Цель:
- воспитание бережного отношения к хлебу;
- уважительного отношения, любви к труду хлебороба, хлебопека;
- трудовое эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: картинки по теме “Хлеб”, “Урожай”, плакаты о бережном отношении к хлебу, рисунки детей, миски, ложки.
Эпиграф:
“К хлебу все имеет отношенье.
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, правде, счастью твоему”.Л. Татьяничева
Ход мероприятия
Ведущий. Ребята, мы сегодня собрались здесь поговорить о хлебе - чуде земли, чуде труда человека.
1 ученик. Как пришел ты к людям, хлеб?
(Выбегают несколько ребят с колосками в руках и танцуют “Колоски”)
1 колосок. Было это давным-давно. Так давно, что не было на свете ни наших дедушек, ни бабушек, ни даже прабабушек. Людям жилось тогда очень трудно. У них не было домашних животных, они не умели выращивать растения, и, чтобы не умереть с голоду бродили по дремучим лесам и искали съедобные корни, плоды. На это уходило много сил, и голод постоянно мучил человека. И вот однажды…
(Появляются первобытные люди, идут устало, понурив головы. Вдруг один наклонился, вырывает траву, жуёт семена, улыбается и кричит: “О - о - о!” Другие подбегают, жуют радостно, танцуют, и в ладонях уносят зёрнышко).
Ведущий. Чудо, какими вкусными показались эти семена людям! Ученые считают, что это был ячмень.
(Показывает колос).
2 колосок. А я хочу подарить вам сказку. Но эта сказка не простая.
Жили-были Солнце, Земля и Труд. Дружно жили, но откуда ни возьмись…,
Безделица. Ох, люблю бездельничать. Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Уговаривала человека побездельничать, а он вон хлеб посеял и всходы появились. Ух, позову-ка я Мороза. Эй, вы, морозы, на помощь!
(Встают Морозы с посохами. Они направляются к всходам).
Ведущий. Ребята, беда может случиться! Скорее в круг!
(Они окружают всходы).
Безделица. Ох, и бездельники эти морозы. А у меня ещё в запасе ветры - суховеи. Ветры, появитесь! Ну, суши!
Ведущий. Нашим всходам нужна влага. В воде их спасенье. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше воды. Но ветры - суховеи постараются завладеть водой, потому нужна ваша помощь.
Игра “Не пролей воду”.
На середине комнаты миска с водой - озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и перенести в стакан, который стоит у всходов. То же делают суховеи, но они носят воду в обратную сторону. В чьём стакане окажется больше воды?
(Конечно у ребят. Ветры улетают).
Безделица. Горе мне, горе. Ухожу я от вас. Фу, какая противная ваша сказка.
3 колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок. Но я хочу, чтоб ребята знали, что суховеи, бураны, засухи бывают не только в сказках. Они страшны они на больших полях Кубани, Сибири.
Ведущий. Борьба за хлеб продолжается и сейчас. Не зря взрослые говорят:
“Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зёрнышко вложено труда,
Знает только солнышко, ветер да вода! …
Ведущий: Давайте, ребята, посмотрим, кто из нас самый смекалистый. Почему так говорят?
- Хлебушко - калачу дедушка.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово! В самом деле - вдумайтесь. Словом хлеб называют не похожие друг на друга растение, зерно, муку, изделия из муки. Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас “Что такое хлеб?”
1 ученик.
Только снег сошел в апреле,
Так поля зазеленели.
Мы говорим: “Хлеб!”
2 ученик.
Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны.
Мы говорим: “Хлеб!”
3 ученик.
Вот зерно течёт рекой
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: “Хлеб!”
4 ученик.
Тесто крутится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: “Хлеб!”
5 ученик.
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб!
Ведущий. Вот оно какое - слово “хлеб”. А почему хлеб называют чудом земли?
(Появляется Сластёна).
Сластёна.
Я - сластёна,
Я - сластёна
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макаронов,
Хлеба тоже не хочу!
Хочу халвы! Хочу пирожных!
Хочу мороженого!
Хочу ананасов!
Хочу апельсинов!
Ведущий. А ты, Сластёна, читала про Робинзона Крузо? Так вот, у него на необитаемом острове было много этих ананасов и бананов, но он очень тосковал по хлебу. И как он обрадовался, когда обнаружил несколько ростков ячменя.
Сластёна. Почему?
Ведущий. А потому, что люди не могут обходиться без хлеба.
Сластёна. А я бы смогла.
1 колосок. Неправда! Если бы тебя целыми днями кормили сладостями, ты сначала бы ела и радовалась: “Ах, как повезло!” А через неделю ты и смотреть не захочешь на лакомства и хлеба попросишь.
Ученик.
Хлеб… Наскучил ли он?
Никогда!
Без него человеку беда.
Ведущий. А как же к нам приходит хлеб?
(Ответы детей).
Все. Хлеб надо беречь!
Ведущий. А всегда ли мы бережем хлеб?
(Ответы детей).
Ведущий. Ребята, подсчитано, что если каждый ученик за 1 день не съест и выбросит 50 гр. хлеба, это составит по классу - 3 буханки. А по всей стране - 13800 кг.
Колоски.
Хлеб - драгоценность. Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
Ученик. З
Зёрна наших дней светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите
Берегите хлеб родной!
Не мечтали мы о чуде, -
К нам с полей, живая речь :
Колоски.
Берегите хлеб, вы - люди
Научитесь хлеб беречь!