Применение творческих домашних заданий для организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении информатики и ИКТ

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


1. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка.

Данная разработка способствует разрешению такой проблемы, как эффективная организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеучебной деятельности. Самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых и глубоких знаний способствует развитию научно-исследовательской работы.

Сфера использования – уроки и внеклассная работа по информатике в образовательных учреждениях.

Круг пользователей – учителя информатики, заместители директоров по учебно-воспитательной работе.

2. Цель разработки – организация самостоятельной работы школьников.

3. Основные задачи, решаемые внедрением разработки.

  • развитие самостоятельности школьников в познавательной деятельности;
  • формирование умения самостоятельно овладевать знаниями;
  • формирование умения применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

4. Ожидаемые результаты от внедрения.

  • получение учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний;
  • развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, развитие мышления;
  • ускорение темпов формирования у обучающихся умений и навыков практического характера;
  • выработка устойчивых навыков самостоятельной работы.

5. Обоснование актуальности разработки

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Одной из форм организации самостоятельной деятельности обучающихся являются творческие домашние задания.

6. Новизна разработки.

В настоящее время в методики преподавания информатики и ИКТ большое распространение получил метод проектов. Каждый учащийся индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем собирается в единый программный продукт. Данный вид деятельности занимает много времени, не все обучающиеся могут быть задействованы, знания сосредоточены в какой-то одной области. Творческие домашние задания позволяют обучающимся получить новые и глубокие знания по предмету, экономить время, снизить перегрузку. До этого периода времени не была разработана система творческих домашних заданий по информатике. Автором представлен пример календарно-тематического планирования, в котором такого рода работа носит системный характер и приведены примеры творческих домашних заданий, некоторые методические материалы по организации данной работы.

7. Содержание разработки.

Требования к проведению учителем инструктажа:

  1. В начале года проведение общего ознакомления учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания творческих домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов работы.
  2. Алгоритм работы над творческим домашним заданием должен быть вывешен в кабинете в доступном для ознакомления месте.
  3. График проведения творческих домашних заданий и их описание должны быть вывешены в кабинете.
  4. Конкретизация темы, определение времени сдачи задания.
  5. Проведение индивидуальных предварительных консультаций по творческому домашнему заданию.
  6. Обязательно рекомендации по выполненной работе, отдельно по оформлению и содержанию.

Алгоритм работы над творческим домашним заданием для учащихся:

  1. Поиск литературы.
  2. Работа с книгой.
  3. Работа со статьей.
  4. Свести всю найденную информацию в последовательный общие текст.
  5. Оформить работу в соответствии с требованиями.
  6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ).

Оценка творческих домашних заданий

1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.

2. Отметка выставляется за устное выступление и практическую работы за компьютером.

Формы подведения итогов, практического применения творческих домашних заданий:

1. Письменная рецензия учителя.

2. Устное выступление учащегося.

3. Выставка лучших по оформлению работ.

4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ.

5. Участие в конкурсах различных уровней.

Пример календарно-тематического планирования с применением творческих домашних заданий представлен в приложение1 (приложение1.doc)

Примеры содержания творческих домашних заданий см. приложение2 (приложение2.doc)

8. Продолжительность реализации разработки.

Разработка предложенная автором применяется на протяжении всех лет изучения информатики в 10-11 классах.

9. Объём финансирования. Примерная смета доходов и расходов реализации (внедрения) разработки.

Для реализации проекта необходимо в библиотеке иметь научно-популярную, учебную и справочную литературу по предмету. В читальном зале библиотеки находятся папки с описанием творческих домашних заданий. На стенде в кабинете информатики также размещаются материалы с описанием работ.

Требуемое обеспечение Количество Цена (руб.) Стоимость(руб.)
1 Литература по предмету 8 шт. 200 1600
2 Папка 3шт. 15 45
3 Файлы 1 упаковка 80 80
4 Бумага 1 пачка 150 150
5 Картридж 1 шт. 2400 2400
      Итого: 4275

Литературой по информатике обеспечены многие учебные учреждения, поэтому расходы на их приобретение может свести к нулю.

10. Дополнительные возможности реализованной разработки.

Творческие домашние задания можно расширить до проектов, в которых задействованы группы обучающихся и возможности информационных технологий.

11. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения её опыта.

В дальнейшем планируется разработка системы творческих домашних заданий для учащихся 5-9 классов. Распространение опыта возможно при использовании системы творческих домашних заданий на уроках другими учителями после их ознакомления с преимуществами и возможностями разработки.

12. Описание выполняемых работ, закупаемых товаров, услуг, их целевое назначение.

Алгоритм действия учителя при использовании разработанной системы творческих домашних заданий:

Ознакомление с имеющейся литературой по предмету, если имеется ее недостаточность, что идет ее приобретение. Цены в смете расходов приведены условно с учетом специфики района Крайнего Севера.

Распечатка описания творческих домашних заданий для оформления стенда и для формирования папок в библиотеку (3 папки с одинаковым содержимым, чтобы одновременно могли работать сразу несколько детей в читальном зале).

Проведение общего ознакомления учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания, с формой подведения итогов и практического применения творческой работы учащихся.

Организует учащихся по заведению тетрадей для творческих работ (по окончанию курса в тетрадях будет накоплен дополнительный материал по предмету) и дискет для практических работ.

Вывешивает на стенд график проведения творческих домашних заданий, предупреждает за неделю о своевременной сдаче творческого задания.

13. Уровень проработанности разработки - внедренческий этап.

Существует научный задел по разработке, так как предложенную суть и систему организации самостоятельной работы учащихся можно перенести с учетом специфики на другой школьный предмет.

Результаты реализации и опыт внедрения разработки

Автором работа по внедрению разработанной системы творческих домашних заданий началась в 2003-2004 учебном году. В 2004-5005 году система была пересмотрена с учетом профилей класса.

После внедрения данной разработки в учебный процесс повысилось качество обучения.

  Динамика качества обученности учащихся

10-11 классов (%)

С элементами углубленного изучения информатики Общеобразовательный класс
2003/2004 83,3 75
2004/2005 90 79,5
2005/2006 91 80

Повысилось количество научно-исследовательских работ и изменилась их тематика, больше стало работ, несущих практическое назначение.

Год Количество работ Участие в мероприятиях
2002/2003 4 Школьная научно-практическая конференция “Ведай неведомое”
2003/2004 6 Школьная научно-практическая конференция “Ведай неведомое”

Районная научно-практическая конференция “Старт в науку”

2004/2005 8 Школьная научно-практическая конференция “Ведай неведомое”
2005/2006 1 Муниципальный тур окружной научно-исследовательской конференции
2005/2006 2 Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”
2005/2006 1 Окружная студенческая научно-исследовательская конференция “Истории Ямала: поиски и открытия”, посвященной 75-летию со дня образования Ямало-Ненецкого автономного округа