1. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка.
Данная разработка способствует разрешению такой проблемы, как эффективная организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеучебной деятельности. Самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых и глубоких знаний способствует развитию научно-исследовательской работы.
Сфера использования – уроки и внеклассная работа по информатике в образовательных учреждениях.
Круг пользователей – учителя информатики, заместители директоров по учебно-воспитательной работе.
2. Цель разработки – организация самостоятельной работы школьников.
3. Основные задачи, решаемые внедрением разработки.
- развитие самостоятельности школьников в познавательной деятельности;
- формирование умения самостоятельно овладевать знаниями;
- формирование умения применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
4. Ожидаемые результаты от внедрения.
- получение учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний;
- развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, развитие мышления;
- ускорение темпов формирования у обучающихся умений и навыков практического характера;
- выработка устойчивых навыков самостоятельной работы.
5. Обоснование актуальности разработки
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Одной из форм организации самостоятельной деятельности обучающихся являются творческие домашние задания.
6. Новизна разработки.
В настоящее время в методики преподавания информатики и ИКТ большое распространение получил метод проектов. Каждый учащийся индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем собирается в единый программный продукт. Данный вид деятельности занимает много времени, не все обучающиеся могут быть задействованы, знания сосредоточены в какой-то одной области. Творческие домашние задания позволяют обучающимся получить новые и глубокие знания по предмету, экономить время, снизить перегрузку. До этого периода времени не была разработана система творческих домашних заданий по информатике. Автором представлен пример календарно-тематического планирования, в котором такого рода работа носит системный характер и приведены примеры творческих домашних заданий, некоторые методические материалы по организации данной работы.
7. Содержание разработки.
Требования к проведению учителем инструктажа:
- В начале года проведение общего ознакомления учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания творческих домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов работы.
- Алгоритм работы над творческим домашним заданием должен быть вывешен в кабинете в доступном для ознакомления месте.
- График проведения творческих домашних заданий и их описание должны быть вывешены в кабинете.
- Конкретизация темы, определение времени сдачи задания.
- Проведение индивидуальных предварительных консультаций по творческому домашнему заданию.
- Обязательно рекомендации по выполненной работе, отдельно по оформлению и содержанию.
Алгоритм работы над творческим домашним заданием для учащихся:
- Поиск литературы.
- Работа с книгой.
- Работа со статьей.
- Свести всю найденную информацию в последовательный общие текст.
- Оформить работу в соответствии с требованиями.
- Подготовить устное выступление (краткий пересказ).
Оценка творческих домашних заданий
1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.
2. Отметка выставляется за устное выступление и практическую работы за компьютером.
Формы подведения итогов, практического применения творческих домашних заданий:
1. Письменная рецензия учителя.
2. Устное выступление учащегося.
3. Выставка лучших по оформлению работ.
4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ.
5. Участие в конкурсах различных уровней.
Пример календарно-тематического планирования с применением творческих домашних заданий представлен в приложение1 (приложение1.doc)
Примеры содержания творческих домашних заданий см. приложение2 (приложение2.doc)
8. Продолжительность реализации разработки.
Разработка предложенная автором применяется на протяжении всех лет изучения информатики в 10-11 классах.
9. Объём финансирования. Примерная смета доходов и расходов реализации (внедрения) разработки.
Для реализации проекта необходимо в библиотеке иметь научно-популярную, учебную и справочную литературу по предмету. В читальном зале библиотеки находятся папки с описанием творческих домашних заданий. На стенде в кабинете информатики также размещаются материалы с описанием работ.
№ | Требуемое обеспечение | Количество | Цена (руб.) | Стоимость(руб.) |
1 | Литература по предмету | 8 шт. | 200 | 1600 |
2 | Папка | 3шт. | 15 | 45 |
3 | Файлы | 1 упаковка | 80 | 80 |
4 | Бумага | 1 пачка | 150 | 150 |
5 | Картридж | 1 шт. | 2400 | 2400 |
Итого: | 4275 |
Литературой по информатике обеспечены многие учебные учреждения, поэтому расходы на их приобретение может свести к нулю.
10. Дополнительные возможности реализованной разработки.
Творческие домашние задания можно расширить до проектов, в которых задействованы группы обучающихся и возможности информационных технологий.
11. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения её опыта.
В дальнейшем планируется разработка системы творческих домашних заданий для учащихся 5-9 классов. Распространение опыта возможно при использовании системы творческих домашних заданий на уроках другими учителями после их ознакомления с преимуществами и возможностями разработки.
12. Описание выполняемых работ, закупаемых товаров, услуг, их целевое назначение.
Алгоритм действия учителя при использовании разработанной системы творческих домашних заданий:
Ознакомление с имеющейся литературой по предмету, если имеется ее недостаточность, что идет ее приобретение. Цены в смете расходов приведены условно с учетом специфики района Крайнего Севера.
Распечатка описания творческих домашних заданий для оформления стенда и для формирования папок в библиотеку (3 папки с одинаковым содержимым, чтобы одновременно могли работать сразу несколько детей в читальном зале).
Проведение общего ознакомления учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания, с формой подведения итогов и практического применения творческой работы учащихся.
Организует учащихся по заведению тетрадей для творческих работ (по окончанию курса в тетрадях будет накоплен дополнительный материал по предмету) и дискет для практических работ.
Вывешивает на стенд график проведения творческих домашних заданий, предупреждает за неделю о своевременной сдаче творческого задания.
13. Уровень проработанности разработки - внедренческий этап.
Существует научный задел по разработке, так как предложенную суть и систему организации самостоятельной работы учащихся можно перенести с учетом специфики на другой школьный предмет.
Результаты реализации и опыт внедрения разработки
Автором работа по внедрению разработанной системы творческих домашних заданий началась в 2003-2004 учебном году. В 2004-5005 году система была пересмотрена с учетом профилей класса.
После внедрения данной разработки в учебный процесс повысилось качество обучения.
Динамика качества
обученности учащихся 10-11 классов (%) |
||
С элементами углубленного изучения информатики | Общеобразовательный класс | |
2003/2004 | 83,3 | 75 |
2004/2005 | 90 | 79,5 |
2005/2006 | 91 | 80 |
Повысилось количество научно-исследовательских работ и изменилась их тематика, больше стало работ, несущих практическое назначение.
Год | Количество работ | Участие в мероприятиях |
2002/2003 | 4 | Школьная научно-практическая конференция “Ведай неведомое” |
2003/2004 | 6 | Школьная научно-практическая
конференция “Ведай неведомое” Районная научно-практическая конференция “Старт в науку” |
2004/2005 | 8 | Школьная научно-практическая конференция “Ведай неведомое” |
2005/2006 | 1 | Муниципальный тур окружной научно-исследовательской конференции |
2005/2006 | 2 | Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” |
2005/2006 | 1 | Окружная студенческая научно-исследовательская конференция “Истории Ямала: поиски и открытия”, посвященной 75-летию со дня образования Ямало-Ненецкого автономного округа |