как специфической деятельности с указанными характеристиками. Научить действовать в подвижной игре соответственно правилам (до 3-х правил), проявлять умение сдерживать себя, начинать движение после определённых слов. Например: подвижная игра “У медведя во бору” - ребёнок должен бежать на слово “рычит”. В случае, если дети нарушают правила, мы останавливаем игру, выносим порицание, добиваемся соблюдения правил. Играя с детьми, мы занимаем позицию партнёра и одновременно служим контролирующей инстанцией, побуждая детей своими комментариями к соблюдению правил: “Так нельзя делать”, “У нас такое правило”. Таким образом, формируем отношение к правилу как обязательному для всех участников.

Дети пяти лет должны по собственной инициативе самостоятельно играть в знакомые подвижные игры. В этом возрасте дети придумывают новые правила: с использованием имитации, с изменением сигнала. На основе игры, мы развиваем у детей, умение договариваться о новых общих правилах, соблюдать договор в процессе игры.

Начиная с середины года, мы приступаем к решению задачи – формирования у детей представления о выигрыше, умения вступать в соревновательные отношения, использовать в самостоятельной игре критерии определения выигрыша.

Играя с детьми, мы вводим в детскую практику использование правила очерёдности и разных типов жребия (предметный, считалка) при организации игры (определения водящего или начинающего игру), для разрешения возникающих в ней конфликтов. Играя с детьми, обращаем внимание на доброжелательное отношение к партнёрам независимо от их успехов в игре, воспитывая у детей эмоционально сдержанную реакцию на проигрыш и выигрыш.

III этап работы. Большое место в старшем дошкольном возрасте отводится подвижным играм с правилами. Основные задачи данного периода:

  1. Активизация состязательных отношений между партнёрами.
  2. Формирование отношения к правилам, как обязательному для всех участников.
  3. Формирование умения распределять и выполнять различные функции, взаимно контролировать действие в игре.
  4. Побуждение детей к придумыванию новых правил, умению договариваться о новых общих правилах.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путём использования подвижных игр с правилами на физкультурных занятиях. Часть подвижных игр организуется взрослыми, а остальные используются детьми в свободной самостоятельной деятельности. В течение месяца мы проводим около двадцати подвижных игр, при этом разучиваем 3-4 новых игры. Каждая новая игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от её сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней. Затем предлагаем детям в небольших подгруппах из шести человек организовать знакомые им подвижные игры. Например: подвижная игра “Выше ноги от земли” - первоначально правилами предусматривается запрыгнуть или залезть на любой предмет, шведскую стенку.… Затем дети усложнили правила, появились в этой игре “стойка на лопатках” и другие упражнения на полу. Много и других подвижных игр, где правила изменились и усложнились. В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений.

Для воспитания ловкости мы используем игры: “Петушиный бой, охотники и утки, у кого меньше мячей, поймай мяч”. Эти подвижные игры побуждают детей быстро переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, а также уметь сообразовывать свои действия с действиями других играющих.

Для воспитания быстроты хороши игры “Салки с ленточкой, белые медведи, два мороза, гуси-лебеди”. Очень хорошо подходят игры, требующие мгновенных ответов на звуковые и зрительные сигналы.

Воспитанию выносливости соответствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной с большой затратой сил и энергией. Однако следует учитывать, что общее число повторительных действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывами для отдыха, на непрерывную деятельность должно отводиться относительно короткое время.

Для воспитания силы используем игры, требующие проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке (например, игры с метанием на дальность, с прыжками в длину). Также мы применяем игры с собственно-силовыми напряжениями (перетягивание через черту).

Организуя игры с детьми старшего дошкольного возраста, мы ведём воспитательную работу. Используем сюжеты, воспитываем у детей интерес выступать в роли помощников при проведении подвижных игр. Воспитываем в детях привычку подчиняться капитану команды, играть дружно и уважать членов команды соперников. Побуждаем детей творчески применять отдельные приёмы и целостные действия в играх. Воспитываем интерес к преодолению трудностей, препятствий на пути к достижению намеченной в игре цели. Для этого приучаем детей внимательно выслушивать объяснения игры, возможно правильнее находить своё место во время игры и сообразовывать свои действия с действиями товарищей. Приучаем детей видеть красивое в игре, в умелом выполнении задач по взаимопомощи и взаимоподдержке. Стараемся удовлетворять интерес детей к играм, требующим выполнения всё более сложных правил и взаимодействий между играющими.

Таким образом, овладение правилами подвижных игр, является значительным фактором формирования произвольности ребёнка в детском коллективе. Развитие произвольности в подвижных играх с правилами, является очень важной стороной общего развития деятельности ребёнка, так как в значительной мере определяет уровень его готовности к школьному обучению.