Любое внеклассное мероприятие по предмету должно, прежде всего, способствовать углублению и расширению знаний, творчеству и инициативе обучающихся. Для этого важен индивидуальный подход к обучающимся. Именно индивидуальный подход к учащимся позволяет сделать предметную неделю не только познавательной и содержательной, но и не забываемой для обучающихся. При проведении предметной недели используются разнообразные формы, методы и приемы, что делает ее также познавательной и содержательной.
Подготовку к предметной неделе начинаем заранее, где-то за 10 дней. Этот срок считаю оптимальным. Если начать раньше, то у обучающихся может ослабнуть интерес. А в подготовительный период это самое трудное – заинтересовать учащихся и поддерживать этот интерес творческой выдумкой, оригинальностью, даже личным примером. Закрепляет интерес успех проведенного мероприятия. И здесь очень важно ежедневно подводить итоги и объявлять результаты. Активным участникам и победителям конкурса готовим небольшие и недорогие подарки.
Итак, за 10 дней до начала предметной недели я знакомлю каждую группу с планом ее проведения, и приглашаю их принять участие. План проведения предметной недели и объявление о ее проведении вывешивается на доске объявлений для обучающихся. /Приложение 1, Приложение 1.2./. В каждой группе провожу организационные собрания, на которых определяю склонности учащихся, знакомлю их с условиями конкурсов и формируем команды для участия в КВНе или каком-то другом мероприятии.
В подготовительный период определяются помощники преподавателя. Обычно это обучающиеся посещающие предметный кружок “Основы агрономии”. Они оказывают помощь в организации мероприятий, выпуска стенгазет, викторин и т.п.
Хочу отметить, что подготовительный период нелегок для преподавателя. Мне, например, приходится самой петь песни, читать стихи, рассказывать. Я рисую, оформляю, фотографирую и т.п. Ну а награда за все это активное участие обучающихся в моих мероприятиях, их помощь и интерес.
И вот наступает предметная неделя. В понедельник в фойе лицея оформляется уголок предметной недели, где будет вывешиваться вся информация по неделе /Приложение 1, Приложение 1.2./. Инициативная группа выпустила газету, где была интересная информация по агрономии и плодоовощеводству.
Во вторник был проведен конкурс “Лучший конспект” и конкурс стенгазет /Приложение 3.1, Приложение 3.2./. Инициативная группа в каждой группе провела конкурс лучшего конспекта, после чего лучшие конспекты были выставлены в кабинете “Основы агрономии”. Каждая группа выпускает стенгазету, все стенгазеты вывешивают в фойе лицея.
В среду для всех групп проводим вечер-КВН.
Ход мероприятия
Вступительное слово преподавателя:
Фруктово-огородная страна
В одной из книжек есть она.
Эту страну не найдешь на карте, но она существует. Иногда ты можешь увидеть ее огромной, глазами не охватишь, иногда – крохотной, такой, что уместиться на подоконнике. Эта страна полна тишины. Очень интересно посетить эту страну. Путешествуют по ней только пешком. А страна эта называется огород. И мы начинаем с вами наше путешествие. А путешествовать по стране “Огород” будут две команды. Прежде чем мы с вами начнем путешествовать, мы должны выбрать наше жюри.
Жюри выбираем из учащихся старших курсов.
Я представляю слово командам.
Команды представляют себя – название команды и эмблема команды.
Ведущий: Продолжаем наш конкурс. Каждая команда готовила домашнее задание. Команды должны показать (инсценировать) сказку про овощ.
Команды показывают небольшой спектакль про овощ на современную тему.
Ведущий: А теперь посоревнуемся. Конкурс “Кто быстрее, кто шустрее, кто дружнее?”. Конкурс вопросов и ответов. Условия конкурса – каждая команда получает пять загадок, ответы надо давать очень быстро.
Загадки
Плод был все лето зеленого цвета
А осенней порой стал с белой кожурой. (Кабачок)
Был зеленым плод, не просился в рот
Положили в лежку, он сменил одежку
Красную одел, для еды поспел. (Помидор)
Красна, а не калина
горька, а не осина
кругла, а не лукошко
хвост есть, а не кошка (Редиска)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки (Морковь)
Ох и зол, хоть и мал
В солнце стрелки выпускал
Мы сломаем стрелки
Сделаем свистелки (Лук)
Какой овощ три раза меняет имя? (Лук)
Красный сапог из земли глядит
Красное, гладкое, сладкое
Растет на грядках
Сверху зелено, снизу красно –
В землю вросло. (Свекла)
Усатый, полосатый, да не кот. (Арбуз)
Кругла, да не девка
С хвостом, да не мышь
Сама клубочком, а хвост под себя (Репа)
Что за ягода: горька, да не рябина,
Черна, да не черника, растет не в лесу, а на огороде
И не помещается во рту. (Баклажан)
Ведущий: Ну а теперь подошло время конкурса Капитанов.
Конкурс капитанов.
Капитаны отвечают на вопросы. Условие конкурса – если капитан не знает ответ на вопрос, то команда может помочь.
Вопросы:
1) Специалист по выращиванию сельскохозяйственных растений. /Агроном/
2) Сок какого растения помогает при укусе комаров? /Петрушка/
3) Какие две ноты растут в огороде? /Фа – соль/
4) Назовите самую большую ягоду /Арбуз/
5) Сколько горошин может войти в один стакан?
/Ни одной, горошины не ходят/
6) Что в старину называли “вторым хлебом” на Руси? /Репа/
Ведущий: Конкурс “Скорее собери”.
По два участника из каждой команды, с завязанными глазами, должны собрать рассыпанный картофель.
Ведущий: А сейчас самое важное задание. Каждая команда должна в течении 5 минут составить схему технологии возделывания –
I команда – капусты;
II команда – томата.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране “Огород”. Кто же как путешествовал? Какие сделал успехи? Давайте подведем итоги. Слово жюри.
Жюри подводят итоги, объявляют результаты и награждают команды /Приложение 2.1, Приложение 2.2, Приложение 2.3, Приложение 2.4 и Рисунок 1/.
Ведущий: Заканчивая наш вечер, хочу сказать на прощание стихами Р. Рождественского:
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем!
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля!
В четверг проводим конкурс загадок, ну а в пятницу на итоговой линейке для учащихся подводим итоги всей предметной недели. Награждаем , озвучиваем фамилии всех учащихся, кто принял активное участие в предметной неделе.
ЛИТЕРАТУРА:
- Надеждина Н.А. “Вокруг света по стране Легумии”, М.: Дет. Лит., 1994 – 95с.
- Биология в школе, журнал № 6, 1995 г.
- Белик В.Ф. “Овощеводство” М “Просвещение”, 1984 г.