Цель: Помощь детям в самоосознании и самопринятии своего имени. Активизация творческого потенциала.
Задачи:
- Создание условий для вхождения в воображаемую ситуацию.
- Развитие способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (тактильными, звуковыми, слуховыми, вкусовыми, обонятельными) и звуковыми, пластическими, графическими образами.
- Помощь ребенку в познании и принятии собственного имени.
- Формирование творческого компонента деятельности посредством приёмов: моделирование, чувствование, “футуризм”, десенсибилизация и др.
- Активизация у детей творческой мотивации с позиции “я – художник”, “я – танцор”, “я – фантазёр”.
- Воспитание дружелюбия по отношению к окружающим.
Форма проведения: занятие-исследование.
Вид занятия: ТСИ – творческая сюжетная игра.
Технологии, используемые в занятии: личностно-ориентированное взаимодействие, игротерапия, арт-терапия, драматическая психоэлевация.
Материал и оборудование: микроскопы, пробирки с запахами, разнообразный материал “наощупь”, мольберты, материал для рисования, моделирования, туфли, ботинки взрослого, цветные платки, видеомагнитофон, теневой и кукольный театр.
Предварительная работа:
- беседа об именах, происхождении имени;
- стихотворение “Наши имена” В. Боков, фотографии семьи.
I. Приветствие
- Здравствуй, солнце!
- Здравствуй, земля!
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Здравствуй, я!
II. Основная часть
Игровая творческая мотивация: Звонок по мобильному телефону от Феи страны Вообразили.
1) Дети в кругу.
- Я рада вас видеть. Чем бы вы хотели сегодня заняться?
(путешествовать, фантазировать)
(Вдруг с шумом открывается дверь, шум урагана и стихло)
- Ой, что это было? Даже немного страшно стало. А вам? Покажите, как испугались (мимическая зарядка)
- Наверное, это был ураган.
(Звонок по мобильному телефону)
- Извините дети и взрослые. Мне звонок
(имитация разговора по телефону)
- Дети, я вынуждена вам сообщить неприятность. Звонила Фея страны Вообразилии – это был вовсе не ураган, а мимо пролетал Змей Горыныч. Он похитил наши имена.
- Что же делать? Мне кажется, что я уже не помню своего имени. А вы?
- А вы уверены, что это ваше имя?
- Почему же Змей-Горыныч похитил имена?
Может он хочет проверить:
- подходит ли нам наше имя
- любим ли мы его
- дорожим ли им
- знаем ли мы все тайны имени.
- Кто желает спасти своё имя? Фея страны Вообразили сказала, что можно спасти своё имя, если всё о нём узнать, полюбить его.
Отправляемся в страну Вообразилию для исследования своего имени?
2) “Дорога в Вообразилию” (приём”заземления”, “здесь и сейчас”)
- по узкой дорожке;
- по хвоинкам, листьям;
- по шишкам;
- по прохладному ручейку;
- по горячему песку;
- по прохладной нежной траве;
- ползём в гору (тяжело);
- на горе – отдых.
3) “Вид с горы” (приём на воссоздающее воображение – “На кого похожа тень?” - узнать имя сказочного героя)
Главный вопрос: Зачем человеку имя?
4) Сказочная лаборатория.
Цель: развитие чувственного опыта детей, объяснение термина “лаборатория”
Мы превращаемся в учёных и обследуем своё имя
- под микроскопом (из чего состоит? Не заболело ли?)
- какой у него запах (предварительно запахи мёда,
лимона, хвои)
(ароматерапия) - какой вкус? (представляют, что откусили малюсенький кусочек)
- на ощупь (лежат различные материалы)
- какой звук подходит (выбрать муз.инструменты)
- какого цвета? (разукрасить: ср.в. – своё имя; ст.в. – выложить из букв;
- подг.в. – написать)
Вывод: Кому понравилось своё имя? Почему?
5) “Мастерская художника”
Цель: развитие творческого воображения
Задание: приёмы арттерапии:
- создать художественный образ своего имени (предоставить детям: фломастеры, карандаши, цветные шнурки, детали из танграма, детали из художественного конструирования и фланелеграф, краски для рисования пальцами).
6) “Окно в будущее” (приём прохлопывания своего имени)
- приём “футурум”
- Что за интересное окно? Заглянем.
В нём взрослые.
Прохлопаем имя (Ма-ша, Са-ша …)
А теперь моё (Лю-бовь И-ва-нов-на)
У меня самое длинное. Почему? (имя, отчество)
- А как вас будут звать, когда вырастите. Кто знает своё отчество? (по отцу)
- Представили, что вы выросли (даю обувь взрослого: туфли, ботинки)
- Пройдите, как по подиуму. Почувствуйте: нравится ли вам ваше будущее имя: (…. Идёт Александра …..) (узнать у детей отчество)
(связь имени в будущем с делами)
- Кем вы хотите стать, когда вырастите?
Вывод: Всем понравилось будущее имя. Я желаю вам вырасти замечательными взрослыми людьми.
7) “Полянка ласки и нежности”
Цель: погружение во внутренний мир эмоций,
релаксация, воспитание нежности.
- Какая замечательная полянка. Зовёт отдохнуть.
Приём “Ласковое имя” - как вас ласково называет мама
Приём “Обволакивание” - цветные платочки – завернуться ими, как будто мама обняла – закрыты глаза, мама шепчет ласковое имя.
- Откройте глаза, скажите, как вас мама ласково назвала?
8) Танец своего имени
Цель: упражнять в импровизации (приём импровизации)
(по видео – картины природы, бабочки, стрекозы, вода …)
Так приятно, нежность прямо заливает сердце и хочется летать, танцевать.
Придумаем танец для своего имени.
(импровизация)
9) “Ссора”
Цель: воспитание дружелюбия, бесконфликтного общения
(приём инсценирование: кукольный театр)
- Почему произошла драка?
(самая первая ошибка: грубое имя “Танька”, “Ванька”)
- Как исправим ситуацию? (снова инсценирование: исправление ошибки)
10) “Змей Горыныч” (теневой театр)
(приём десенсибилизации)
- Теперь самый главный момент нашего исследования: нужно спасти своё имя, выручить его от Змея Горыныча, вспомнить всё, что узнали сегодня об имени, почувствовали: нравится ли оно вам, любите ли его.
Объясните Змею Горынычу: почему он вам его должен отдать.
(предложить несколько вариантов):
1 – тем, кто боится – топнуть смело ногой и потребовать;
2 – вежливо попросить;
3 – доказать, что любите своё имя;
Змей Горыныч “отдаёт” визитки с именами.
(все хлопают, радуются)
Рефлексия:
Кто хочет навсегда остаться со своим именем, кто его навсегда полюбил – приколоть визитки.
Кто отказывается от него, кому не нравится своё имя – не берите.
Вывод: Я рада, что вы полюбили своё имя, много теперь о нём знаете.
Желаю им дорожить всю жизнь и украшать его красивыми делами